Билингвальный урок (русский и немецкий язык) в 5 классе
материал по немецкому языку (5 класс) по теме

Ошуканец Елена Семеновна

Сравнение категории рода имен существительных в русском и немецком языках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bilingvanny_urok.doc891.5 КБ

Предварительный просмотр:

Билингвальный урок (русский и немецкий язык) в 5 классе

                                                   Учителя: Ошуканец Е.С., Шакирова Н.В.

                                                   Проведен 30.04.10

Тема: Род имен существительных в русском и немецком языках

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке

Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель русского языка:

Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.

        За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.

- Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

- Почему дама?- удивилась немка. – Ложка – «дер лëффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…

Русская возмутилась:

- Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…

- Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» - рода среднего.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.

      - Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то

      забавное           суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то    

      напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно.

                                                                                           (Л.Успенский)

Учитель русского языка: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как звучит тема нашего урока?

Попытайтесь объяснить ситуацию, которая возникла в ходе разговора трех женщин.

(… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, турецкий, китайский и другие языки. В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.

… есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, молдавский и другие языки).

2. Работа в группах: ученики выполняют задание 1, заполняют таблицу.

             

3. Анализ результатов работы с таблицей.  

Выводы:

Учитель русского языка: в русском языке существуют существительные не только мужского, женского и среднего рода, но и существительные общего рода. Определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по окончанию имени существительного или задав вопрос,

Учитель немецкого языка:  в немецком языке существуют существительные трех родов, определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по значению слова или же по суффиксу существительного.

При возникновении сложных случаев можно обратиться к словарю.

4. Обучение работе с толковыми словарями русского и немецкого языков:

Словарная статья: обозначение рода имени существительного в словарях:

5. Работа учащихся со словарями.

Учитель русского языка, учитель русского языка: для чего нужно знать род имени существительного? (Чтобы правильно употреблять существительные в речи: в сочетании с прилагательными, местоимениями)

6. Выводы по уроку:

 - важно знать род имени существительного, так как это позволяет грамматически верно использовать существительные в речи.

       - род в русском и немецком языках у имен существительных не совпадает, поэтому

      иностранные существительные лучше запоминать по родам,

       - при возникновении затруднений при определении рода имени существительного

       лучше всего обращаться к словарю, где указан правильный род имени существитель-

       ного.

       7. Домашнее задание:     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «ПРАЗДНИК АЛФАВИТА». Немецкий язык. 2 класс.

Название работы: _разработка___урока______________                          ...

разработка урока по ФГОС немецкий язык 2 класс

Урок разработан в соответствии с основными требованиями ФГОС.Урок закрепления знаний....

Программа элективного курса на билингвальной основе «Русская и немецкая фразеология» для 9 класса

Знание фразеологии – это обязательное условие глубокого владения любым языком. Цель работы по фразеологии предполагает формирование у школьников научного мировоззрения, вооружение их основами зна...

План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...

Интегрированный урок английского и немецкого языков 5 класс. Тема: «Два языка – одна семья!»

Урок проводился учителями английского и немецкого языков в 5 классе. Основной целью было показать сходство языков на фонетическом и графическом уровнях, прививать уважение к культурам России и других ...

Интегрированный урок русского и немецкого языка 5 класс

План - конспект интегрированного  открытого урока  русского и немецкого языка. 5 класс.    Тема: «Путешествие по городу Морфем»...