Формирование грамматических навыков на уроках иностранного языка
статья по английскому языку (10 класс) на тему
У каждого языка есть своя грамматика. Грамматики русского и английского языков имеют некоторые сходные черты, но во многом отличаются друг от друга. Сходные черты грамматик иностранного и родного языков помогают нам осваивать иностранный язык, а различия в грамматиках создают трудности в изучении языка. Поэтому особое внимание надо уделять тем особенностям грамматики иностранного языка, которых мы не находим в родном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Преподаватель иностранного языка
Гурьянова С.В.
г.Тула, 2016
Основной задачей при обучении иностранному языку является: помочь учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной английской речи. Для достижения этой цели учащиеся должны приобрести определенный запас слов и изучить грамматический строй языка.
Грамматика языка – это средства, при помощи которых в языке образуются слова, словосочетания, предложения, группы предложений.
Чтобы говорить и понимать речь, читать и писать на каком-либо языке, необходимо владеть грамматикой данного языка. Этого можно добиться при помощи специальных учебных упражнений, а также путем практики в общении – разговоре, чтении, письме на данном языке.
Можно пользоваться грамматическими средствами языка и не зная о них: так, многие говорят на своем родном языке, ничего не зная о его грамматике. При изучении иностранного языка полезно не только систематически упражняться в разговорной речи, чтении и письме, но и приобретать некоторые познания по грамматике. Опыт показывает, что таким путем язык усваивается быстрее. Нужно, однако, помнить, что знание грамматики не равносильно знанию языка (точнее, владению языком) и что главное место в усвоении иностранного языка должны занимать практические упражнения в общении на языке. Изучение правил грамматики полезно, но само по себе недостаточно, чтобы практически овладеть языком.
У каждого языка есть своя грамматика. Грамматики русского и английского языков имеют некоторые сходные черты, но во многом отличаются друг от друга. Сходные черты грамматик иностранного и родного языков помогают нам осваивать иностранный язык, а различия в грамматиках создают трудности в изучении языка. Поэтому особое внимание надо уделять тем особенностям грамматики иностранного языка, которых мы не находим в родном языке.
Важнейшие отличия английского языка от русского в области грамматики сводятся к следующему:
1) В русском языке имена существительные и прилагательные, местоимения и числительные склоняются, (изменяются по падежам). Прилагательные, местоимения и порядковые числительные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. В русском языке 3 рода – мужской, женский и средний – и 6 падежей.
В английском языке имена прилагательные, местоимения и числительные по падежам и родам не изменяются. Имена существительные изменяются только по числам; только некоторые существительные (одушевленные) имеют два падежа – общий и притяжательный; остальные существительные по падежам не изменяются. Те значения, которые в русском языке передаются падежными окончаниями, в английском выражаются предлогами и порядком слов.
2) В русском языке порядок слов в словосочетании и предложении относительно свободный. Мы можем сказать Я прочел вчера интересную книгу или Интересную книгу я прочел вчера, или Интересную прочел я вчера книгу и так далее, причем основной смысл предложения останется неизменным.
В английском языке порядок слов твердый: в утвердительном предложении подлежащее стоит перед сказуемым, прямое дополнение – после сказуемого, прилагательное — перед определяемым существительным и т. д.
Так, в предложении I read an interesting book yesterday возможно лишь одно изменение: слово yesterday может быть поставлено в начале предложения: Yesterday I read an interesting book. Всякие другие перемещения слов в данном предложении недопустимы.
Это различие между английским и русским языками отчасти объясняется тем, о чем было сказано выше (в п. 1). Поскольку в русском языке существительные склоняются, роль существительного в предложении и словосочетании четко определяется его формой и поэтому место слова часто не имеет существенного значения; в английском же языке склонение существительных почти совсем отсутствует, и роль слова в предложении определяется обычно только его местом. Например, форма слова boy может выступать в роли: подлежащего (The boy ran away), прямого дополнения (I saw the boy) и косвенного дополнения (The teacher gave the boy a difficult task) в зависимости от его места в предложении.
3) В русском языке глагол имеет три времени – настоящее, прошедшее и будущее. Формы времени и залога в русском языке образуются главным образом при помощи окончаний, приставок или чередования звуков (пишу – писал – напишу и т. д.). В системе русского глагола имеются формы совершенного и несовершенного вида.
В английском языке имеется 16 грамматических времен. Формы совершенного и несовершенного вида отсутствуют. Формы времени и залога в английском языке образуются главным образом при помощи вспомогательных глаголов (I am writing, I have written, I shall write и т. д.)
4) В русском языке части речи легко различить по их внешней форме: так, мы с первого взгляда определяем слово белеет как глагол, слово белый как прилагательное, слово белизна как существительное по окончаниям, которые имеются у этих слов.
В английском языке слово чаще всего употребляется без всяких окончаний, в форме чистой основы или корня. Так, форма light может быть и существительным (свет), и глаголом (зажигать, светить), и прилагательным (светлый, легкий) в зависимости от своего места в словосочетании и предложении.
Благодаря этому свойству в английском языке новое слово часто образуется из старого путем простого переосмысления основы и без всякого изменения внешней формы (например, от существительного nail – гвоздь образуется глагол to nail – прибивать гвоздями), тогда как в русском языке новое слово образуется из старого обычно путем добавления приставки или суффикса (молот – молотить).
Перечисленными выше различиями не исчерпываются грамматические особенности английского языка по сравнению с русским.
В процессе овладения учащимися грамматической стороны, необходимо сформировать у них прочные автоматизмы, а с другой стороны, обеспечить гибкое, вариативное владение изученным грамматическим материалом на этапе развития умений диалогической и монологической речи.
Работа над грамматикой строится по нескольким этапам: ознакомление, тренировка, применение.
Возможные приёмы | Примеры заданий | Указания по выполнению работы | |
1. Ознакомление | |||
1. Показ той или иной формы, знание и употребление. | Тема: Повелительное наклонение. Послушайте предложение и выполните действие: Come here! Go to the door! | Используемый приём должен подготовить учащихся к осознанной тренировке. | |
2. Показ с некоторыми пояснениями. | Тема: Местоимения. Прослушайте, как я буду говорить о вещах, принадлежащих тому или иному лицу: This is my book. This is his book. | Проверка проводится переводом. | |
3. Показ, сопровождаемый объяснением и переводом. | Тема: Модальные глаголы. Послушайте предложения, как я скажу по-английски «Я могу» что-то сделать: I can speak English. Обратите внимание на глагол, следующий за can (от употребляется без частицы to). | ||
2. Тренировка | |||
I. Устная тренировка | |||
1. Репродукция | Образуйте существительное от глагола с помощью суффикса -er; -or. | Учащиеся на основе примера образуют существительные. | |
2. Подстановка | Порекомендуй товарищу использовать электробытовую технику, компьютерную программу и т.п.: You should play “GTA” game. | Создаются условия для непроизвольного заполнения грамматической структуры и повторения лексики. | |
3. Трансформация | а) Согласитесь или не согласитесь со мной. б) Ответьте на вопросы. в) Задайте вопросы. | Важны для деятельности говорения. Они связаны с усвоением утвердительных и отрицательных предложений. | |
Возможные приёмы | Примеры заданий | Указания по выполнению работы | |
4. Комбинирование | Скажите, что вы видите на картинке. | ||
II. С опорой на печатный текст | |||
1. Чтение | Прочитайте, послушайте. | При тренировке с опорой на печатный текст даётся правило в различных формах. | |
2. Подстановка | Составьте предложение, используя таблицу или образец. Прочитайте и ответьте на вопросы, используя таблицы. | ||
3. Трансформация | Ответьте на вопросы, данные в учебнике. Составьте вопросы к данным ответам. | ||
4. Чтение и анализ | Прослушайте, прочитайте и сравните. Посмотрите на картинку. Прочитайте и скажите, почему используется артикль the со словами. | ||
5. Расширение | Прочитайте предложения, определите какие из них соответствуют картинке. Сгруппируйте слова в предложение так, чтобы получился рассказ. Опишите картинку в настоящем, прошлом и будущем времени, используя таблицу-схему. | ||
III. Письменные приёмы | |||
1. Репродукция | Перепишите предложение, подчеркните субстативированные прилагательные. Перепишите предложения, вставляя пропущенные артикли, предлоги. | Подчёркнутыми могут быть артикли, местоимения, предлоги, союзы и т.п. | |
2. Подстановка | Раскройте скобки, поставьте глаголы в правильной временной форме. | ||
3. Трансформация | Опровергните утверждение. Усомнитесь в правильности данных высказываний. | ||
3. Применение | |||
Дайте начало следующим диалогам: | |||
1. Пригласите товарища пойти с вами в кино и т.п. | |||
Возможные приёмы | Примеры заданий | Указания по выполнению работы | |
2. Узнайте у товарища, любит ли он … в определённом грамматическом времени. | |||
3. Уточните, когда, где происходило или будет происходить действие. | |||
4. Опровергните высказывания и дополните их. | |||
5. Перепишите рассказ в прошедшем времени. И т.п. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование грамматических навыков на уроке иностранного языка
упражнения (9 вариантов) на закрепление трех форм глаголов, могут быть использованы в качестве проверочных и самостоятельных работ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка
Формирование грамматических навыков на уроках английского языка...
"Формирование грамматических навыков на уроках английского языка"
Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков, готовит учащихся к использованию речевых ...

Формирование грамматических навыков на уроке английского языка в средней школе
Обучение грамматике является важным аспектом в изучении иностранного языка. В настоящее время она выполняет прикладную функцию, то есть выступает не целью, а средством обучения. Действительно, без дос...

Использование элементов игры в процессе формирования грамматических навыков на уроках испанского языка
В данной статье рассматривается несколько вариантов использования игровых упражнений в процессе тренировки языковых грамматических навыков и для закрепления речевых грамматических навыков на базе наст...
Формирование лексических и грамматических навыков на уроках иностранного языка
Уровень сформированности коммуникативной компетенции зависит от качества овладения еголексической и грамматической сторонами, а точнее, разнообразными действиями с языковымУматериалом....