Межпредметная интеграция проектной деятельности - средство повышения творческого потенциала учащихся
статья
В статье описывается опыт организации проектной деятельности обучающихся на основе межпредметной интеграции и как средство повышения творческого потенциала обучающихся. Для достижения интеграции различных видов деятельности необходимо решить некоторые проблемы, которые выходят за рамки школьного образовательного процесса. Продуктивнее всего научно-исследовательская работа каждого ученика будет протекать именно в той области знаний, к которой он проявляет наибольшую склонность. Изучив подобные склонности и предпочтения у школьников, формируем исследовательские группы по интересам, разрабатываем групповые проектные работы, создаем творческие группы для решения междисциплинарных задач
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 37.02
Межпредметная интеграция проектной деятельности - средство повышения творческого потенциала учащихся
М.Н.Орешко2
В статье описывается опыт организации проектной деятельности обучающихся на основе межпредметной интеграции и как средство повышения творческого потенциала обучающихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, мотивация, межпредметные связи, самореализация, функциональная грамотность.
Успешный человек – это человек, знающий как наметить план своих действий, определить свои ближайшие и будущие перспективы, и который способен оценить, как эти намеченные планы будут выполнены. Чаще всего лидерами в различных сферах современного общества являются люди с проектным типом мышления. Сейчас очень трудно найти что-нибудь новое, не изученное в отдельно взятом предмете: математике, физике, астрономии. Фундаментальные науки исследованы ранее основательно и сложно найти новизну. Поэтому мы находим интересные темы на стыке наук, используя межпредметные связи. При таком подходе разработанные проектные и исследовательские работы перестают носить реферативный характер, становятся актуальными, востребованными и носят элементы новизны. Основной задачей проектной деятельности школьников является получение знаний и осуществление межпредметных связей.
Для достижения интеграции различных видов деятельности необходимо решить некоторые проблемы, которые выходят за рамки школьного образовательного процесса. Продуктивнее всего научно-исследовательская работа каждого ученика будет протекать именно в той области знаний, к которой он проявляет наибольшую склонность. Изучив подобные склонности и предпочтения у школьников, формируем исследовательские группы по интересам, разрабатываем групповые проектные работы, создаем творческие группы для решения междисциплинарных задач.
Укреплять межпредметные связи можно на уроках, обращаясь к материалу, пройденному по другим предметам. Однако эффективнее такое укрепление связей между предметами происходит через участие обучающихся в интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях и различных конкурсах. Целью таких мероприятий является выявление мотивированных детей, развитие одаренных школьников, популяризация фундаментальных наук, развитие интереса к науке и технике.
Проектно-исследовательскую деятельность считаем эффективным средством для развития функциональной грамотности школьников. Она формирует практически все универсальные учебные действия, без которых говорить о развития функциональной грамотности невозможно. Метод проектов направлен на формирование способностей приспосабливаться к жизни, ориентироваться в различных ситуациях [1].
Прикладная направленность изучения предметов школьного курса стирает границы между предметами и дает возможность продемонстрировать ученикам целостность окружающего мира и изученных предметов, вызывает более осмысленное, личностно значимое восприятие информации. Проектная деятельность играет большую роль в межпредметной интеграции. Ведь выполняя исследовательскую работу, дети используют знания, полученные при изучении различных предметов. Работа, построенная на интегративной основе, призвана выполнить ещё одну важную педагогическую задачу – разрешить имеющие место в образовании противоречия между гуманитарной, с одной стороны, и естественно- научной культурой, с другой. Нашими учащимися были написаны проектные работы: «Математика и искусство», «Геометрия в картинах великих художников», «Геометрия в архитектуре родного города». Также выполнены проекты, в которых исследовалась связь математики с иностранным языком. Среди них можно отметить такие как: «Математика как средство освоения иностранного языка», «Язык и математика». Продуктами данных проектных работ было создание русско-английского словаря математических и геометрических терминов и небольшого сказочного сюжета на основе английской сказки «Алиса в стране чудес», дополненного математическими задачами. При изучении темы: «Теорема Пифагора» была написана проектная работа «Практическое применение теоремы Пифагора». Учащиеся обнаружили применение теоремы Пифагора и выполнили решения задач с ее применением в таких предметах как: физика, астрономия, информатика.
Основываясь на своем педагогическом опыте, считаем важным привить ученикам интерес к изучаемым предметам в школе и желание изучать их в будущем. Мотивация является важнейшей проблемой школьного образования.
Работа над проектом вызывает большой интерес к изучению темы, затронутой в исследовательской работе. При реализации мини-проектов позволяет обучающимся решать различные небольшие проблемные задачи. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей высокомотивированных учащихся. Именно в ней заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему, зачем и как учить результативно [2].
Интерес учащегося к исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать. Выбор темы должен подчиняться определенным правилам: заинтересовать учащегося, увлечь его; соответствовать возрасту учащегося; тема должна быть оригинальной и, по возможности, объективно новой [3].
В нашей практике темы исследовательских работ учащихся были подсказаны ситуациями на занятиях, чтением научных статей, историческими фактами. Учащиеся более охотно решают образовательные проблемы, которые они сами выдвигают. Они с большим желанием ищут ответы на вопросы, которые сформулировали сами. Учебные темы, которые ребята сами выбрали для проектов, всегда будут изучаться более тщательно, чем темы, которые изучались на обычных уроках.
Иногда бывает так, что форма продукта сразу указывается в самой теме проекта. Например, «Изготовление прибора для определения расстояния до недоступного предмета». Но чаще всего выбор формы продукта проектной деятельности – непростая творческая задача. Среди продуктов проектной деятельности, выполненных учащимися, можно выделить: буклеты, письменные работы, русско-английский словарь математических и геометрических терминов, смету для ремонта собственной комнаты, методические пособия, видеоролики, приборы, веб-сайт, блог, мультимедийные продукты, инсценировки, театрализованное представление, туры выходного дня.
Результатом проектной деятельности является не только сам продукт, но и извлеченные из этого вида деятельности уроки. Учащиеся приобретают опыт, который впоследствии используется при планировании и представлении уже новых проектов.
При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, решении экономических задач практического содержания разработаны проектные работы по финансовой грамотности.
В проектной работе «Детская банковская карта – первый шаг к финансовой грамотности школьников», изучили детские банковские карты, как инструмент расчетов для детей и подростков, проанализировали функциональность детских банковских карт и предложения банков в данной сфере.
В проектно-исследовательской работе под названием «Формирование пенсионных накоплений: реальность и возможности», актуальность исследования связана с текущим реформированием пенсионной системы в РФ, а также с общей необходимостью повышения финансовой грамотности молодежи, а предметом исследования стала страховая пенсия по старости.
При изучении темы «Графы» было предложено детям исследовать практическое применение теории графов в жизни, в различных областях науки. Было установлено, что теория графов широко применяется в решении экономических и управленческих задач, в программировании, химии, конструировании и изучении электрических цепей, коммуникации, психологии, социологии, лингвистике и в других областях. Одним из основных примеров применения теории графов в робототехнике является планирование пути для робота. Представление окружающей среды в виде графа позволяет определить оптимальный путь для робота от начальной точки до целевой точки, учитывая препятствия и другие ограничения. Так одним из продуктов данной проектной работы «Практическое применение теории графов» стал робот-пылесос.
Проектная деятельность является результативным средство повышения творческого потенциала учащихся творческого развития учащихся и формирования их собственного мировоззрения, стимулирует потребность в самореализации, обеспечивает сочетание теоретических знаний и практического опыта.
Библиографический список
[1] Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е. Ю. Игнатьева, С. В. Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 1 (94). - С. 162-172.
[2] Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е. Е. Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. - С. 10-15
[3] Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учащихся на уроках иностранного языка
Описание опыта работы по применеию метода проектов в образрвательном процессе при обучении английскому языку....
Проектная деятельность - средство повышения творческой активности детей
Проектная деятельность.Возможности основного и дополнительного образования....
Проектная деятельность-средство повышения творческой активности детей
Возможности основного и дополнительного образования...
Проектная деятельность - средство развития творческого потенциала учителя и ученика
Выступление на заседании школьного методического объединения...
Проектная деятельность - средство развития творческого потенциала учителя и ученика
Выступление на заседании школьного методического объединения...
«Приёмы реализации проектной деятельности, как средства развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»
Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения, памяти, качество мышления (скорость, гибкость, оригинальность и точность), наблюдательность, логическое м...
Авторская программа внеурочной деятельности «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»
Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осу...