Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
учебно-методический материал
Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в виде таблицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 842.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022). Оформите работу в виде таблицы:
Параметр сравнения | ФГОС ООО (2010г.) | ФГОС ООО (2021г.) |
Требования к условиям реализации программ обучения | Стандарт направлен на обеспечение: обучающихся; общего образования; дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; -нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; -общественного управления в образовании; -критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом; обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. | ФГОС обеспечивает (новое, что добавили): вариативность содержания образовательных программ основного общего образования (далее - программы основного общего образования), возможность формирования программ основного общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ); государственные гарантии обеспечения получения качественного основного общего образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации программ основного общего образования и результатам их освоения; сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализацию права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации; благоприятные условия воспитания и обучения, здоровьесберегающий режим и применение методик обучения, направленных на формирование гармоничного физического и психического развития, сохранение и укрепление здоровья; формирование навыков оказания первой помощи, профилактику нарушения осанки и зрения; освоение всеми обучающимися базовых навыков (в том числе когнитивных, социальных, эмоциональных), компетенций; развитие личностных качеств, необходимых для решения повседневных и нетиповых задач с целью адекватной ориентации в окружающем мире; уважение личности обучающегося, развитие в детской среде ответственности, сотрудничества и уважения к другим и самому себе; формирование культуры непрерывного образования и саморазвития на протяжении жизни; |
разумное и безопасное использование цифровых технологий, обеспечивающих повышение качества результатов образования и поддерживающих очное образование; единство учебной и воспитательной деятельности, реализуемой совместно с семьей и иными институтами воспитания; личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания; развитие государственно-общественного управления в образовании на основе функционирования органов коллегиального управления, включая ученическое самоуправление; взаимодействие организации, реализующей программы основного общего образования (далее - Организация), с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры, спорта, организациями дополнительного образования, детско-юношескими общественными объединениями; развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно- технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ); применение обучающимися технологий совместной/коллективной работы на основе осознания личной ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач; условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности; специальные условия образования для обучающихся с ОВЗ с учетом их особых образовательных потребностей. | ||
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации | ФГОС разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации, ориентирован на изучение обучающимися многообразного цивилизационного наследия России, … на реализацию Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества. | |
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: непрерывному образованию; развития обучающихся в системе образования; -познавательную деятельность обучающихся; | В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций... Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода, …. |
деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. | Обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования, включая особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, а также значимость основного общего образования для дальнейшего личностного развития обучающихся. | |
Предметные результаты освоения ООП ООО с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования. | ФГОС определяет элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности) освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного обучения обучающихся на следующем уровне образования. Требования к предметным результатам: применение знаний и конкретных умений; планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований); изучение которого гарантирует государство; основного общего образования по учебным предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия", "Биология" на базовом и углубленном уровнях; России и мира в целом, современного состояния науки; основного общего образования обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп. | |
Содержание основного общего образования определяется основной образовательной программой основного общего образования | Содержание основного общего образования определяется программой основного общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего образования, в том числе адаптированную, в соответствии со ФГОС и с учетом соответствующих ПООП, в том числе примерных адаптированных программ основного общего образования. | |
Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным ООП ООО, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год. | Срок получения основного общего образования составляет не более пяти лет. Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до шести лет. |
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен. | ||
Основное общее образование может быть получено: , осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме); | Основное общее образование может быть получено: образования). Организациях с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме | |
Требования к условиям реализации ООП ООО характеризуют: -технические освоения основной образовательной программы основного общего образования. | Требования к условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включают: -техническому, учебно-методическому обеспечению; -педагогическим, кадровым и финансовым условиям. | |
Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; | В целях обеспечения реализации программы основного общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, обучающимися, в том числе обучающимися с ОВЗ; формирования функциональной грамотности обучающихся …, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий; использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных в том числе на воспитание обучающихся и развитие различных форм наставничества; | |
При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, каждому обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося в течение всего периода обучения должен быть обеспечен доступ к информационно-образовательной среде Организации … Доступ к информационным ресурсам информационно- образовательной среды Организации обеспечивается в том числе посредством сети Интернет. | ||
Информационное обеспечение реализации ООП ООО должно обеспечивать: информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников | В случае реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен |
на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета) | индивидуальным авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в полном объеме независимо от их мест нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет как на территории Организации, так и за ее пределами (далее - электронная информационно-образовательная среда). Далее: условия функционирования и требования к электронной среде Организации | |
При реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, с использованием сетевой формы требования к реализации указанной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно- методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы основного общего образования с использованием сетевой формы Требования к материально-техническому обеспечению реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом. | ||
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность, включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде | Условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно- образовательной средой и т.д. Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников Организации в решении профессиональных задач с применением ИКТ, наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ организуется учредителем Организации. | |
Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам | Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, …., на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю <14>, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений. |
Психолого-педагогические условия реализации ООП ООО должны обеспечивать: образовательной деятельности при получении основного общего образования; учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый; формирование и развитие психолого- педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; правлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциации и индивидуализации обучения; обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; -педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); й психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). | Психолого-педагогические условия реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечивать:
| |
Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования включают: при их аттестации. организации, не реже чем один раз в три года. | Требования к кадровым условиям реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной. Реализация программы основного общего образования обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми к ее реализации с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в |
квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии). Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы основного общего образования, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, деятельность которых связана с разработкой и реализацией программ основного общего образования. Нет упоминания об аттестации и периодичности похождения курсов ПК. | ||
Требования к структуре основной образовательной программы | ООП ООО реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно- спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное | Структура программы ООО, в том числе адаптированной, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией. НЕТ направлений внеурочной деятельности |
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, - 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования. | Объем обязательной части программы основного общего образования составляет 70%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 30% от общего объема программы основного общего образования Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, Организация определяет самостоятельно. | |
Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой содержательный организационный. | Программа основного общего образования, в том числе адаптированная, включает три раздела: Целевой (структура без изменений) содержательный (структура без изменений) организационный (структура без изменений) | |
Пояснительная записка должна раскрывать:
образовательной программы основного общего образования. | Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы основного общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы основного общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику программы основного общего образования. | |
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны: | Планируемые результаты освоения обучающимися программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны: |
а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по завершении обучения. |
в целях выбора средств обучения и воспитания, учебно- методической литературы. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы основного общего образования определяется после завершения обучения в процессе государственной итоговой аттестации. | |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:
…,
деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию | Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна: ы представления результатов оценочной деятельности; программы основного общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, …, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; обучающихся; формации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должна включать описание организации и содержания: промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; оценки проектной деятельности обучающихся. |
обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся. | ||
Содержательный раздел ООП ООО Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. | Содержательный раздел программы ООО, в том числе адаптированной, включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: числе внеурочной деятельности), учебных модулей; му формирования универсальных учебных действий у обучающихся; (разрабатывается при наличии в Организации обучающихся с ОВЗ). | |
Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
| Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы основного общего образования. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно- методическими материалами Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. | |
Программа развития универсальных учебных действий Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества… | Программа формирования универсальных учебных действий Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования |
Программа коррекционной работы (далее - Программа) должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории. | Программа коррекционной работы должна быть направлена на коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, помощь в освоении ими программы основного общего образования, в том числе адаптированной. | |
Организационный раздел основной образовательной программы: деятельности | Организационный раздел программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и включать: деятельности; характеристику условий реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с требованиями ФГОС. | |
Учебный план русский язык и литература (русский язык, литература); родной язык и родная литература (родной язык, родная литература); иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). | Учебный план программы основного общего образования: ОТЛИЧИЯ:
Математика учебные курсы "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и статистика". История включает в себя учебные курсы "История России" и "Всеобщая история",
математика, информатика, физика, химия, биология
«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
обучающимися модулей по предметам | |
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. | Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов . Нижняя граница нагрузки на 209 ч. уменьшилась, а верхняя уменьшилась на 471 час. | |
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей | План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими |
обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. | программы основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. В целях реализации плана внеурочной деятельности Организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организаций, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации. | |
Календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года | Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении основного общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы) | |
Требования к результатам обучения | Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: , включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), | ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:
Требования к результатам освоения адаптированной программы основного общего образования обучающимися с ОВЗ учитывают в том числе особенности их психофизического развития и их особые образовательные потребности. Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу основного общего образования, является системно-деятельностный подход |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
|
ть обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; деятельности; ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; |
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания Патриотического воспитания Духовно-нравственного воспитания Эстетического воспитания Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия Трудового воспитания Экологического воспитания Ценности научного познания Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды | ||
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения.. планировать… соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности…и т.д. | метапредметным, включающим:
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: |
2) совместная деятельность Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения) | ||
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования. ДАЛЕЕ перечень предметных результатов по предметным областям и предметам. | предметным, включающим освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета соответствующей предметной области; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Предметные результаты освоения программы основного общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем уровне образования Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования на базовом и углубленном уровнях на основе их преемственности и единства их содержания обеспечивают возможность изучения учебных предметов исле по индивидуальным учебным планам, программ, технологий, учебных предметов базового уровня, включая формирование у обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и решении задач (далее - свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня сложности. |
перечень предметных результатов по предметным областям и предметам, в том числе по уровням обучения |
Параметр сравнения | ФГОС СОО (2012г.) | ФГОС СОО (2022г.) |
Требования к условиям реализации программ обучения | Не предусмотрено: использование ИОС для повышения качества управления образовательной организацией; для функционирования ИОС; с ОВЗ. | Цели ИОС: повышение качества реализации образовательных программ, качества Возможность использования: внутренних информационных ресурсов, внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing). Обеспечение доступности: информационных и учебных ресурсов образовательной организации организации. Безопасность: безопасный доступ к верифицированным образовательным ресурсам цифровой образовательной среды. Специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ. Условия использования ЭИОС должны обеспечивать безопасность хранения информации об участниках образовательных отношений, безопасность цифровых образовательных ресурсов, используемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации программ СОО, безопасность организации образовательной деятельности в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Материально-технические условия реализации программы СОО должны обеспечивать соблюдение Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований. |
Требования к структуре основной образовательной программы | Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2590 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. | Общий объем занятий на уровне СОО: Минимум 2170 и максимум 2516 часов –количество учебных занятий за 2 года на одного ученика. Максимум 37 часов в неделю. |
Перечень обязательных предметов: 11–минимальное количество предметов в УП 8 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, ОБЖ, астрономия 3 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля, кроме универсального. В универсальный профиль можно не включать предметы углубленного уровня. | Перечень обязательных предметов: 13–минимальное количество предметов в УП 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика (геометрия, алгебра и начала математического анализа, вероятность и статистика), информатика, история, обществознание, география, физика (астрономия полностью вошло в состав), химия, биология, физическая культура, ОБЖ |
Состав учебных предметов: Предмет «Математик» включает: алгебра, начало математического анализа, геометрия. Нет уточнения – модули это или курсы. Курс «Вероятность и статистика» отдельно не выделяли; Нет пояснений по предмету «Физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня для универсального профиля, про АООП пояснений нет; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание – отдельные учебные предметы. | 3 предмета школьники изучают по заявлению родителей и в зависимости от ресурсов школы –родной язык, родная литература, второй иностранный язык) 2 предмета минимум на углубленном уровне по всем учебным планам профиля. Такие предметы надо выбрать из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. В универсальный профиль нужно не включать минимум 2 предмета на углубленном уровне из предметной области по профилю обучения или смежной с ней. Состав учебных предметов: Предмет «Математик» включает курсы: алгебра и начало математического анализа, геометрия, вероятность и статистика; Предмет «Физическая культура» можно заменить на «Адаптивная физическая культура» для учебных планов АООП; Можно не вводить изучение предметов углубленного уровня только в АООП; Астрономия, право, экономика, экология, естествознание –не отдельные учебные предметы. Их интегрировали в базовые учебные предметы – физику, обществознание, биологию и химию. В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. | |
Требования к программе коррекционной работы: Направления программы: •Создать комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития; •Скорректировать недостатки в физическом или психическом развитии детей с ОВЗ и инвалидов, оказать им помощь в освоении ООП; 5 разделов в программе коррекционной работе СОО. | Требования к программе коррекционной работы: Направления программы:
5 разделов в программе коррекционной работе СОО, названия отличаются от предыдущей версии ФГОС СОО. | |
Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и | Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296) (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно- |
секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. | эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 регистрационный N 61573) (далее - Санитарно-эпидемиологические требования). Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. | |
Требования к результатам обучения | Содержание было похоже на стандарты прежних ФГОС. | В содержании ФГОС СОО конкретизированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам реализации образовательных программ. Конкретизированные формулировки позволяют устранить противоречия между разработчиками образовательных программ, авторами учебников и разработчиками контрольно-измерительных материалов, используемых в государственной итоговой аттестации. Личностные результаты: Формируют на основе единства учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями. Сгруппировали по направлениям воспитания:
Расширили по сравнению с предыдущей версией и конкретизировали по видам УУД |
Сгруппировали по трем направлениям:
Предметные результаты: Расширили и определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика».
«История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».
обществознание, география, физика, химия, биология. |
Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)
Тема: «Современное учебное занятие в условиях введения обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Б) «Анализ видеофрагментов учебных занятий с позиции системно-деятельностного подхода». Проанализируйте видеоурок (по выбору) или фрагменты двух видеоуроков с опорой на чек-лист.
Чек-лист анализа фрагмента учебного занятия.
Предмет, класс | Тема анализир уемого учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Общий вывод о учебном занятии в контексте реализации системно- деятельност ного подхода | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляе мые действия | Формы и приемы организац ии деятельно сти | Осуществляе мые действия | Формы и приемы организац ии деятельно сти | Осуществляе мые действия | Формы и приемы организации деятельност и | ||||
Математ | Системы | Включает | Выделение | Фронталь | Учебное | Фронталь | Целеполаган | Индивидуал | Урок |
ика, 9 | уравнени | обучающихся в | необходимо | ная | сотрудничес | ная | ие | ьная (работа | комбиниров |
класс | й, | образовательну | й | (беседа, | тво, | (беседа, | (постановка | у доски) | анного типа, |
содержа | ю деятельность; | информации | обсужден | выражение | обсужден | учебной | Групповая | основанный | |
щие | актуализирует | , | ие) | своих | ие, | задачи на | (работа в | на | |
параметр | учебное | структуриро | мыслей, | диалог) | основе того, | парах) | системно- | ||
. | содержание, | вание | отвечают на | что уже | деятельност | ||||
Графиче | необходимое и | знаний. | простые и | усвоено и | ном | ||||
ский | достаточное | Проблемно- | сложные | того, что еще | подходе. | ||||
метод | для восприятия | диалоговое | вопросы | неизвестно). | Соответству | ||||
решения. | нового | взаимодейст | учителя, | Планирован | ет | ||||
материала; | вие | анализируют | ие | требования | |||||
обеспечивает в | Слушают, | и делают | (определени | м ФГОС | |||||
процессе | анализируют | выводы, | е | ООО. | |||||
закрепления | , ставят | сравнивают, | промежуточ | Учитель | |||||
повышение | вопросы и | обобщают, | ных целей и | выступает в | |||||
уровня | высказываю | классифицир | последовате | роли | |||||
осмысления | т свои | уют | льности | особого | |||||
изученного | предложени | действий). | мотиватора | ||||||
материала, | я, опираются | Учет разных | для | ||||||
мнений. | обучающих |
глубины его понимания; обеспечивает усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества | на свои знания | Управление поведением одноклассни ков, выработка общего мнения при работе в паре и группах. Контроль. Коррекция. | ся, осуществляе т управление образовател ьной деятельност ью плавно, ненавязчиво . Знания по новой теме даются не в готовом виде, а выводятся обучающим ися в ходе решения проблемной задачи и через систему вопросов, которые задает учитель. Учитель управляет поисковой деятельност ью обучающих ся |
Материалы к практической работе: ссылки на видеофрагменты современных уроков по различным предметам: https://disk.yandex.ru/i/e51d1rIbyiU9sw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме 1.1. Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-448352-1542630647.jpg)
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Практическая работа №1 для прохождения курсов "Реализация требований обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО в работе учителя"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-1054941-1536304960.jpg)
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО». Сравнительный анализ ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).
Требования к условиям реализации программ обучения.Требования к структуре основной образовательной программы.Требования к результатам обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/17/picture-1490506-1697563862.jpg)
Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».
Практическая работа. Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»....
Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
тест Особенности содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО...