Доклад на тему: "Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося"
статья (5 класс)

Крумм Марина Султановна

Изучение второго иностранного языка в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося

Общая цель второго иностранного языка, как учебного предмета в контексте нового федерального государственного стандарта общего образования формулируется в тексте фундаментального ядра содержания общего образования – одно из базовых документов ФГОС нового поколения.

Она состоит в развитии у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, то есть «способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителем языка».

Обучение немецкому языку как второму иностранному языку строится с учетом учебного и речевого опыта обучающегося в родном и первом иностранном языке. Работа над фонетическим и лексико-грамматическим явлениями второго иностранного языка, строится в основном по общеметодическим закономерностям, существующим в современной теории и практике обучения иностранным языкам. Вместе с тем она имеет свои особенности, обусловленные как спецификой овладения вторым иностранным языком, так и авторским воззрением конкретного учителя.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей страны, уметь  ее представить средствами иностранного языка, включение в диалог культур.

  • Практическая реализация обучения немецкому языку, как второму иностранному языку в школе.

Очень важно на практике как можно больше ориентироваться на личность обучаемых. Учитывать их возможности, склонности. Поддерживать заинтересованность у школьников изучать немецкий язык как второй иностранный. Усиливая деятельный характер обучения, создавать мотивы учения и условия для более полной реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, для более гибкого вариативного построения учебного процесса, для  развития и стимулирования творчества и учителя и учащегося.

Опыт показывает, что при изучении немецкого языка как второго иностранного важно обратить внимание на некоторые вопросы, решение которых могло бы сделать этот процесс более эффективным и результативным.

Важно формировать общественное мнение о необходимости изучения не одного, а двух и более иностранных языков, привлекая внимание родителей к следующим лингвострановедческим моментам:

  1. Родство английского и немецкого языков;
  2. Положительный перенос знаний, приобретенных при изучении первого иностранного языка, облегчающий процесс усвоения немецкого языка как второго иностранного;
  3. Роль иностранных языков в воспитании человека и гражданина, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение средствами двух и более языков.

Не менее важным является проблема выбора учебника. Это представляет большую сложность для учителя, так как неверное решение этой проблемы изначально  наносит урон качеству обучения. Эффективность процесса обучения во многом зависит от используемого учебника. Важно определить, будет ли он применяться в качестве основного учебника или как дополнительное учебное пособие. Разумным является использование отечественных учебников в качестве основных средств обучения, а зарубежных – в целях дополнительного источника.

  • Эффективность обучения немецкому языку, как второму иностранному языку в школе.

Правильная организация процесса обучения немецкому языку как второму иностранному предполагает достижение в нем такого же уровня, как и в первом иностранном языке.  Педагогическая практика показывает, что квалифицированный преподаватель немецкого языка исходит из попытки обучения языку как средству общения и приобщение к культуре другой страны, народа, т.е. создает определенные, хорошо продуманные условия организации учебного процесса, а именно:

  1. Стремление к расширению межкультурного потенциала школьников через развитие тематики содержания УМК от семейно-бытовых ситуаций  к более серьезным культурным темам.
  2. Формирование ученических групп по определенным критериям, таким как: желание учащихся и их родителей изучать немецкий язык как курс по выбору или как факультативный курс.
  3. Использование современных УМК в полном объеме (рабочие тетради, аудиокурс и проверочные тесты).
  4. Составление адекватного расписания занятий по второму иностранному языку: желательно, чтобы второй иностранный язык шел сразу же после основных предметов, так как иностранный язык занимает второе место среди всех учебных предметов.
  5. Взаимоконтроль педагогов при посещении уроков и обмене опытом в процессе обсуждения урока: что получилось в ходе урока, а что нет.

Обязательным при составлении рабочих программ и  тематического планирования по второму иностранному языку является выделение часов для контроля уровня владения основными видами речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), а также языковой грамотности учащихся.

Что касается контроля в преподавании второго иностранного языка, периодическая контрольная работа может быть комплексной, включающей проверку только одного вида деятельности, или однокомпонентной, включающей проверку только одного вида деятельности. Однако каждый вид деятельности проверяется один раз в год в обязательном порядке. Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Контрольная работа по предмету второй иностранный язык должна иметь комплексный характер и включать в себе задания, знакомые учащимся по формату из курса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Региональный компонент на уроках французского язык- как средство развития межкультурной компетенции учащихся"

Описание опыта в виде ИПМ: теоритическое обоснование опыта, цели, задачи педагогической деятельности, принципы и формы организации деятельности....

Второй иностранный язык как основа межкультурной компетенции учащегося.

Второй иностранный язык (далее ИЯ²) в школе – явление новое и, на мой взгляд, положительное. В целом по стране введение ИЯ² в учебный план общеобразовательных школ стало реальным шагом на пути к...

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Для успешного межкультурного взаимодействия необходимо выработать двойное видение, научить адекватн...

Экспериментальное исследование по формированию межкультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе

В каждой стране сформировались свои, присущие только ее народу культура, традиции и обычаи. Практика показывает, что при ознакомлении с ними учащихся в школе скорее нужны не лекции, а активные занятия...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ и ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, которое подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаи...

Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"

Доклад на тему: "УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК БЛАГОПРИЯТНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ"...

"Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка как средство развития компетенции учащихся"

Выступление на методическом семинаре-практикуме учителей иностранных языков муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Саранск 09.04.2019г....