Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку на тему

Ческидова Ольга Сергеевна

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, расширяется международное сотрудничество в гуманитарных областях, в том числе и в области образовательных проектов, все сильнее ощущается потребность в специалистах, владеющих иностранными языками.

Назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения на данный момент состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, расширяется международное сотрудничество в гуманитарных областях, в том числе и в области образовательных проектов, все сильнее ощущается потребность в специалистах, владеющих иностранными языками.

Назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения на данный момент состоит в формировании коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять непосредственное иноязычное общение.

Применительно к иностранному языку – компетентность это просто умение общаться на этом языке.

Для того, чтобы ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, на уроке он должен быть поставлен в такие условия, при которых он с помощью языка смог бы решить актуальные для себя проблемы: что-то доказать, опровергнуть, согласиться или не согласиться, то есть его высказывания и на уроке должны иметь смысл.

Если на уроке по любому другому учебному предмету общение с отдельным учеником и классом в целом является для учителя главным образом средством педагогического воздействия, то на уроке иностранного языка общения составляет не только средство, но и цель обучения. Однако достичь этой цели в условиях средней школы очень трудно.

Итак, задача учителя иностранного языка – научить использовать иностранный язык как средство общения.

Выделяются следующие компоненты коммуникативной компетенции (слайд 2):

     · Грамматическая компетенция – систематическое знание грамматических правил;

     · Социолингвистическая компетенция – способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, от социальных ролей участников коммуникации, то есть от того, кто является партнером по общению;

   · Дискурсивная компетенция  – способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи;

   · Cоциокультурная компетенция – знание культурных особенностей носителя языка, их привычек традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры.

Показателем оценки качества социокультурного компонента общеобразовательной  компетенции является критичность мышления.

(слайд 3)

If you want to teach something,

You should never tell a thing,

You must illustrate it.

                                 Will Roger

Проблема:

  • как сделать современного ученика социально мобильным на рынке труда;
  • как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации;
  • как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, делать выводы, принимать продуманные решения.     (слайд 4)

Способ решения  проблемы

Технология критического мышления-

  • не критика;
  • не негативность суждений;
  • разумное рассмотрение разнообразия подходов;
  • способность ставить новые вопросы;
  • анализирование информации;
  • применение полученных результатов к стандартным и нестандартным ситуациям.  (слайд 5)

Методические приёмы, формирующие критическое мышление:

  • кластер
  • -синквейн
  • -«знаем /хотим узнать / узнали»
  • -учимся вместе
  • -5-“w”
  •  - инсёрт          (слайд 6)

Cluster-Method (гроздь)

  • служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке. 

Технология  составления: 

  • Ключевое слово;
  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются  с основным словом.
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.   (слайд 7)

Синквейн

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут, чтобы написать синквейн, затем из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть тему. Затем группа знакомится с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвертая строка — фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

                             

Earth

Beautiful, blue

Live, produce, pollute

Can be kind, can hurt

Planet                                   (слайд 8)

Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок:  «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске.

  • В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
  • В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
  • В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги  заносятся в колонку.

We know 

The symbols of Easter are

  • painted  eggs 

We want to know 

Now I know how to 

  • spring cakes 

How

to paint and decorate eggs 

    Paint and decorate eggs 

  • paskha 

to bake springs cakes 

bake springs cakes 

to make paskha 

make paskha 

(слайд 9)

«Учимся вместе» (Learning Together)

Возможности использования:

  • При работе с текстом;
  • При изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

  • Взаимообучение происходит в группах из 4-7 чел. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди  играют роль учителя.  После прочтения абзаца, « учитель» делает следующее:
  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то,  что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца.       (слайд 10)

Инсерт (INSERT)

Этот приём работает на стадии осмысления    содержания.

        I —interactive             интерактивная

      N —noting                   размечающая

     S —system                   система для

  E —   effective      эффективного

R —reading and           чтения и

         T —thinking                 размышления

   Это маркировка  текста значками по мере его чтения.

  •              « V» — уже знал
  •              «+» — новое
  •               «-»  — думал иначе
  •               «?» — не понял, есть вопросы

Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;

 Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.    

В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.    (слайд 11)

Приём - таблица « Кто? Что? Когда? Где? Почему?
«5-W» — Method

  • Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией

Example: Text “The Lost World”.

Who

What

When

Where

Why

Professor

Challenger,

Professor

Summerlee,

Reporter  Edward Malone,

Hunter  Lord John  Roxton

During the

expe –

dition

they

encountered (неожиданно встретились)

prehistoric (древние)

animals

August

28 th

The Amazon

Rainforest (тропический лес)

In

South

America

They invented Time Machine

(слайд 12)

Технология критического  мышления

  • сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления понятий, информации;
  • активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях;
  • сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка

В работе дается характеристика технологии развития критического мышления.На примере урока русского языка в  10 классе показывается использование данной технологии....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка

Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативной компетенции

Статья выступления на  методическом объединении " Технологии критического развития на урокаханглийского языка". Использование технологии развития критического мышления на уроках английского...

Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка для формирования коммуникативных УУД

Методическая разработка по использованию технологии критического мышления в преподавании иностранного языка с примерами и приемами, позволяющими значительно увеличить время речевой практики на уроке д...

Использование приемов технологии "Развития критического мышления" на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС ООО

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) известна в России  уже почти 2 десятка лет. Этой технологией называют базовую модель обучения (вызов – осмыслен...

Статья"Использование синквейна как технологии развития критического мышления на уроках английского языка"

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество...