«Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»
методическая разработка
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад учителя английского языка, Хабибулиной Татьяны Александровны, на тему: «Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»
В последние годы все большее количество учащихся осознают роль английского языка как мирового языка делового общения. Использование английского языка для делового общения предполагает наличие у участников коммуникации достаточного запаса знаний о культуре делового общения и культурных особенностях различных стран. Также процесс глобализации приводит к тому, что владение английским языком становится желательным, а иногда и необходимым условием принятия кандидата на работу. Рабочее владение английским языком предполагает не только знание профессиональной лексики, но и такие умения, как умение разговаривать по телефону на профессиональные темы, вести деловую корреспонденцию, владение различными функциональными стилями деловой переписки. Перечисленные выше знания и умения важны не только для предпрофессиональной подготовки учащихся, но и для подготовки школьников к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе.
Цель профориентационной работы:
подготовка обучающихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Профориентация помогает:
определиться с выбором будущей профессии;
подобрать специальности, максимально соответствующие интересам и
профессиональным ожиданиям;
соотнести свои желания и способности;
сориентироваться в дальнейшей учебной и профессиональной
деятельности.
Уроки английского языка могут внести большой вклад в решение задач
профессионального воспитания и образования. Иностранный язык, как учебный предмет, имеет для этого весьма эффективные средства.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знаний, например литературы, истории, искусства, географии, математики и др.)
- многоуровневостью (с одной стороны необходимость овладения различными аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности)
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
1
Иностранный язык, призванный научить иноязычному общению, помогает ориентировать школьников в огромном мире современных профессий, а также способствует формированию профессионально важных качеств личности. Такие возможности данного учебного предмета определяются следующими причинами.
Во-первых, обучение иностранным языкам рассматривается сегодня под углом зрения обучения коммуникативной деятельности, умению общаться. Это умение лежит в основе организации производства и общественного мнения, сферы управления и сферы обслуживания, всех форм обучения, семейных отношений, искусства и спорта. Следовательно, можно предположить, что овладение основами иноязычного общения служит своеобразной базой для профессионального становления личности учащегося.
Во-вторых, иностранный язык, как и любой другой общеобразовательный предмет, может и должен служить средством профориентационной работы с учащимися, в процессе которой решаются задачи, влияющие на профессиональное становление личности школьника.
В-третьих, профессионально ориентированное преподавание иностранного языка обусловлено характером межпредметных связей данного учебного предмета с предметами естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного циклов.
Задачи предпрофессионального обучения:
- обучить старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
- совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области говорения – обучать выражать свое мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения, проходить собеседование для приема на работу, беседовать по телефону в соответствии с заданной ситуацией, проводить презентацию, проводить разговор на общие темы вне сферы делового общения, проводить деловые встречи. В области письма – обучать писать деловые письма, резюме, письма о приеме на работу, сообщения электронной почты в соответствии с требованиями делового этикета . В области аудирования – совершенствовать умение слушать аутентичные тексты из сферы деловой коммуникации с пониманием общей идеи и с извлечением информации с детальным пониманием. В области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи и с извлечением информации с детальным пониманием. В 9 классе миру профессий отводится особое место,
2
Цикл «Учись учиться»- для чего мы учимся, в какой сфере пригодятся наши знания.Цикл «Твое будущее» - в ходе изучения обсуждаем работу для жизни, отчего зависит выбор профессии, проводим урок - дебаты, где выдвигаем аргументы «за» и «против» продолжения образования. Завершая цикл, учащимся предлагается выполнить проект на тему «Ярмарка сумасшедших работ», где нужно разработать необычную профессию: дать ее описание, условия работу, оплата труда, преимущества и недостатки. Меняются формы и метода организации занятий - обучение приобретает деяте6льностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей. Вследствие использования данных методов и форм, учащиеся овладевают новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в школе.
В линии УМК «English 5-9» представлены темы, которые будут необходимы для следующих специальностей. Вот некоторые из них :
“Travelling”, “Holidays”, My country”, ”Food”- воспитатели, социальные педагоги, работники туристических компаний и гостиничного бизнеса
“What is the news?”, “Mass media”, “Famous people”- журналисты, теле/радио ведущие
“My country in the world”, “Is your country a land of traditions?”- гиды, экскурсоводы
“Healthy life style”, “Are you a friend of the planet?”- врачи, медсестры, научные сотрудники
Процесс формирования профессионального самосознания у учащихся будет эффективным, если учитель обеспечит комфортные условия для школьников, выявит возрастные интересы учащихся.
Специфической особенностью педагогической деятельности преподавателя иностранного языка, является то, что обучении иностранному языку осуществляется в ситуации, где педагог должен управлять не только процессом усвоения учащихся учебного (языкового) материала, но и процессом общения иностранном языке. Более того, на уроке иностранного языка общение является целью обучения. Это объясняет особую значимость коммуникативной функции в педагогической деятельности учителя.
3
Преподавателю необходимы личностные и индивидуальные качества как: доброжелательность, толерантность, коммуникабельность, оптимизм, решительность и настойчивость.
Преподаватель должен уметь найти, выбрать предмет общения, направить его таким образом, чтобы учащиеся не чувствовали превосходства ни в знаниях, ни в возрасте, ни в социальной роли учителя. Преподаватель – партнер общения.
Оттого, насколько удачно складывается профессиональная деятельность, во многом зависит наше отношение к своей жизни в целом. Иметь любимое дело, приносящее удовлетворение и уважение окружающих, — большая жизненная удача. Будет это или нет — во многом зависит от желания сделать основательный и разумный выбор профессии.
4
Список используемой литературы
- Газета Известие Пензенского Государственного Педагогического Университета имени В.Г.Белинского № 24 2011г.
- Головей Е.И. Психология популярных профессий СПб речь 2013
- Журнал «Кем быть?» 2016
- Электронный ресурс https://scienceforum.ru/2017/article/2017035484
- Электронный ресурс http://web.snauka.ru/issues/2014/11/39808
- Электронный ресурс https://www.ucheba.ru/project/questions/9
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения открытого урока в 8 классе школ с углублённым изучением английского языка с целью подготовки к монологическому высказыванию в формате ГИА.
Данный план и тезисы открытого урока по теме "Learning foreign languages" можно использовать в 7-9 классах школ с углублённым изучением языка, а также в средних школах для подготовки учащихся к моноло...
Роль изучения английского языка в современном мире
исследовательский прект...
Статья по теме: Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся
Статья по теме: Изучение английского языка: способы повышения мотивации учащихся...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: "Роль мультимедийной презентации в изучении английского языка при формировании ключевых компетенций у студентов".
Мультимедийная презентация - одна из форм работы со студентами, направленная на формирование ключевых компетенций учащихся через применение информационно-коммуникационных технологий.Мультимедиа ...
Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ
Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.Разработка состоит из трех частей...
Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева «Роль изучения английского языка в современном мире»
Проектная работа ученицы на Республиканской научно-практической конференции учащихся «Интеллект 21 века» имени В. И. Андреева «Роль изучения английского языка в современн...
Доклад учителя английского языка на тему: «Роль изучения английского языка в предпрофессиональной подготовке учащихся»
Доклад учиетля на актуальную в наше время тему . Помогает раскрыть аспекты подготовки учащихся к профессиональной деятельности, роль английского языка в этой деятельности....