Формирование лексических и грамматических навыков на уроках иностранного языка
методическая разработка

Уровень сформированности коммуникативной компетенции зависит от качества овладения его
лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковымУматериалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiko-grammaticheskih_navykov.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время целью обучения иностранным языкам является  овладение иноязычным общением на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме и чтении.

Уровень сформированности  коммуникативной компетенции зависит от качества овладения его лексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковым материалом. Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется коммуникация, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку.

Чем больше учащиеся знают слов, тем увереннее они чувствуют себя на уроках. Обучение лексике представляет собой процесс расширения словарного запаса.
Психологи говорят, что памяти человека свойственно забывать примерно 50% полученной информации после ее первого предъявления, а в целом забывание сильнее в первые дни после сообщения нового, затем кривая забывания падает.

Учитывая этот факт, учитель должен построить первый этап работы над новым словом так, чтобы использовать по возможности большее количество упражнений в момент первого предъявления лексического материала, чтобы обеспечить максимальное количество повторений нового слова, возможность многократного прослушивания и воспроизведения его учащимися в речи. 

Опыт работы показывает, что если слабый и даже средний ученик не проговорил новую лексическую единицу несколько раз в течение одного урока, не прослушивает ее воспроизведение учителем и одноклассниками, нет уверенности в том, что она не «уйдет» из его памяти сразу же после окончания занятий.

В ходе обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. овладеть навыками лексического оформления речи и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении. Поэтому ознакомление учащихся с новыми словами (презентация и семантизация) и их первичное закрепление является очень напряженной работой.

Работа со словарем. Недаром говорят: тот, кто пишет, тот дважды читает. Изучение новой ЛЕ можно вести со словарем. Своим ученикам я предлагаю пользоваться электронными и бумажными словарями. В электронных словарях, содержится большее количество неологизмов, поскольку язык — отражение реальной жизни людей, их культуры. Вся новая лексика не может быть отражена в "бумажных" словарях по той простой причине, что они слишком долго разрабатываются. Электронные словари содержат не только транскрипцию, но и могут произносить слова, они позволяют найти много слов в короткое время. Самые распространенные – ABBY Lingvo, Мультилекс, Мультитран, Cambridge Dictionaries Online.

Мои ученики составляют собственные вокабуляры, состоящие из 3х колонок: иностранное слово и словосочетание с ним, транскрипция, русский перевод, словосочетания или предложения с изученными словами. Периодически мы с учениками возвращаемся к индивидуальным словарикам, чтобы вспомнить то, что уже забыто. Например, я беру любое изученное существительное, а ученики подбирают прилагательные или глаголы из вокабуляра, сочетающиеся с этим существительным.

Secret words (Миролюбов А.А.)

Интересный способ лучшего запоминания лексики предлагает А.А. Миролюбов. Учащимся сообщается несколько «секретных слов» с транскрипцией и переводом, которые будут нужны им на следующем уроке. Учащиеся должны их выучить дома для того, чтобы потом пользоваться ими на уроке. Ученики любят тайны и поэтому выучивание лексики превратиться для них в увлекательное дело. Даже самые ленивые будут стараться запомнить эти слова, чтобы оказаться в выигрышном положении на следующем уроке (ситуация успеха). Можно немного усложнить задание: выдать листы с секретными словами, но в некоторых местах вместо транскрипции или перевода нарисовать кляксы или дождевые капли, как будто испорченное послание. Детям приходится самостоятельно восполнить пробелы.

Игровой метод. Эффективный способ обучения лексики на уроках английского языка – игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую нагрузку школьной программы, а игра – способна помочь этому. Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда хорошие эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, соответственно, там работает мышление.

В качестве примера использования игр в учебной деятельности при изучении английского  языка приведу несколько.

Гонка слов (Word race).

Это отличная игра для закрепления слов, которые вы изучали на прошлом уроке. Такие лексические игры на уроках английского языка позволяют оживить обстановку и сделать урок более веселым.
Ученики делятся на две команды;
Доска делится на две половины и сверху обозначается тема состязания;
Затем ученики начинают записывать по одному слову в соответствии с темой;
Одно слово, один бал. Побеждает команда, написавшая самое большое количество слов на доске за отведенное время.

Нарисуй слово (Pictionary).

Такие популярные обучающие игры на уроках английского языка обычно применяют в начальных школах. Школьникам нравится игра потому, что она совсем не похожа на монотонную учебу. А взрослые любят ее из-за того, что она позволяет на время отвлечься от уроков.
Как играть в Pictionary?

Для начала на отдельных листиках пишутся слова и прячутся в мешок;
Класс делится на две команды, и доска разделяется на две половины;
Один ученик из каждой команды достает случайное слово из мешка, а затем начинает рисовать его. Первая команда, которая правильно угадает слово, побеждает;
Если рисунок завершен, а слово не отгадано, тогда другой член команды занимает место «художника».

Рифмовки, стихи, песни Задание с пропусками можно использовать при работе со стихотворениями или текстами песен. Изучение лексических единиц происходит в игровой форме, что способствует комфортному состоянию учащихся на уроке. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознании ребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речи лексико-грамматические структуры.

Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи.

http://www.agendaweb.org/songs-exercises огромный выбор песенного материала в формате видео как для маленьких, так для школьников постарше, nursery rhymes, поп музыка, особый интерес представляет раздел Learn English songs-exercises, где во время прослушивания песни выполняется задание и сразу же выдается результат.

При введении и закреплении лексического материала используются различные типы лексических упражнений, направленных на семантизацию:

Тренировочные упражнения:

Догадайтесь о значении слов, сходных с русскими, и проверьте точность догадки по словарю.

Найдите в тексте сочетания с указанным словом.

Произнесите словосочетание на иностранном языке, опираясь на список русских словосочетаний или подбирая соответствующие им иностранные слова из отдельного списка.

Подстановочные и конструктивные упражнения:

Подставьте словосочетания в предложения в соответствии с контекстом.

Подберите к рисункам подписи в форме подходящих словосочетаний.

Исправьте в подчеркнутых предложениях «опечатки».

Подберите к дефинициям подходящие слова из списка.

Вставьте недостающие в словах словообразовательные элементы (суффиксы, префиксы, окончания).

Трансформационные упражнения:

Замените в предложениях универсальный глагол «делать» глаголами с более конкретными значениями в соответствии с контекстом (глаголы приводятся).

Замените развернутые описания в предложениях одним словом.

Упражнения для активизации лексики в речи:

Опишите рисунок (серию рисунков), используя подходящие по смыслу словосочетания. Составьте монолог, используя слово (указывается) со всеми значениями.

Метод ключевых слов «5П» был разработан американскими психологами. Суть метода такова.

1П – просмотри бегло текст;

2П – пометь ключевые слова;

3П – придумай вопросы к ключевым словам;

4П – просмотри текст повторно;

5П – перескажи текст, опираясь на ключевые слова и вопросы.

В своей работе я использую следующие упражнения:
1) составить словосочетания из данных разрозненных слов, 
2) соотнести слова в колонках так, чтобы получились словосочетания,
3) заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения, 
4) подчеркнуть слова с противоположным значением, 
5) подобрать слова с синонимичным и противоположным значением,
6) ответить на вопросы, употребляя данные слова, 
7) назвать обобщающее слово для данной группы слов,
8) различные игровые упражнения,
9) подобрать слова по теме

10) Рассортируйте слова в соответствии с их частями речи

Творческий диктант

Учитель диктует слова и словосочетания по изученной теме. Учащиеся записывают слова, составляют с ними предложения. Продиктуйте слова, чтобы ученики их записали. вариант 1:придумать и рассказать историю, чтобы слова употреблялись в продиктованном порядке; вариант 2:записать историю и прочитать. Рассказы часто получаются неожиданными, веселыми, и лексика легко запоминается. 3: написание короткого текста (лучше анекдота) на русском языке с включением слов на английском, подходит для слабых учеников.

Далее приведу названия сайтов с разнообразными лексическими упражнениями:

  • http://a4esl.org/ - лексические тесты разного уровня сложности.
  • http://englishteststore.net - в разделе Vocabulary games можно найти игры с картинками, на синонимы, антонимы, и др.
  • http://www.agendaweb.org/vocabulary-exercises - игры в онлайн режиме, игровые задания, которые можно скачать и распечатать.

 Card Dictation

Учитель показывает картинку, дети записывают слово.

 Scrambled dictation очень полезен для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения.

Возьмите любой диалог из учебника и диктуйте его, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен. После того как ученики записали все предложения, попросите их переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности.

По окончании работы попросите учеников открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Грамматика - область, в которой специфика каждого языка выступает наиболее ярко.  Грамматически правильная речь обеспечена  тем, что  говорящий владеет  особого рода навыками – автоматизированными  компонентами   речевой деятельности. Грамматические навыки – это, прежде всего,  действия по расстановке  лексических единиц в предложении, действия по отбору служебных слов и частиц, действия по  образованию  форм знаменательных слов

В нормально  протекающей речи  действия говорящим не  вычленяются, они   совершаются  без осознания, автоматически. В целях обучения действия приходится вычленять. Начинать работу над каждым грамматическим навыком  следует  не с правила, а с аудирования (восприятия на слух) речевых образцов, в которых иллюстрируется  употребление нужной формы. Учащиеся должны несколько раз произнести, повторить воспринятые на слух примеры и только после этого можно записать их на доске и объяснить, какие действия  надо произвести  для выражения данного значения. Опыт применения оперативных правил показывает, что при овладении  речевой деятельностью отдельные правила  обобщаются и образуют в сознании учащихся пласт систематизированных представлений о грамматических  явлениях изучаемого языка. Систематизация знаний, периодически проводимая учителем, помогает этому процессу.

Существенную роль  на любом этапе обучения играет такое понятие как  грамматический минимум. Это означает, что, при изучении лексической темы следует отбирать минимальное количество грамматических явлений, на базе которых учащиеся смогут общаться. Если же в урок вводится избыточное количество грамматики, то учащийся попросту запутывается в грамматических сложностях и утрачивает мотивацию к обучению.

Чтобы сформировать грамматический навык и овладеть им при выполнении упражнений и таким образом усвоить новое грамматическое явление,  учащийся должен пройти следующие стадии:

1)           восприятие нового грамматического явления;

2)           имитация речевого образца;

             3)           подстановка каких-нибудь лексических единиц в речевой образец;

4)           трансформация речевого образца;

5)           репродукция нового грамматического явления в речи.

При введении новых грамматических явлений я обращаю внимание учащихся не

только на форму, но также на значение и употребление этого явления. Зная смысл

и коммуникативную функцию изучаемой структуры, учащиеся не просто

заучивают модель, но и могут правильно использовать ее в речи. Знакомство со

значением грамматической структуры идет поэтапно.

Упражнения, направленные на формирование грамматических навыков.

 Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяснением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навыков.

По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых учащимися, можно различать:

Элементарно-рецептивные упражнения. Они состоят в опознавании бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении.

Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов.

Как видно, элементарно-рецептивные операции здесь тесно связаны с репродуктивными и наоборот.

Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения вырабатывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление все еще сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относятся к области тренировки, а не речевой практики.

Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в соотнесении опознанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.

Тренировка рецептивного грамматического материала предполагает выполнение ряда имитационных, подстановочных и трансформационных упражнений.

Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения.

Речевые упражнения - направлены на выработку у учащегося нового сложного умения - умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

Упражнения постепенно становятся все более творческими и все больше приближаются к естественному акту речи.

Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.

Продуктивные упражнения состоят в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.

Такова в общих чертах принципиальная схема системы упражнений, рассчитанной на овладение иностранной речью.

 Использование символов и средств наглядности в работе при формировании грамматических навыков.

В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала
Обучение грамматике и формирование грамматических навыков отличается широким использованием графической наглядности. В качестве примера можно указать на возможности использования в обучении глаголу так называемой «шкалы времен» для объяснения соотнесенности временных форм. «Момент говорения» (настоящее время) обозначается на шкале нулем. Действия, совершившиеся до этого момента, откладываются с левой стороны шкалы (-00), действия, которые совершатся в будущем, - с правой (+00): Известно, что использование структурных формул облегчает учащимся и усвоение, и запоминание грамматических явлений, так как позволяет нагляднее представить их существенные компоненты.

 Игры, пословицы, поговорки на уроках английского языка как один из способов обучения грамматике

1. Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и

заодно повторить выражение to be going to. Один из учеников спрашивает: When are we going to visit London?

Услышав ответ «We are going to visit London on Tuesday», он спешит занять свое место под цифрой 2. ( цифры от 1 до 7 , указывающие на порядковый день недели, заранее развешаны в классе)

В результате, с помощью данной игры отрабатывается грамматический оборот, повторяются дни недели и числительные.

2.При изучении настоящего продолженного времени можно использовать идею открыток. Для этого нужны серии картинок по темам. Для примера возьмем тему «Food». Можно подобрать следующие картинки: мальчик пьет молоко, девочка ест яблоко, мальчик и девочка накрывают на стол, мама готовит обед, папа обедает. В отверстие, вырезанное в открытке, видна только голова папы. Показав открытку классу, учитель спрашивает: «What is he doing?» Ребята задают вопросы: «Is he eating soup?» «Is he cooking?» и т. д. Учитель отвечает «No, he is not», «Yes, he is»

3.Чтобы ученики лучше усвоили предлоги, а также новую лексику, учитель может провести своеобразную зарядку, давая команды отдельным ученикам, группе учеников или всему классу: встать перед дверью, перед доской, возле окна, в углу, за занавеской, между шкафом и окном, положить руки на голову, за спину, на парту и т. д. Роль ведущего могут выполнять и ученики.

4.Опишем игру, которая помогает детям при изучении трех форм неправильных ( а также правильных ) глаголов. Готовим такие карточки. На одной стороне

(назовем ее лицевой) пишем 3 формы глагола, например: ring, rang, rung. На обратной стороне карточки записываем эти же формы, только переставляем буквы, например: rngi, arng, ngur. Учитель показывает классу обратную сторону карточки,  ученики пытаются отгадать эти три формы глагола. После того как задание выполнено, учитель переворачивает карточки лицевой стороной, ученики хором произносят три формы глагола. Учащиеся охотно играют в эту игру и отгадывают самые сложные варианты.

5.Пазлы.

Отличная игра, нацеленная на командную работу. Она подходит для повторения времен, фраз, оттачивания навыков чтения и т.д. 

Как играть в пазлы?

На бумаге пишутся 3-5 предложений разным цветом;
Затем лист разрезается так, чтобы разделить все фразы;
Слова перемешиваются и складываются в шапку;
Класс делится на 2-3 команды и каждая поочередно собирает предложения;
Побеждает та команда, которая быстрее сложит все слова в правильном порядке, чтобы получились исходные предложения.

 Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.

Можно использовать пословицы и поговорки при изучении неправильных глаголов английского языка. Сюда можно отнести такие пословицы:

What is done can't be undone.

One link broken, the whole chain is broken.

If one claw is caught, the bird is lost.

Ill gotten, ill spent.

Практика показывает, что процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок. Например:

Better late than never.

The best fish swim in the bottom.

The least said, the soonest mended.

При овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории, с использованием наглядности, и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой. При этом основным методологическим принципом является принцип сознательности - учащиеся должны ясно осознавать коммуникативную направленность изучаемых грамматических структур и уметь расшифровывать схемы и таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система формирования и развития аудитивных навыков на уроке иностранного языка

доклад на семинаре ВКС в рамках проекта "Гимназический союз России"...

формирование грамматических навыков на уроке иностранного языка

упражнения (9 вариантов) на закрепление трех форм глаголов, могут быть использованы в качестве проверочных и самостоятельных работ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Формирование грамматических навыков на уроках иностранного языка

У каждого языка есть своя грамматика. Грамматики русского и английского языков имеют некоторые сходные черты, но во многом отличаются друг от друга. Сходные черты грамматик иностранного и родного язык...

Способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка

Для того, чтобы рассмотреть способы эффективного запоминания лексических и грамматических единиц на уроках иностранного языка, надо понять, как работает наша память. Ведь именно она отвечает за освоен...

Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка

Статья "МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ"...