Учебно - исследовательская работа при изучении немецкого языка
материал по немецкому языку на тему
Метод проектной работы явлеется учебно - исследовательской деятельностью при изучении немецкого языка, которая повышает мотивацию учащихся при изучении иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка
Хайрулина К. Е. учитель немецкого языка
Метод проектов позволяет создать на уроке немецкого языка исследовательскую творческую атмосферу .Ценность исследовательской работы заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. Для организации и руководства исследовательской деятельностью учащихся мне необходимо:
– выявить мотивы, побуждающие школьников к исследовательской деятельности и особенности исследования;
– проверить как, по каким этапам возможно осуществление исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Применяя элементы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, считаю необходимым решение таких задач:
– формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов);
– совершенствование коммуникационных умений;
– формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Исследовательская работа школьников предполагает самостоятельную или групповую работу с материалами по изучаемым темам школьных предметов через разрабатываемые проекты, теоретические исследования. Исследование, как форма работы в обучении на уроках, как вид отчетности в виде экзамена, презентации, является творческой деятельностью в образовательно-педагогическом процессе.
Учебное исследование способно “осветлить” атмосферу уроков. Это тот стартовый этап, который предоставляет равные возможности всем учащимся включиться в исследовательскую деятельность. Практически на каждом уроке можно использовать элементы учебно-исследовательской деятельности (работа над грамматическими и лексическими темами, с лексическими единицами).
При работе над отдельными темами можно порекомендовать следующее:
Тема: Путешествие в страну сказок
Содержание работы | Формы работы | Предварительные результаты |
Игры, танцы, песни, сказки–значение, история, связь с с жизнью некоторых народов. | Лекция-обсуждение. Знакомство с образцами (прослушивание грамзаписей, просмотр видеозаписей). | Навыки общения. Умение вести беседу. |
Суть поисковой работы (что? и как?) | Поисковая работа. | Навыки рецензирования |
Анализ и оценка найденного материала | Обучение анализу, рецензированию |
|
Пополнение копилок – оформление материала в форме рефератов | Обучение оформлению рефератов. | Умение оформления рефератов |
Защита готовых работ. | Итоговый праздник |
|
Тема: Семья
Родословная, семейное древо (работа с понятиями). | Работа со словарями. | Умение работать со словарями. |
Поисковая работа среди родственников | Встречи, беседы. | Умение общаться, с целью узнать нужное. |
Классификация материалов: анкетирование; воспоминания, издания местных газет , фотографии . | Сбор материала (воспоминания, фото). |
|
Оформление родословной | Оформление альбомов, газет | Навыки оформления |
Подготовка и проведение презентаций выполненных работ. | Презентация альбомов. | Умение организовывать презентацию |
Разнообразные задания с элементами исследования повышают мотивацию к изучению немецкого языка.
Тема: Знаменитые люди
Значение словосочетания “ знаменитые люди”. | Работа со словарем. | Умение работать со словарем, с картотекой. |
Работа в библиотеке. | Работа с картотекой. |
|
Определение групп поисковой работы по области профессий. |
|
|
Поисковая работа (изучение жизни, творчества). | Поиски в публикациях (газетах, журналах). | Работать с корреспонденцией. |
Подготовка рефератов и проведение презентаций. | Работа с собранным материалом (систематизация, оформление рефератов). | Систематизировать, составлять рефераты (самостоятельно), организовывать презентации. |
Так при работе над темой “Выдающиеся люди” ребята получают индивидуальные задания: известные немецкие ученые, ученые-меценаты в России и в Германии, великие немецкие поэты и писатели , композиторы .
Для развития творческого подхода учащихся к изучаемому предмету “немецкий язык” только урочных занятий недостаточно, особенно в старших классах.
Считаю необходимым решение таких задач:
– формирование исследовательских умений (выявление проблемы, поиск и анализ информации, пути решения, планирование, получение и анализ результатов)
– совершенствование коммуникационных умений
– формирование самооценки относительно полученных результатов и удовлетворенности от выполненной работы.
Важным моментом является как выбор темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.
Использование элементов научно-исследовательских технологий способствует развитию интереса учащихся к исследовательской деятельности и как результат их участие в конкурсах и конференциях.
Таким образом, взаимодействие учителя и ученика в образовательном пространстве по формированию научно-исследовательской компетенции можно представить в виде таблицы.
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Разработка проектного задания. 1.1.Выбор темы проекта. | Учитель составляет, отбирает возможные темы и предлагает их учащимся или участвует в обсуждении тем, предложенных школьниками. | Ученики обсуждают и принимают решение по выбору темы. |
1.2. Подготовка теоретического материла: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, изучении литературы, работа в сети Интернет. | Разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности школьника, рекомендует литературу по теме исследования. | Изучают литературу по теме исследования, при этом работают с разными источниками. |
1.3 Сбор материала: составление картотеки языковых единиц. | Показывает, как методом сплошной выборки составляется картотека языковых единиц. | Составляют картотеку на определённом языковом материале. |
2. Разработка проекта. | Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. | Проводят исследовательскую деятельность. |
3. Оформление результатов. |
| Оформляют результаты своей работы в соответствии с требованиями. |
4. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. | Знакомит учащихся с требованиями конференций различного уровня. | Обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: открытая защита, доклад, тезисы статьи. |
5. Презентация (защита проекта). | Организует экспертизу работы: пишет отзыв. | Докладывают о результатах своей работы. |
6. Рефлексия. | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью учащихся, учитывает их оценки. | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. |
Технология учебного исследования вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Научно-исследовательская работа формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научное исследование способствует профессиональному росту учителя, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений .Внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогает учителю не только в обучении детей немецкому языку , но и в их воспитании. Огромные возможности для этого представляет каждая тема в современных учебниках по немецкому языку под редакцией И.Л.Бим . Использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке , и во внеурочное время , развивать их творческие способности . В своей работе я применяю проектную методику с 5 класса .Для проекта выбираю темы из реальной жизни детей : die Heimat ,die Famielie ,die Natur . В 6 классе продолжаю проектную работу по теме : Unsere Schule ,Mein Dorf . Во время работы над проектом дети делают коллажи , рисунки , гербарии .Собирают стихи ,сказки ,игры , загадки и пословицы на немецком языке . Работая над проектами , я пришла к выводу ,что если целенаправленно и систематически использовать их в работе при обучении немецкому языку ,то эффективность будет очень высокой . Например ,увеличивается скорость чтения ,улучшается качество перевода текста , работа со словарем и другими источниками (грамматические справочники, лексиконы).Совершенствуются умения в устной и письменной речи ,расширяется кругозор учащихся ,развиваются коммуникативные навыки ,умение вести дискуссию на немецком языке . Каждый ребенок учится говорить и вести беседу на немецком языке .Проектная методика как исследовательский метод дает большие возможности для активной устной практики, помогает учащимся в дальнейшей их учебе .
Литература
1.Бим И.Л.и др. Учебники немецкого языка для 2-11 классов М.Просвещение 2002-2010 г.
2.Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / ИЯШ в школе -2000.-№1.
3.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ -2000-№2 ,№3 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Einführung in die Journalistik (Введение в журналистику): Элективный курс на немецком языке. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) и школ с углублённым изучением немецкого языка.
Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологического профиля (со специализацией в области иностранных языков),...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Учебно-исследовательская деятельность учащихся считается важнейшей функцией обучения – воспитание у учащихся положительного отношения к знаниям, развитие познавательных потребностей. Она включает в ...
Содержание и организация учебно - исследовательской деятельности при изучении истории обществознания ( из опыта работы)
Организация исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания и во внеурочное время. Из опыта работы учителя...
Использование проектного метода для совершенствования учебно-воспитательного процесса при изучении немецкого языка
методическая работа...
Презентация на тему: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
На современном этапе одной из основных задач образования является организация проектно- исследовательской творческой деятельности учащихся...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ У УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 9-11 КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КАТАСТРОФ СОВРЕМЕННОСТИ)
Согласно проекту Федеральных Государственных Образовательных стандартов для старшеклассников все школьные предметы могут быть поделены на обязательные предметы (40 % образовательной программы) и предм...
Учебно-исследовательская работа на тему: «Влияние английских песен на изучение английского языка»
Данный материал может служить примером учебно-исследовательской работы...