Статья "Мой первый педагогический опыт"
статья

Привалова Мария Александровна

 

Статья опубликова методическом альманахе РЕСУРС УСПЕХА: Выпуск 3(16) ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА (По материалам III городского конкурса профессионального мастерства «Наставник + Молодой учитель = Команда»)

В статье поднимается проблема трансформации педагогического сознания, необходимости использования нового подхода к преподаванию иностранного языка. Характеризуется опыт использования обучения английскому языку на основе кросскультурного подхода. Раскрываются особенности организации кросскультурных практикумов. ПВ статье поднимается проблема трансформации педагогического сознания, необходимости использования нового подхода к преподаванию иностранного языка. Характеризуется опыт использования обучения английскому языку на основе кросскультурного подхода. Раскрываются особенности организации кросскультурных практикумов. Приводятся примеры методов, используемых для организации лексического, грамматического и коммуникативного практикумов.риводятся примеры методов, используемых для организации лексического, грамматического и коммуникативного практикумов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moy_pervyy_pedagogicheskiy_opyt.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мой первый педагогический опыт

Привалова Мария Александровна,

учитель английского языка

МБОУ Школы № 3 г. о. Самара

Так сложилось, что работать в школу я пришла не сразу после окончания университета. И хотя всю свою жизнь хотела быть сначала воспитателем в детском саду, а потом учителем и даже окончила Самарский педагогический университет с красным дипломом, у вселенной на нас свои планы. И я рада, что в школу я пришла в осознанном возрасте. Я с легкостью могу ответить школьникам, зачем нужно учить английский язык, почему так важно уметь говорить на иностранном языке в современном мире.

И хотя мой жизненный опыт подсказывал мне, что не все будет радужным, первые дни в школе не оправдали моих надежд. Несмотря на то, что я была нацелена на сотрудничество и партнёрство во взаимоотношениях с обучающимися, как выяснилось позднее, роль учителя я представляла все-таки по-старому. Учитель для меня был таким недостижимым идеалом с неоспариваемым авторитетом, транслятором знаний. Учитель рассказывает, а дети слушают и потом так же красиво повторяют. Я старалась доминировать на уроках, больше говорить, чтобы дети привыкали слышать речь на иностранном языке, постоянно поправляла их ошибки и не заметила, как на уроке говорить стала практически только я.

Это послужило началом трансформации моего представления об идеальном учителе. Оказалось, что детям не нужен оракул. Они хотят сами говорить и быть услышанными. Учитель из транслятора знаний должен стать наставником, который только указывает путь, корректирует действия и заданную траекторию. А все основное делают сами дети: им интересно добывать знания, сравнивать и анализировать, находить решение и делать выводы.

Вот здесь пригодился мой жизненный опыт и опыт работы в другой сфере, туристической, где важно сначала услышать клиента, понять его потребности и только потом что-то ему предложить. Часто приходилось быть психологом, чтобы понять клиента и иногда даже перенаправить его на другое направление отдыха, скорректировать маршрут. Кроме того, моя предыдущая работа помогла мне усовершенствовать знание английского языка, полученное в университете. Ведь мне приходилось много путешествовать, ездить в рекламные туры, вывозить группы на семинары за рубеж, а значит, общаться с иностранцами на английском языке, часто встречаться с носителями языка.

Но оказалось, что только трансформации педагогического сознания и знания языка недостаточно. Чтобы дети преодолели все языковые барьеры и овладели иностранным языком, нужно еще владение современными педагогическими технологиями, обеспечивающими сопровождение образовательной деятельности обучающихся. И в этом области педагогической деятельности нужна была помощь.

Тут я поняла, насколько мне повезло с выбором школы, в которой организована методическая работа на метапредметной основе. Воспринятая поначалу с недоверием идея распределения, пусть и по выбору, всех педагогов в творческие лаборатории и педагогические мастерские, начала приобретать смысл. Выбранная мною в качестве направления самообразования «Мастерская компетентностно-контекстного образования» изначально из-за причудливо-незнакомых слов в названии, стала наполняться практико-ориентированным содержанием. Непонятные, но активно используемые коллегами на заседаниях мастерской термины «деятельность академического типа», «квазисамостоятельная деятельность», «контекст», «рефлексия», «структура темы», «сценарный план темы» начали приобретать практическое значение.

Посетив уроки коллег по педагогической мастерской по истории, русскому языку, биологии, математике, увидела, что все они строятся по одному метапредметному алгоритму, обеспечивающему организацию образовательной деятельность обучающихся, нацеленной на достижение планируемых результатов.

Появилось осознанное желание понять, каким образом этот алгоритм может быть использован на уроках английского языка? Как сделать так, чтобы на уроке все выученные слова дети активно включали в речь, а грамматика становилась основой грамотной неподготовленной речи?

С этими вопросами я обратилась к руководителю педагогической студии «Мастерская компетентностно-контекстного образования», учителю математики Смирновой Евгении Вячеславовне.

Беседа с Евгенией Вячеславовной окончательно убедила меня в силе метапредметного подхода в организации методической деятельности в школе. На примере обучения математи-ке она в нескольких словах просто и понятно объяснила, что учить слова и не связывать их в речи – это то же самое, что заучивать формулы и нигде их не использовать. Они постепенно сотрутся из памяти. И показала, каким образом компетентностно-контекстная модель обучения и воспитания позволяет включать «внешний контекст» (содержание учебного предмета) во «внутренний контекст» (деятельность обучающихся на основе этого содержания).

Желание использовать данную технологию на практике положило начало моему ученичеству в паре наставник – наставляемый с учителем математики на основе технологии совместного заказа.

За два с половиной года сотрудничества в моей педагогической практике много чего изменилось. Прежде всего, изучение лексических единиц включено в контекст их использования, как лингвистический, так и собственно коммуникативный. В рамках изучения каждой темы этому способствует последовательная организация практикумов: лексического, грамматического, коммуникативного.

Лексический практикум – это не просто изучение новых лексических единиц – чтение и перевод, но и активное включение их в речь посредством использования в различных словосочетаниях и предложениях. Учитель предлагает предложения на русском, обучающиеся переводят. Также используются различные методы семантизации: использование синонимов, антонимов, перефразирований и определений; прием сопоставления слова с изображением, добавление устойчивых фраз и т. д.

Вслед за первичным включением в речь новой лексики идет грамматический практикум, который предполагает выделение и объяснение учителем новых грамматических единиц с использованием четких и кратких таблиц. Специальные задания и упражнения в разных форматах позволяют обучающимся понять и закрепить новую грамматическую структуру речи с использование изученной лексики.

Грамматика и лексика ситуативны, поэтому грамматический практикум предполагает широкое использование ситуационного подхода, использование грамматических форм в различных ситуациях.

Далее следуют уроки коммуникативных практикумов, на которых обучающиеся составляют свои диалоги и монологи по теме, сначала по шаблону, также читают тексты, в том числе и аутентичные: газетные статьи, художественные произведения по теме. Здесь нет места «прочитай – переведи – перескажи». В рамках неподготовленной речи обучающиеся взаимодействуют с партнером, участвуют в различных ситуационно-ролевых играх, дискуссиях, дебатах.

В играх на коммуникативных практикумах происходит условное воспроизведение обучающимися практической деятельности людей в модельных ситуациях, создаются условия реального общения. Школьники на уроках говорят: высказывают свою точку зрения, учатся обосновать свой выбор и убеждать других в правильности этого выбора, при этом быть вежливым и открытым для предложений.

В таких ситуациях все обучающиеся получают возможность быть вовлеченными в процесс познания, каждый вносит свой вклад с совместную деятельность. На уроках происходит обмен опытом, знаниями и умениями, то есть обучение идет с опорой на жизненный опыт обучающихся. Причем на уроках царит атмосфера доброжелательности и взаимоподдержки.

Такие уроки позволяют активно развивать у школьников креативное мышление, используя приемы смыслового чтения и социоигровые практики. Парная и групповая работа помогают формировать также и 4К навыки (soft skills) у обучающихся. Дети учатся получать новые знания и использовать их в деятельности в партнёрстве друг с другом и учителем.

На таких уроках звучит живая речь, но уже не учителя, а в большей степени обучающихся. Все выученные слова не лежат пыльной бумажкой в папке, а грамматика не остается просто табличкой в тетради, а выступают средством живого непосредственного общения в контексте заданной ситуации.

Благодаря своему наставнику я поняла, что партнёрство – эффективная современная модель обучения как детей, так и взрослых. Результатом нашего партнерства с наставником стало:

– для обучающихся – уверенное владение языком, что выразилось в повышении среднего балла, уровня обученности;

– для меня как наставляемого, прошедшего в рамках совместно заказа уровни профессионального становления по ступеням «ученик» – «стажер» – «учитель», – овладение современной педагогической технологией, обеспечивающей достижение планируемых результа-тов обучения.

Опыт работы в рамках компетентностно-контекстной модели обучения и воспитания был представлен на семинарах и конференциях различного уровня: школьном – «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века»; городском – «Концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметных областей и учебных предметов: практики реализации»; региональном – «Реализация ФГОС в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики»; всероссийском – «Актуальные проблемы в современном образовании: опыт и инновации» (статья в сборнике).

Сопровождение и поддержка наставника позволили мне стать победителем школьного конкурса педагогического мастерства «Молодой учитель», а вместе нашей паре – победителем школьного конкурса педагогических идей «Радуга успеха», в рамках которого был подготовлен и представлен совместный открытый бинарный урок по математической грамотности и английскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...

Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...

Педагогический опыт «Опыт работы с юными лыжниками в спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки (возраст 6-9 лет)»

Общие цели программы:- привитие интереса к занятиям спортом;- укрепление здоровья младших школьников;- социализация детей в коллективе спортивной секции.Конкретные задачи программы:- улучшение здоровь...