Билингвальный урок (русский и немецкий язык) в 5 классе
материал по немецкому языку (5 класс) по теме
Сравнение категории рода имен существительных в русском и немецком языках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bilingvanny_urok.doc | 891.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Билингвальный урок (русский и немецкий язык) в 5 классе
Учителя: Ошуканец Е.С., Шакирова Н.В.
Проведен 30.04.10
Тема: Род имен существительных в русском и немецком языках
Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель русского языка:
Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.
За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.
- Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
- Почему дама?- удивилась немка. – Ложка – «дер лëффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…
Русская возмутилась:
- Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…
- Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» - рода среднего.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.
- Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то
забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то
напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно.
(Л.Успенский)
Учитель русского языка: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как звучит тема нашего урока?
Попытайтесь объяснить ситуацию, которая возникла в ходе разговора трех женщин.
(… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, турецкий, китайский и другие языки. В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.
… есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, молдавский и другие языки).
2. Работа в группах: ученики выполняют задание 1, заполняют таблицу.
3. Анализ результатов работы с таблицей.
Выводы:
Учитель русского языка: в русском языке существуют существительные не только мужского, женского и среднего рода, но и существительные общего рода. Определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по окончанию имени существительного или задав вопрос,
Учитель немецкого языка: в немецком языке существуют существительные трех родов, определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по значению слова или же по суффиксу существительного.
При возникновении сложных случаев можно обратиться к словарю.
4. Обучение работе с толковыми словарями русского и немецкого языков:
Словарная статья: обозначение рода имени существительного в словарях:
5. Работа учащихся со словарями.
Учитель русского языка, учитель русского языка: для чего нужно знать род имени существительного? (Чтобы правильно употреблять существительные в речи: в сочетании с прилагательными, местоимениями)
6. Выводы по уроку:
- важно знать род имени существительного, так как это позволяет грамматически верно использовать существительные в речи.
- род в русском и немецком языках у имен существительных не совпадает, поэтому
иностранные существительные лучше запоминать по родам,
- при возникновении затруднений при определении рода имени существительного
лучше всего обращаться к словарю, где указан правильный род имени существитель-
ного.
7. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок-проект в 9 классе на немецком языкев рамках билингвального обученя по курсу "Немецкий язык + география" на тему "Этническое, языковое и религиозное многообразие населения Саратова"
Praktische Ergebnisse der Projektarbeit mit Jugendlichen 1. Im modernen Deutsc...
Разработка урока «ПРАЗДНИК АЛФАВИТА». Немецкий язык. 2 класс.
Название работы: _разработка___урока______________ ...
разработка урока по ФГОС немецкий язык 2 класс
Урок разработан в соответствии с основными требованиями ФГОС.Урок закрепления знаний....
Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса
Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...
План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.
Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...
Интегрированный урок английского и немецкого языков 5 класс. Тема: «Два языка – одна семья!»
Урок проводился учителями английского и немецкого языков в 5 классе. Основной целью было показать сходство языков на фонетическом и графическом уровнях, прививать уважение к культурам России и других ...
Интегрированный урок русского и немецкого языка 5 класс
План - конспект интегрированного открытого урока русского и немецкого языка. 5 класс. Тема: «Путешествие по городу Морфем»...