Моя методическая система
статья по немецкому языку по теме
Система методической работы учителя немецкого языка.Используемые в педагогической деятельности современные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema.docx | 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Система методической работы
В связи с изменением политики государства в сфере образования изменился и социальный заказ. На современном этапе развития общества целью является развитие личности обучаемого способной к самосовершенствованию, самореализации и самоактуализации. Особое внимание уделяется повышению качества образования.
Важнейшими задачами современного образования становится развитие универсальных умений, позволяющих выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы. Для начального образования приоритетным является формирование навыков учебной деятельности: желания и умения учиться, развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся.
Я считаю, что основным показателем успеваемости учащихся является осознание значимости изучения немецкого языка, высокий интерес к предмету. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками
Цель моей педагогической деятельности - обеспечение высокого уровня качества знаний учащихся , привитие им навыков самостоятельной учебной деятельности, необходимых для успешного продолжения образования в основной школе, формирование у детей активной познавательной позиции.
Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом опыте, передовом опыте педагогов-новаторов и требованиях современного образовательного стандарта.
Достижение поставленных целей видится мне возможным через решение следующих задач:
- развивать познавательный интерес к процессу обучения;
- развивать мышление, память, внимание;
- формировать умения приобретать знания, то есть учить учиться;
- создавать ситуации успеха для каждого ребенка;
- развивать интеллектуальные способности учащихся в процессе обучения.
Приоритетными воспитательно-развивающими задачами считаю:
-формирование положительной мотивации учащихся, готовности воспринимать культуру другого народа;
-целенаправленно приобщать учащихся к различным учебным техникам, т.е. развивать общеучебные специальные умения, обеспечивающие эффективное овладение иностранным общением
Для успешного решения поставленных задач в школе имеется кабинет немецкого языка. В моем кабинете стоит удобная для работы мебель. Имеются таблицы к урокам, часть которых изготовила сама. Много дидактического материала. В школе есть магнитофон. Для учебной деятельности есть полный комплект учебников и рабочих тетрадей. Для своей работы использую журналы «Иностранные языки в школе», приложение к газете «Первое сентября», «Классный руководитель», «Deutsch kreativ», «Vitamin D». Приобрела много методической литературы.
Апробированные мною инновационные технологии позволяют вести работу по формированию и развитию познавательных способностей моих учащихся.
В своей работе применяю следующие методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные. Для эффективного использования времени на уроке внедряю следующие современные элементы педагогических технологий: построение содержания обучения на концептуальной основе; проектный метод, разноуровневое обучение, игровые ,информационно-коммуникативные технологии.
Уделяю большое внимание дифференцированной работе учащихся на уроке, ведь успех в развитии ребенка, формирование его мышления, внимания, памяти, речи зависит в первую очередь от организации познавательной деятельности на уроке.
Работа по группам всегда вызывает у детей повышенный интерес к предмету. Когда сильный ученик помогает слабому, то осуществляется дифференцированный и индивидуальный подходы.
Для детей разного уровня развития:
повышенный уровень – формирование у учащихся познавательного интереса к изучению немецкого языка
базовый уровень – выполнение требований образовательной программы;
Использование нестандартных уроков вызывают у учащихся интерес к предмету (урок – экспедиция, путешествие, игра, соревнование, сказка, викторина, КВН).
Эти активные формы обучения никогда не оставляют ребят равнодушным и вызывают повышенный интерес к урокам. В течение года провожу контроль уровня сформированности обязательных результатов в виде контрольных работ.
Элементы технологии проектного обучения и исследовательский метод применяются мною в основном на уроках и во внеурочное время. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Большое место на уроках занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих работах проявляются индивидуальные качества учащихся.
Такая организация образовательного процесса сближает учителя и учеников, дает возможность раскрыться и раскрепоститься каждому.
Большое внимание уделяю развитию монологической речи , работе над правильным произношением слов, над словарным запасом речи учащихся, пытаюсь добиться грамотного письма. Учу ребят самостоятельно добывать знания, работать с учебником, словарём, таблицами и карточками дидактического материала, для того, чтобы они в дальнейшем в любое время могли заняться самообразованием. Сочинения детей, стихи, составленные ими карточки с заданиями помогают раскрыть их способности. Учу детей анализировать изучаемый материал, строить рассуждения с доказательством правильности высказанного суждения, делать выводы и обобщения. В зависимости от поставленных перед учащимися задач и используя различные методические приемы, активизирующие мышления учащихся на каждом уроке даю ребятам новые знания.
На уроках учащиеся выполняют разноуровневые задания, задания повышенной трудности. Задания повышенного уровня предназначены для более развитых детей. Разноуровневые задания на начальной стадии обучения имеют следующие преимущества: школьники изучают материал в посильном для них темпе; при усвоении учебной программы создаются равные стартовые возможности для всех учащихся; не замедляется искусственный темп развития сильных учеников; обучающее и воспитывающее влияние учителя адекватно концентрируется на группах учащихся с одинаковыми возможностями. Разноуровневое домашнее задание помогает учащимся поверить в свои силы, задания творческого характера развивают интерес к предмету.
Постоянно отслеживаю динамику обученности учащихся по немецкому языку, прогнозирую результаты дальнейшего обучения учащихся.
Игровые технологии позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки к языку. Игра в условиях сельской школы позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение всего урока, снимает утомлённость, восполняет дефицит общения в иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему значению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащённости, количеству учеников и т. д. С их помощью совершенствовать лексические, грамматические навыки или же решать целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
Игра является действующим инструментом преподавания, который активизирует мысленную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул в овладении языком.
По мнению психологов (А. А. Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т. е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.
Используя информационно-коммуникативную технологию, добиваюсь повышенного интереса к изучаемой теме, активности ребят на уроке. Эта технология эффективна не только как источник информации и яркая наглядность, но и существенно экономит время на уроке, что позволяет мне большее время уделять изучаемому материалу. На мой взгляд, все эти технологии обладают высокой степенью эффективности.
На уроках применяю разные виды контроля как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, умений и навыков учащихся и формирование на этой основе оценки за определенный раздел программы или периода обучения. В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами контроля оценивания знаний учащихся считаю следующие: объяснять оценки, замечать успех ученика, а не недостатки, считать оценку не целью, а средством развития ученика, создавать ситуацию успеха на уроке.
В учебном процессе задействованы не только ученики, но и родители. От их внимания на школьную жизнь ребенка во многом зависит успешность учебных достижений ученика. Для этого. Как я считаю, необходимо вести тесное сотрудничество с родителями. Для этого я часто посещаю родительские собрания, довожу до сведения родителей ту или иную информацию. При желании родителей, для достижения большего прогресса в обучении немецкому языку, занимаюсь с детьми дополнительно, во вне- учебное время.
Изучение немецкого языка не ограничивается рамками урочной системы, находя свое продолжение в кружке «Немецкий для любознательных», руководителем которого я являюсь. Цель работы детского объединения: создать условия для формирования всесторонне-развитой личности и реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся. У детей, посещающих кружок, появилась заинтересованность в углубленном изучении предмета, реальная возможность почувствовать, увидеть, прикоснуться к тому, что было известно только из учебников в рамках урока.
Работая в школе, я осуществляю не только учительскую деятельность, но и постоянно являюсь классным руководителем. Выполняя воспитательные функции в этой сфере, большое внимание уделяю развитию ответственного отношения к себе, окружающим людям, учебной и трудовой деятельности, самостоятельности и инициативности, пропаганде здорового образа жизни. Формы работы с классным коллективом разнообразны: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд.
Воспитательная работа в руководимом мною классе является составной частью учебно– воспитательного процесса, цель, которого – воспитание высоконравственной, свободной, здоровой, всесторонне развитой личности на основе общечеловеческих, отечественных ценностей. Воспитательную работа класса строится на основе системы воспитательной работы школы. Класс – сплочённый и монолитный коллектив со сформировавшимся общественным мнением, в котором приоритетами являются дисциплина и качество знаний. В классе устоявшиеся традиции: занятость коллективным общественно – полезным трудом.
В классе активную позицию занимает выбранный открытым голосованием актив. Возглавляет актив староста класса, его заместителем является старший дежурный. Деятельность актива многогранна: работают учебный, спортивный, трудовой, культурно – массовый и экологический секторы, редколлегия. Высшим органом самоуправления является классное собрание. Учащиеся класса традиционно принимают активное участие во всех школьных праздниках и конкурсах, часто занимая призовые места. Физически учащиеся класса развиты хорошо, команды по волейболу и футболу всегда первенствуют в школьных турнирах.
Класс оказывает шефскую помощь 6 классу.
Совместную работу школы и семьи по обучению и воспитанию координирует классный родительский комитет. Члены родительского комитета участвуют во внеклассных мероприятиях, организуют экскурсии. В классе неблагополучных семей нет. Совместная деятельность классного руководителя и родительского комитета направлена на полный охват вниманием всех обучающихся и их семей.
Любят дети готовить и проводить открытые внеклассные мероприятия. Принимают участие в различных конкурсах: «Русский Медвежонок», «Кенгуру»
Результаты
В итоге моей воспитательной системы у учащихся формируются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, социально-трудовые компетентности личностного самосовершенствования.
Результаты моей педагогической деятельности
- Стабильная стопроцентная успеваемость школьников по предмету.
- Повышение уровня обученности.
- Рост достижений каждого учащегося.
- Создание атмосферы успеха.
- Активность в общественной жизни.
- Призовые места в олимпиадах школьного и муниципального этапов.
- Участие в международной интеллектуальной игре «Медвежонок».
- Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» .
- Участие в научно-практических конференциях с исследовательской работой.
- Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
- проявление выпускниками высоких показателей знаний немецкого языка в первый год обучения в других учебных заведениях
Ожидаемые эффекты
Выработанная мною методическая система дает возможность ожидать к концу обучения учащихся следующих эффектов:
- высокого качества образования,
- повышения мотивации обучения,
- активизации познавательных процессов,
С 2009 учебного года возглавляю в районе творческую лабораторию «Современные образовательные технологии на уроке немецкого языка», в рамках которой самостоятельно планирую и провожу круглые столы, диспуты, открытые уроки по определенной тематике. Кроме того регулярно посещаю уроки коллег, внедряю в преподавание новейшие педагогические технологии, активно использую ресурсы Интернета. Составляю свое тематическое и поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Постоянно изучаю новые методы в преподавании немецкого языка, применяю инновационные образовательные технологии в процессе обучения учащихся.
Являясь руководителем центра немецкой культуры провожу тематические вечера, праздники, делюсь опытом работы с коллегами, повышаю свою квалификацию, участвуя в семинарах и тренингах. В 2009 году проводила областной семинар для руководителей центров.
Взаимоотношения с коллегами строю на уважении, доверии, совместном творчестве. Никогда не отказываю коллегам в помощи, делюсь своим положительным опытом, учусь.
Постоянно занимаюсь повышением своего профессионального мастерства через самообразование, работу в педсоветах, школьных и районных методических объединениях.
2007 год – выступление на педагогическом совете по теме: «Роль игры на уроке немецкого языка».
выступление на РМО «Традиционные праздники страны изучаемого языка»
2008год-выступление на ШМО, а затем в 2009 и на РМО с обобщением опыта по теме «Привитие интереса к предмету и к стране изучаемого языка»
выступление на РМО «Патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках немецкого языка»
2009год поделилась опытом с коллегами о ведении портфолио класса
2010 год – провела семинар и дала урок с применением технологии разноуровневого обучения.
2011 год- мастер-класс в районе « технология разноуровневого обучения»
В дальнейшем планирую с каждым ребенком создать «Языковой портфель», в котором отражалась бы вся деятельность ученика, постоянно совершенствоваться в методах и приемах преподавания немецкого языка, принимать активное участие в конкурсах и проектах.
Особых трудностей в работе не испытываю, но быстрая смена парадигм образования, внедрение новых педагогических технологий, как все новое, требует адаптационного периода.
Профессия учителя - творческая профессия. И так как жизнь диктует новые требования и подходы к обучению, современный учитель никогда не должен останавливаться на достигнутом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая система
Описание собственной методической системы....
Модель методической системы школы
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели....
Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1
В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг. в те...
Организационно-методическая система В.Ф. Шаталова, или тезисный «методический ликбез»
Автор, Меженко Юрий Степанович, учитель русского языка, сотрудник шаталовской лаборатории интенсивных методов обучения НИИ СиМО АПН СССР, участник эксперимента в ОШ № 5 г. Донецка в 1987-1991 гг...