Приемы формирования коммуникативных УУД обучающихся
учебно-методический материал

Баранова Елена  Сергеевна

.      Планируя уроки, я исхожу из главного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, вовлекая детей в реальный процесс общения. Предлагаю некоторые приемы из своей практики по формированию коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_uud.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся

При обучении иностранному языку учитель не только создает условия для приобретения знаний, но и создает условия для развития метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий.      Планируя уроки, я исхожу из главного методического принципа обучения иностранному языку – принципа коммуникативности, вовлекая детей в реальный процесс общения. Предлагаю некоторые приемы из своей практики по формированию коммуникативных умений.

  • Приём «До – После».  

Цель приёма: развитие умений прогнозирования содержания текста по предлагаемой теме; развитие мыслительной деятельности; развитие умения слушать и понимать собеседников; развитие умения выразить свои предположения; развитие умения сравнивать свои предположения и предположения собеседников с информацией, полученной при прочтении текста. Описание приёма. После прочтения заголовка текста или первого параграфа текста обучающимся предлагается  высказать свои мысли по теме и содержанию текста. Обращаю внимание на необходимость выслушать высказывания одноклассников, чтобы суметь определить после прочтения текста те высказывания, которые были ближе всех или совпали с информацией в тексте.

  • Приём «Хорошо – плохо?».

Цель приёма: формирование у учащихся представления о целостном мире, развитие умений взаимодействия с окружающими, выполняя разные социальные функции; развитие умений переноса лексико-грамматических умений и навыков в новую ситуацию, ситуацию общения; развитие умений планировать своё речевое поведение. Описание приёма. При использовании данного приёма лучше организовать работу в группах. Обучающимся предлагается проблема по изученной теме. Необходимое задание найти и назвать достоинства проблемы, и найти и назвать недостатки. При этом учащиеся стараются убедить своих оппонентов в правоте своих суждений или выразить несогласие с их идеями.

  • Прием «Речевая разминка»

Цель приёма: развитие умения планировать своё речевое поведение; развитие умения организовать речевое сотрудничество на базе предложенного языкового материала; развитие умения вступить в диалог, соблюдая правила речевого этикета. Описание приёма. Обучающиеся работают в парах. Им предлагается диалог в определённой ситуации, но предложения даны в хаотичном беспорядке. Задача учащихся – выстроить предложения в логическую цепочку, чтобы получился диалог. Прочитать диалог и инсценировать его.

  • Приём «Паутина» (словарная и речевая)

Цель: развитие умения выбирать правильные лексические единицы для выражения своей мысли; развитие умения прогнозировать содержания беседы по ключевым словам; развитие умения сотрудничать, слушать и слышать чужое мнение. Описание приёма. При введении новой темы обучающимся предлагается выполнить задание для самостоятельного определения темы и содержания урока. Школьникам предложен «слепой» текст, который они смогут перевести только, когда заполнят пропуски, выбрав подходящее слово из предложенной группы слов. Обязательным условием является высказать предположения о правильности выбора, т. е. использовать фразы: мне кажется, я думаю, по моему мнению, если я не ошибаюсь и т. д.

  • Прием «Сказочники» (Составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок)

Цель: развитие умения сотрудничать, слушать и слышать чужое мнение, развитие умения определять цели, функции участников, способов взаимодействия; развитие умения выбирать правильные лексические единицы для выражения своей мысли; развитие умения прогнозировать содержания беседы по ключевым словам. Описание приёма. Обучающиеся работают в группах или в парах. Школьникам предлагается серия сюжетных картинок и им необходимо совместно составит рассказ (сказку). В ходе работы над этим заданием обучающиеся сами определяют формы взаимодействия при презентации сказки.

  • Прием «Ошибочка!» (Поиск ошибок в текстах и письмах)

Цель: развитие умения сотрудничать, слушать и слышать чужое мнение; развитие умения организовать сотрудничество на базе предложенного языкового материала; выбирать правильные лексические единицы и грамматические формы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Описание приёма. Обучающиеся работают в группах или в парах. Школьникам предлагается текст или письмо, в содержании которых имеются ошибки. Обязательным условием является назвать правильный вариант, т.е. исправить ошибку.

  • Прием «Анкета» (заполнение анкет, опросников)

Цель: развитие умения сотрудничать, слушать и слышать чужое мнение; развитие умения распределять роли и способы взаимодействия в паре, группе, обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Описание приёма. Обучающимся предлагается анкета по любой изучаемой теме («Мой город», «Праздники», «Спорт», «Здоровый образ жизни» и др.) Школьники индивидуально заполняют анкету, а затем в группах обсуждают результаты и представляют их.

  • Прием «Иллюстрация» (создание иллюстрации к прочитанному тексту)

Цель: развитие умения определять цели, функции участников, способов взаимодействия, развитие умения сотрудничать, слушать и слышать чужое мнение; развитие умения организовать сотрудничество на базе предложенного материала. Описание приёма. Обучающимся в парах предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к прочитанному тексту. Обучающиеся представляют себя в роли художников и должны представить общую идею текста в виде рисунка, а затем при презентации прокомментировать его.

  • Прием «Путешествие по странам» (лексическая игра)

Цель: развитие умения определять цели, функции участников, способов взаимодействия, развитие умения сотрудничать, слушать и слышать чужое мнение; развитие умения организовать сотрудничество на базе предложенного материала. Описание приёма. Обучающиеся работают в группах. Каждая группа представляет какую-либо страну, ее столицу, города, традиции, и т.д.

         Развитие коммуникативных универсальных учебных действий может проходить практически на всех этапах урока английского языка: в начале урока при постановке цели, при повторении и обобщении изученного материала, при введении нового материала, а также при подведении итогов работы.

          В процессе формирования коммуникативных УУД обучающиеся получают возможность научиться: высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию; уважать мнение собеседника; участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; корректировать действия участников коллективной творческой деятельности; понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников; понимать контекстную речь взрослых; эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника; действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

.

Источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя под редакцией А.Г. Асмолова. Москва «Просвещение», 2010

Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Регулятивные УУД формируют умение правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия – это:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно: Game “My English schoolbag”. Draw a big school bag on the board. Put the strips of paper in the form of a daisy on the table. Ask a pupil to take one strip, read it aloud and follow the instructions. Stick the strip on the picture of a school bag. Tell pupils that there’s some more space in the school bag. Ask pupils to add topics they’d like to learn to the school bag. Write them on the board.

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик: Pupils must talk much during the lesson how has it increased in comparison with the beginning of the school year.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: After progress work ask pupils to open their books and check their answers. Make sure pupils have checked their work correctly. Let pupils count and find their scores in the evaluation boxes. Ask pupils if they’re happy with their results.

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

На начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. На уроках английского языка мы учим учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, учеников учим предположить каких результатов, они могут достигнуть.

1. Формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

2. Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари, лингвострановедческий справочник, средства ИКТ).

3. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки и взаимооценки – в говорении.

4. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

5. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Условия формирования и развития регулятивных действий:

 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы...(цель)...надо... (действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

 3. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт.

4. Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”;

поиск информации в предложенных текстах для чтения, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос; взаимоконтроль; “ищу ошибки”.

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; начинать и заканчивать разговор в нужный момент.

Для формирования регулятивных УУД учитель оказывает помощь в виде: одобрения, поддержки; замечания “Попробуй еще раз”, “Выполняй дальше”;

показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане.  В результате формирования регулятивных УУД ученик сумеет:

 1. Вносить дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости.

2. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

3. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

4. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

5. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Существуют определенные правила формирования регулятивных УУД:

1. Получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе;

2. Предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению;

3. Поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

4. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, то рекомендуется: взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты;

5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: “преднамеренные ошибки”; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; заучивание материала наизусть в классе; “ищу ошибки”.

Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

Сочинение-миниатюра как один из приемов формирования коммуникативной компетентности

Презентация раскрывает понятие коммуникативной компетентности и ее компоненты, содержит темы сочинений-миниатюр и творческие работы учащихся....

Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся.

Организация работы в разновозрастных группах как один из приемов формирования коммуникативных действий, развития мышления и личности учащихся...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы

ВведениеПриоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспеч...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...