Ситуация успеха в учебной деятельности
статья по немецкому языку по теме
В данной статье говорится о некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении немецкому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situaciya_uspeha_v_uchebnoy_deyatelnosti_pedsovet.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуация успеха в учебной деятельности
(Н.И.Савина –учитель немецкого языка)
О некоторых приемах создания благоприятного
психологического климата при обучении немецкому языку.
Известно, что каждый урок, и каждый из его элементов имеют свой содержательный методический и психологический аспекты. Содержание урока определяется изучаемым языковым материалом, а выбранный способ его подачи реализуется с помощью методических приемом, которые в значительной мере связаны с аспектом психологическим. Традиционно под психологическим аспектом урока понимается функционирование психологических процессов (восприятие, запоминание, мышление) в речевой деятельности учащихся. Именно этот компонент оказывается ведущим, и эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Без учета психологического аспекта самые эффективные методы и приемы не дают желаемых результатов. Даже если урок подготовлен методически правильно, оптимальный результат не достигается, если не учтены взаимоотношения между учащимися в классе, между учащимися и учителем, а также объективные условия, в которых проходит урок. Механическое выполнение плана без учета складывающейся в данный момент и постоянно меняющейся учебной ситуации не обеспечивает полноценног7ол обучения иностранному языку. Каждый класс и каждый ученик привносят в урок что-то свое, что-то новое, часто неожиданное. Если учащиеся пришли на урок с желанием работать (6 кл, 7 кл, 10 кл), я стараюсь максимально загрузить их, поддерживаю высокий ритм деятельности на протяжении всего урока. Дети не утомляются практически при любой языковой нагрузке, если уровень ее сложности соответствует их возрасту и при первых признаках усталости меняется форма работы. Учащиеся данных классов редко настроены на нерабочий лад, и качество знаний выше, чем в других классах. В старших классах часто случается так, что в первый момент урока ребята не хотят работать. Причины могут быть разными: ослабла мотивация, предыдущий урок был рецептивного характера, проявляют себя возрастные особенности старшего школьника и др. В психологическом плане мне приходится проявить твердость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность учащихся, вовлекаю их в работу. Ученик должен преодолеть себя, и я ему помогаю. С первых минут урока стараюсь определить по отдельным репликам, по выражению лиц психологический настрой группы, на который могут влиять объективные факторы: к/р по математике, конфликтная ситуация, радостное событие и т.д. Бывает так, что ученик не отвечает потому, что не знает, а потому, что у него ссора с товарищем. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка. Конечно же, важным условием создания благоприятной атмосферы общения, управления деятельностью учащихся является учет их индивидуально-психологических особенностей. При организации диалогической речи, ролевых игр, я учитываю не только уровень знаний, особенности характера и темперамента, но и такие свойства личности, как инициативность в общении, авторитет среди одноклассников. В кабинете иностранного языка учащиеся рассаживаются за партами по своему желанию. Так в естественной форме определяются пары учащихся с лучшей психологической совместимостью, необходимой для коммуникативных упражнений.
К сожалению, специфика урока иностранного языка не позволяет учителю увлечь учащихся своим рассказом так, как это бывает на уроке родной литературы. Кроме того, учащиеся постоянно чувствуют дискомфорт оттого, что не могут на иностранном языке выразить свои мысли с таким же богатством лексических, стилистических и грамматических оттенков, как на родном. Их речь носит упрощенный характер.
Поэтому, организуя деятельность учащихся, на каждом этапе урока я выбираю ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся.
Неорганизованный, шумный 5 класс. В I-II четвертях была в основном игра на уроках. Попытки в дальнейшем приучить их к самостоятельной работе не увенчались успехом. Тогда я стала использовать коллективные формы работы, активизируя тем самым деятельность каждого ученика.
Нарушить психологический комфорт урока может частое исправление ошибок. На своих уроках я стараюсь не прерывать учащихся в момент коммуникации, исходя из того, что ученик не живет в иноязычной среде и не может говорить безошибочно, как носитель языка, и поэтому он объективно имеет право на ошибку. Тем не менее, если количество ошибок значительно это свидетельствует о недостаточном усвоении материала, об упущениях со стороны учителя. Я фиксирую ошибки учащихся в своей памяти, а на последующих уроках провожу корректирующие упражнения, которые связываю с материалом изучаемой темы. Никогда не забываю и о том, что для учащихся перспектива изучения иностранного языка в сельской школе менее конкретна, чем перспектива изучения родного языка или физической культуры. Здесь мне часто помогает чувство доброго юмора, т.е. речевая и физиономическая способность, которая вызывает у учащихся смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном счете для улучшения психологического климата урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль создания ситуаций успеха в практической деятельности педагогов».
Педагог связан с обучающимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей подростка, перед самим подростком и пере...
«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»
Проектно-исследовательская деятельность учащихся приобретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского ...
Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания
Ситуации успеха в учебной деятельности школьников и пути их создания.Данный вопрос и презентация рассматривались на педагогическом совете школы. Успех рождает сильный дополнительный импульс...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника.
Ребенок, поступая в школу, надеется добиться признания и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя и одноклассники. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезно...
Ситуация успеха в учебной деятельности как средство активизации познавательного интереса учащихся.
Актуальным вопросом преподавания является мотивация учащихся к овладению знаниями в данной области.Как же сформировать заинтересованность учащихся к учебному процессу?...
Педагогическое исследование на тему: "Создание ситуации успеха в учебной деятельности, одна из составных частей ФГОС II поколения"
Важнейшим открытием 2-й половины 20-го века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный и...
Создание ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника (из опыта работы)
Большинство первоклассников с большим желанием идут в школу, желание познания нового и общения с другими детьми естественно для семилетки. Однако позже желание учиться у многих пропадает. Проблема шко...