«Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»
методическая разработка

Хабибулина Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Доклад учителя английского языка, Хабибулиной Татьяны Александровны,  на тему: «Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»

В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как мирового языка делового общения. Использование английского языка для делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний о культуре делового общения и культурных особенностях различных стран. Также процесс  глобализации  приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой переписки. Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.

Цель профориентационной работы:

подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности  и запросы рынка.

Профориентация  помогает:
 определиться с выбором будущей профессии;

подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и
профессиональным ожиданиям;
 соотнести свои желания и способности;
 сориентироваться  в дальнейшей  учебной и  профессиональной
деятельности.

Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач
профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства.

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется

- межпредметностью  (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.)

- многоуровневостью  (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности)

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

1

Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности.  Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.

Во-первых, обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.

Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной  работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.

В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером  межпредметных  связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.

Задачи предпрофессионального обучения:

- обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.

- совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения – обучать выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, проводить разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи. В области письма – обучать писать деловые письма, резюме, письма о приеме на работу, сообщения электронной почты в соответствии с требованиями делового этикета В области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи и с извлечением информации с детальным пониманием. В области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи и с извлечением информации с детальным пониманием. В 9 классе миру профессий отводится особое место,

2

Цикл «Учись учиться»- для чего мы учимся, в какой сфере пригодятся  наши знания.Цикл «Твое будущее» - в ходе изучения обсуждаем  работу для  жизни, отчего зависит выбор профессии, проводим урок - дебаты,  где выдвигаем аргументы «за» и «против» продолжения образования. Завершая цикл, учащимся предлагается выполнить проект на тему «Ярмарка сумасшедших работ», где нужно разработать необычную профессию: дать ее описание, условия работу, оплата труда, преимущества и недостатки. Меняются формы и метода организации занятий -  обучение приобретает деяте6льностный характер, акцент делается на обучение через  практику,  продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей. Вследствие использования данных методов и форм, учащиеся овладевают новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в школе.

 В линии УМК «English 5-9» представлены темы, которые будут необходимы  для следующих специальностей. Вот некоторые из них :

 “Travelling”, “Holidays”, My country”, ”Food”- воспитатели, социальные педагоги, работники туристических компаний  и гостиничного бизнеса

“What is the news?”, “Mass media”, “Famous people”- журналисты, теле/радио ведущие

“My country in the world”, “Is your country a land of traditions?”- гиды,  экскурсоводы

“Healthy life style”, “Are you a friend of the planet?”-  врачи, медсестры,  научные сотрудники

Процесс формирования профессионального самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся.

Специфической особенностью педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, является то, что обучении иностранному языку осуществляется  в ситуации, где педагог должен управлять не только процессом усвоения учащихся учебного (языкового)  материала, но и процессом общения иностранном языке. Более того, на уроке иностранного языка  общение является целью обучения. Это объясняет особую значимость коммуникативной функции в педагогической деятельности учителя.

3

Преподавателю необходимы личностные и индивидуальные качества как: доброжелательность, толерантность, коммуникабельность,  оптимизм, решительность и настойчивость.

Преподаватель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Преподаватель – партнер общения.

Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих, — большая жизненная удача. Будет это или нет — во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.

4

Список используемой литературы

  1. Газета  Известие Пензенского Государственного Педагогического  Университета имени В.Г.Белинского № 24 2011г.
  2. Головей  Е.И.  Психология популярных профессий  СПб речь 2013
  3. Журнал «Кем быть?» 2016
  4. Электронный ресурс https://scienceforum.ru/2017/article/2017035484 
  5. Электронный ресурс  http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39808
  6. Электронный ресурс  https://www.ucheba.ru/project/questions/9 

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения открытого урока в 8 классе школ с углублённым изучением английского языка с целью подготовки к монологическому высказыванию в формате ГИА.

Данный план и тезисы открытого урока по теме "Learning foreign languages" можно использовать в 7-9 классах школ с углублённым изучением языка, а также в средних школах для подготовки учащихся к моноло...

Статья по теме: Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся

Статья по теме: Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".

Мультимедийная  презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...

Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ

Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.Разработка состоит из трех частей...

Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева «Роль изучения английского языка в современном мире»

Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева   «Роль изучения английского языка в современн...

Доклад учителя английского языка на тему: «Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»

Доклад учиетля на актуальную в наше время тему . Помогает раскрыть аспекты подготовки учащихся к профессиональной деятельности, роль английского языка в этой деятельности....