Моя педагогическая философия
статья по немецкому языку по теме

Зарайская Галина Валентиновна

Мои размышления о роли и месте учителя в процессе обучения и воспитания. Статья написана для конкурса "Педагог года".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_pedagogicheskaya_filosofiya.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая философия.

Знания только тогда знания, когда они приобретены                   усилиями своей мысли, а не памятью.

                                                                  (Л. Н. Толстой)

  Мой педагогический путь протянулся на двадцать лет. Это не широкая стол-

бовая  дорога, это не современное скоростное шоссе, это не опасная слаломс-

кая  трасса – это узкая деревенская тропинка, начало которой еще так свежо в памяти, а окончание, я надеюсь, будет не скоро. Иногда я оглядываюсь назад, вспоминаю, как я решала для себя: должна ли школа только обучать или еще воспитывать, и как этот процесс сделать интересным и творческим.  Когда определенный отрезок дороги остался позади, вопрос  разрешился: учитель – это, прежде всего, воспитатель. Но ни обучать, ни воспитывать невозможно без системы ценностей, которая позволяет понять, что для тебя важно, значимо, дорого. Я думаю, что в копилку ценностей многие мои ученики положат толерантность, доброту, открытость души и сердца. Я стремлюсь, чтобы дети любили свою страну, верили в то, что, как в сказке, добро сильнее зла и что хорошие люди всегда будут цениться больше, чем непорядочные.

    Но и на моей тропинке бывают туманы, лужи и лед, когда блуждаешь в темноте, рискуя поскользнуться или оказаться в грязи. И как необходимо порой услышать бодрое приветствие: «Здравствуйте, Галина  Валентиновна!» А кто-то, желая блеснуть эрудицией, произнесет: «Guten Tag, Frau Sarajskaja!». Да, это они, мои спутники. Они очень разные по возрасту, по характеру: веселые и грустные, добрые и не очень, смелые и пугливые. Такие все любимые мальчишки и девчонки разных лет.

   В каком-то классе работается легко, материал понят с первого раза, а в другом – приходится учить по совершенно иному сценарию. Моя задача – учить всех и любить всех…, а научить иностранному языку  иногда бывает ох как нелегко! И тогда мне на помощь приходит «велосипедный метод», предложенный еще Марком Твеном. Открывая для себя новый предмет, мы всегда сначала присматриваемся, примеряемся, выбираем подходящий для нас «велосипед», пробуем сесть и проехать первые метры. Кто-то без опаски отрывает ноги от земли, твердо держит руль, смотрит только вперед, пытаясь узнать, что там за поворотом. А кто-то упал, набил шишки, заработал синяк. Больно? Да! Так же болезненны первые промахи и ошибки, и моя задача – подстраховать, обезопасить, возможно, предложить третье «колесо» - мои собственные знания, опыт, умения.

 Но простая передача знаний от учителя к ученику не будет эффективной без собственной деятельности ученика по овладению знаниями. Важно остановиться на таком методе, технологии, которые позволят найти учащимся выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую. Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому – я пойму ». После первых попыток трогаемся в путь! Мы едем рядом, стараемся преодолеть грязь и лужи, ямы и канавы. Мы старательно крутим педали: и я, и ты. Куда бы мы с тобой ни отправились, это всегда в гору, это всегда против ветра. Сколько усилий нужно приложить, чтобы преодолеть  возникающие преграды и препятствия. Чтобы нам было легче, мы можем образовать тандем – две пары ног крутят педали быстрее и с меньшими затратами сил. И вот, наконец, ровная дорога, есть возможность вздохнуть и обсудить в пути вопросы и проблемы, интересные тебе и мне. Но не расслабляйся, обгоняй меня, мой ученик, ты в состоянии сам взобраться на вершину горы  и ринуться вихрем вниз. Ты почувствуешь свободу и радость открытий, у тебя появится второе дыхание, а возможно, вырастут за плечами крылья. Ты ощутишь, что ты все умеешь, все можешь. У тебя хватит сил, знаний и умений обогнать меня, твоего учителя. Я буду гордиться тобой, твоей победой, твоими успехами.

   У меня удивительные ученики: чуткие, душевные, трогательные в своей искренности, умные, любознательные, творческие. И это заставляет вновь и вновь переживать, сочувствовать, помогать, искать новые пути и методы, которые помогли бы им раскрыться. Словом жить, двигаясь по моей тропинке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...