Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках английского языка
Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. К таким эффективным технологиям относится и технология развития критического мышления, которая позволяет ученикам учиться мыслить критически, сопоставлять, анализировать информацию, оценивать разные мнения, общаться с другими и принимать ответственные решения.
Критическое мышление – это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.
Технология критического мышления включает в себя три стадии.на первой стадии – вызова, задачами которой являются повысить активность детей, вызвать у них интерес к теме, обобщить знания учеников по теме.
На следующем уровне - стадии осмысления, предполагается работа с новой информацией. Целями этого этапа являются: получение знаний учениками; их осмысливание. Ученики работают, используя активные методы чтения, делая пометки на полях или конспект, для осмысления новой информации. Деятельность учителя на этом этапе направлена на сохранение интереса к теме и постепенное продвижение от знания старого к новому. Для этого целесообразно использовать такие приемы, как ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов. На уроках для получения информации можно предложить текст. Ученики читают текст и заполняют таблицу, куда вноят сведения из текста (+-знал; v-узнал; - - думал иначе; ?-хочу узнать).
Заключающий этап - стадия рефлексии, которая подразумевает анализ творческую переработку и свою интерпретацию изученной информации. Учащиеся соотносят новую и старую информацию, вносят изменения. На этой стадии решается очень важная задача – корректировка и систематизация знаний. Целями этого этапа для учащихся являются: осмысление и обобщение, формирование собственного отношения. На этой стадии возможно использование таких приемов, как акростих, синквейн, галерея, взаимоопрос.
Структура урока в технологии развития критического мышления
Фаза | Деятельность учителя Задачи фазы | Деятельность учащися | Варианты приемов и методов |
Вызов | Актуализация знаний по изучаемой теме,мотивация для дальнейшей работы. | Вспоминают.что им известно по изучаемой теме,систематизируют информацию до ее изучения,задают вопросы,на которые хотели бы получить ответы | -мозговая атака; -верные и неверные утверждения; -составление списка «известной информации»; -рассказ-предположение по ключевым словам; -систематизация изучаемого материала:кластеры,таблицы(сводные,концептуальные); игра"Как вы думаете?»; -перепутанные логические цепочки и т. д. |
На этой стадии полученная информация выслушивается,обсуждается,записывается при работе учащихся индивидуально-в парах –в группах
Осмысление | Сохранение интереса к теме при работе с новой информацией,продвижение от «старого» знания к «новому» знанию | Ученик читает или слушает текст(фильм,лекция,материал параграфа),используя активные методы чтения или ведет записи по мере осмысления новой информации | -маркировка текста с помощью знаков -ведение двойных дневников,бортовых журналов; -поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д. |
Работа ведется индивидуально или в парах
Рефлексия | Вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям,внести дополнения,изменения,дать творческие,исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой»,используя знания,полученные во время фазы осмысления | -заполнение таблиц,кластеров; Возврат к ключевым словам,верным и неверным утверждениям; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных круглых столов; -организация различных видов дискуссий;-игра»Как вы думаете?»; -написание творческих работ; -создание синквейнов; -исследование по отдельным вопросам темы и т.д. |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученного материала.Работа ведется индивидуально- в парах-в группах
Таким образом, технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы:
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
- ведение записей («бортовых журналов» и др.)
Главной особенностью технологии развития критического мышления, «является "конструирование" собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».
На уроках английского языка с применением критического мышления учитель оказывает помощь и поддержку в деятельности учеников. При этом нужно обязательно учитывать индивидуальные, возрастные и психологические особенности учащихся.. Учащиеся высказывают свои точки зрения свободно, они понимают, что принимаются все высказывания, любое будет важным для их дальнейшей работы. При использовании индивидуальной работы – каждый ученик актуализирует свои знания, и не важно какой это ученик и какая у него база знаний. У каждого ученика имеются определенные знания, просто у некоторых они глубже. А при работе в группе у учеников есть возможность изложить свою точку зрения, услышать другие мнения.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
- происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка
В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в 10 классе показывается использование данной технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-520409-1415475130.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.
В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-318314-1382037642.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706502-1447178328.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции
Статья выступления на методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/31/picture-1154262-1564560197.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД
Методическая разработка по использованию технологии критического мышления в преподавании иностранного языка с примерами и приемами, позволяющими значительно увеличить время речевой практики на уроке д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/11/picture-403249-1573497500.jpg)
Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/23/picture-596240-1666544698.jpg)
Статья"Использование синквейна как технологии развития критического мышления на уроках английского языка"
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество...