Формирование у школьников движения к другим культурам и народам.
учебно-методический материал по немецкому языку (9 класс) на тему
Из опыта работы учителя немецкого языка Макаровой Н.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 773.96 КБ |
Предварительный просмотр:
движения
к другим культурам и народам»
Из опыта работы Макаровой Н.М.,
учителя немецкого языка
МОУ-СОШ п.Мирный
Петровского района
Тема: «Формирование у школьников движения к другим
культурам и народам»
« Язык - это не цель,
а средство общения»
И.В.Гете.
Современная цель обучения иностранному языку и культуре формируется как подготовка к реальной межкультурной коммуникации. Изучение иностранной культуры начинается с изучения языка. Узнавая новую языковую форму, учащиеся открывают для себя ту часть культуры, ту социокультурную единицу, которая лежит за ним. Иностранная культура предстает перед детьми в виде мозаики, которая постоянно дополняется новыми элементами. Ученики воспринимают ее не как отражаемую единицу в языке, а как создаваемую языком. Процесс изучения иностранной культуры идет от частного – языковых структур к общему познанию и пониманию культуры. Она может быть понятна только при сопоставлении с родной культурой.
Социокультурный компонент на уроке немецкого языка играет существенную роль в развитии личности ребенка еще и потому, что способствует формированию общей культуры учащихся.
Поэтому главной своей задачей считаю выбор соответствующих учебных пособий, отвечающих определенным требованием, поиск и использование необходимого дополнительного разнообразного аутентичного языкового и страноведческого материала, без чего невозможен социокультурный подход в обучении немецкого языка. Для этого в своей работе постоянно применяю журналы, газеты из Германии, а также новинки методической литературы.
Главным социокультурным компонентом содержания обучения является учебный текст. В качестве учебного текста использую тематические, страноведческие, художественные тексты, а также немецкие песни, стихи, диалоги, ситуативные клише, интервью. Весь материал используется с учетом возраста и интереса учащихся.
Текст является не столько основой для пересказа, сколько средством для общения. В социокультурный компонент содержания обучения включается речевой материал разного уровня, учитывая личностный характер общения, способности – объем лексики для каждого учащегося индивидуален.
В кабинете иностранного языка накоплен богатый материал по страноведению, который активно используется на уроках и внеклассной работе. Это информация о немецко-говорящих странах: ФРГ, Австрии, Швейцарии, Люксембурге, Лихтенштейне. Оформлены стенды, папки с текстами, иллюстрациями, тематическим материалом о достопримечательностях Германии, Австрии. В шкафах оформлены выставки немецких газет и журналов. Вместе с детьми собираем марки, открытки с видами городов. Учащиеся с большим интересом читают немецкие журналы, так как полученные сведения используются ими на уроках географии, физики, литературы и др.
Включение детей в учебную деятельность осуществляется с помощью ролевых игр, которые дают им возможность познакомиться с менталитетом немцев и развивать положительную мотивацию изучения немецкого языка. В процессе игр они учатся культуре общения: как приветствовать, как обратиться с вопросом для получения информации, покупки и т.д.
Разнообразие форм и методов работы является главным для привития детям интереса к предмету. В процессе обучения немецкому языку проводятся разнообразные виды занятий: телемосты, викторины, экскурсии, урок-игра, уроки – дискуссии, связанные с современной политической жизнью, проблемами молодежи в нашей стране и за рубежом.
Во время уроков немецкого языка и внеклассных мероприятий следую общепринятым нормам поведения, характерным для немецкого народа: толерантность, соблюдение правил этикета, точность, аккуратность. Часто рассказываю детям о своих впечатлениях от поездки по Германии и Австрии, о роли знания языка при общении с жителями этих стран. Приучаю учащихся к уважению чужой культуры.
Активно использую на уроках дидактический и раздаточный материал. Регулярно проводятся выставки творческих работ учащихся.
Важным средством совершенствования практических умений и навыков овладения языком является ТСО / магнитофон, проигрыватель, компьютер/.
Широко распространенным видом внеклассной работы является проведение на немецком языке конкурсов, викторин, предметных недель; вечеров, посвященных немецким классикам; игр: «Звездный час», «Что? Где? Когда?», с целью которых является расширение знаний по предмету и привитие интереса к изучению немецкого языка.
Обычаи и традиции отражают культуру и историю народа. Знакомясь с ними, дети лучше представляют себе жизнь простых людей, их увлечения, интересы. Ребята узнают, что дети в Германии на Пасху тоже красят яйца и устраивают веселые игры с песнями и танцами. Учащиеся с удовольствием подписывают на немецком языке поздравительные открытки к праздникам своим родным, близким, друзьям; выпускают школьные газеты на немецком языке.
Посещение младшими школьниками внеклассных мероприятий на немецком языке вызывает у них интерес к изучению иностранного языка. Поэтому в школе организован кружок «Немецкий язык». Основными задачами внеклассной работы в начальных классах считаю:
- развитие умений и навыков устной речи на ограниченном лексическом и грамматическом материале путем повседневного общения с детьми;
- привитие интереса к изучению иностранного языка, любви к этому предмету;
- подготовка к усвоению немецкого языка в основной школе.
В связи с этим пришлось изучать дополнительную методическую литературу, составить план кружка, подготовить иллюстративный, дидактический и раздаточный материал, фотографии Германии, Австрии. Дети с интересом рассматривают красочно оформленные немецкие журналы, фотографии, при этом знакомятся с жизнью, бытом, традициями народов Германии. Первые занятия кружка показали, что учащиеся младшего школьного возраста усваивают материал лучше, чем среднего звена. Эмоционально насыщенная атмосфера занятий, игровые ситуации , коллективные формы работы дают возможность лучше запомнить новую лексику, применять ее в речевых ситуациях. Они рисуют домашних животных и прекрасно описывают их, рассказывают о своих игрушках, разыгрывают сценки, составляют небольшие диалоги. Дети охотно исполняют на школьных праздниках песни, стихи на немецком языке, танцуют немецкие народные танцы. Участие ребят в различных формах внеклассной работы помогает им преодолеть скованность и барьер страха при общении на иностранном языке, а переход на вторую ступень образования обучение иностранному языку станет на много доступнее.
В ходе обучения немецкому языку учащие основной средней школы усваивают довольно обширный и разнообразный фактический материал о немецкоязычных странах. На уроках истории, географии они получают сведения о месте расположения этих стран. Разнообразие усваиваемых школьниками конкретных фактов удачно сочетается с известным единообразием языкового материала / словосочетаний, грамматических конструкций, оборотов речи, терминов/, необходимо для построения несложных иноязычных высказываний на соответствующие темы. Такое сочетание, при котором повторяемость языковых структур сосуществует с вариативностью их лексического наполнения, создает благоприятные условия для систематизации и закрепления усвоенного материала. При этом, если повторяемость способствует прочности запоминания и усвоения, то вариативность избавляет от чисто механического запоминания, снижающего интерес. Поэтому сопоставление однотипных фактов, относящихся к различным странам /Германия, Австрия, Швейцария и др./ способствует сознательности усвоения материала, развитию у школьников логического мышления, способности сравнивать и сопоставлять различные сведения. Исходя из этого, планируется проведение нескольких обобщающих уроков в 8-9 классах, посвященных различным аспектам изученного страноведческого и краеведческого материала.
Знание иностранного языка очень актуально в настоящее время. Многие учащиеся школы выбрали профессии связанные с изучением немецкого языка. Очень важным является развитие у школьников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психологических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств, готовности учащихся к общению, к разным видам коллективного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/18/picture-179808-1361212070.jpg)
Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа. Воспитание патриотизма у школьников на основе традиций и культуры татарского народа.
ПатриотизмОснованный на традициях...
Тема: Использование ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) в системе формирования интереса школьника к занятиям физической культуры, развитие ценностного отношения к здоровью.
Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В ус...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-215243-1363162604.jpg)
Мастер-класс: «Использование ИКТ в системе формирования интереса школьника к занятиям физической культурой»
Материал подобран для аттестации работников образования...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/08/picture-711424-1712583061.png)
Нравственное воспитание школьника через традиции и обычаи и культуру хакасского народа.
Всем современным педагогам давно ясно, что в условиях многонационального государства самым важным фактором воспитания подрастающего поколения является национнальная культура, потому что она - основа м...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-1118867-1550511399.jpg)
Факторы формирования интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом
В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к занятиям физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось в пер...