Технология развития критического мышления на уроках английского языка при введении нового лексического и грамматического материала
статья
Статья с описанием приемов технологии развития критического мышления, применяемых на различных этапах урока английского языка. В статье дается описание цели и сути технологии, дидактической закономерности "вызов-осмысление-рефлексия", даны примеры приемов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kriticheskoe_myshlenie.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления на уроках английского языка при введении нового лексического и грамматического материала
Технология развития критического мышления – это постоянное сотрудничество педагога и ученика, эта работа требует у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Ученику нужно не просто запоминать материал, а уметь обозначить проблему и находить поиск ее решения.
Психологи дают несколько понятий термина «критическое мышление», но все они близки по смыслу. Например, по определению американского психолога Д. Халперн «критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата». Или Д. Вуд «критическое мышление – разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности».
Цель технологии развития критического мышления – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления позволяет решать задачи:
- Повышение качества образовательного процесса путем разработки системы уроков по технологии РКМ при изучении учебного предмета;
- Повышение учебной мотивации;
- Повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала по предмету;
- Формирование информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любого вида и разного типа сложности;
- Повышение социальной компетентности;
- Формирование навыков анализа и синтеза предметных текстов.
Суть технологии развития критического мышления: в центре внимания – ученик. Технология развития критического мышления способствует развитию его творческих способностей. Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в различных ситуациях.
Формируются следующие умения: мыслить логично, выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, запоминать и оценивать факты, формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над новым материалом, уметь отстаивать свою позицию.
В основе РКМ лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
1 стадия вызова. Этот этап направлен на обобщение и систематизацию имеющихся знаний по изучаемой теме, на формирование личностной заинтересованности в получении новой информации. На данном этапе необходимо вызвать интерес к теме и мотивировать учеников к активной учебной деятельности.
2 стадия осмысления. Главными задачами второго этапа являются: создание устойчивой мотивации школьника на активное получение новой информации; соотнесение полученной информации с тем, что школьнику уже известно; последующая систематизация информации. В процессе такой работы школьники учатся ставить вопросы, определять собственную позицию, выполнять различные логические операции.
3 стадия рефлексии. Суть этого этапа: целостное осмысление и присвоение информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу; выявление «белых пятен»; формулирование познавательных задач и проблем для дальнейшего продвижения; анализ всего процесса изучения материала.
На каждом из этапов используются свои методические приемы. Их достаточно много: «Корзина идей, понятий, имен…», «Составление кластера», «Бортовой журнал», «Выходная карта», «Двойной дневник», «Пометки на полях», «Чтение с остановками», «Составление таблицы ЗХУ», «Написание синквейна», «Учебный мозговой штурм», «Дерево предсказаний», «Лекция с остановками» и другие.
Приемы технологии РКМ могут широко использоваться на уроках иностранного, в том числе английского, языка. Такие приемы, как «составление синквейна» и «кластер» можно эффективно использовать при введении и закреплении лексического материала. «Учимся вместе» и «ажурная пила» - для введения и закрепления грамматического материала или работы над учебным текстом.
Составление таблицы ЗХУ. На этапе вызова составляется таблица со столбцами: мы знаем, мы хотим знать и мы узнали. На первом этапе заполняют первых два столбца. Третий столбец заполняется на этапе рефлексии.
Кластер/ гроздь. Графическая организация материала. Ключевое слово соединяется с другими словами, каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации.
Синквейн/ пятистишье. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Первая строка: имя (название, личность, предмет, понятие); вторая строка: два прилагательных, описывающих эту личность, явление; третья строка: три действия; четвертая строка: фраза из 4 слов; пятая строка: синоним первого слова, который раскрывает суть этого понятия.
Учимся вместе. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа самостоятельно изучает отдельный аспект новой темы. Затем результаты работы каждой группы суммируются.
Использование приемов технологии критического мышления на уроках английского языка позволяет добиться усвоения материала всеми учащимися. Учитель становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У учителя появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...
Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.
В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....