Оценка метапредметных результатов
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)

Ольга Леонидовна Сорокина

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как: (далее описание.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка метапредметных результатов 

 Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
  • логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
  • умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

       Иными словами, объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, в данном случае с содержанием курса иностранного языка.

            Оценивание метапредметных результатов должно осуществляться с учетом  некоторых требований. Во-первых, оценивание желательно проводить  на каждом уроке. Во-вторых, необходимо выработать четкие критерии оценивания каждой работы, исходя из планируемых метапредметных результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.  В-третьих, должны применяться заранее известные педагогу и учащимся критерии оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка. Оценивание должно обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; должна отслеживаться эффективность реализуемой учебной программы.

          Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные технологии (набор форм, способов, средств) и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную технологию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.

         Что касается вопроса соотношения оценки и отметки в процедуре оценивания, то он может решаться следующим образом: оцениваться может любое, особенно успешное действие (в том числе и метапредметное), а фиксироваться отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).

Какие существуют технологии оценивания метапредметных результатов?

Здесь хотелось бы выделить следующие основные формы и способы оценивания:

  1. диагностические работы (оценивание учителем);
  2. оценивание учителем в форме наблюдения и опросов (листы наблюдений (по отдельным ученикам и сводные по классу), листы общеучебных достижений, карты метапредметных УУД и т.п.);
  3. самооценивание (карты самооценки, листы самооценки, языковой портфель, метапредметный портфель, дневники успешности и т.п.)

       Применяя ту или иную технологию оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка, учитель должен помнить, что цель оценивания, прежде всего в том, чтобы вовремя заметить проблемы в недостаточной сформированности метапредметных умений и предпринять все возможные шаги для решения этих проблем.

         Важно помнить, что оценивание должно быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Приложение 1

 

Критерии к диагностической работе по отслеживанию уровней сформированности метапредметных умений у учащихся 3 классов

 

Критерии оценки:

Высокий

уровень

Средний

уровень

Ниже среднего

Низкий

уровень

Регулятивные умения: 

1. Самостоятельное организовывать свое рабочее место (наблюдение)

 

организует своѐ рабочее место

 

организует своѐ рабочее место при напоминании

 

организует своѐ рабочее место при многократном упоминании

организует своѐ рабочее место под руководством учителя

2. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (опрос). Вопрос: Что мы сегодня с вами должны понять и запомнить? Как мы будем этого добиваться? Что вам необходимо сделать, чтобы достичь этой цели? 

называет цель и делает все в соответствии с ней

называет цель, но не знает способов еѐ достижения

путает цель и тему

затрудняется в достижении цели

3. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя (опрос). Вопрос: Что мы с вами должны сделать, чтобы научиться этому виду деятельности? 

составляет алгоритм деятельности

перечисляет виды деятельности

частично называет виды деятельности

не может назвать виды деятельности

4. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Поменяйтесь поделками и проверьте написание поздравления. Проверьте работу другой группы. 

видит все ошибки

видит, но не все ошибки

видит только ошибки одноклассника

не может увидеть ошибок

5. Оценивать правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом.

Сравните с образцом написание поздравления. Найдите ошибки в ответе. 

видит и исправляет все ошибки

видит и исправляет не все ошибки

исправляет правильное на неправильное

не может исправить ошибки

6. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, справился или не справился

Оцените свою работу по следующим критериям: легко справился – сложно  -не справился 

адекватно оценивает свои способности и уровень работы

адекватно оценивает свои способности или уровень работы

 

не адекватно оценивает свои способности и уровень работы

7. Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач (наблюдение)

правильно подбирает способы и приемы выполнения учебной задачи

не всегда правильно подбирает способы и приемы выполнения учебной задачи

 

неправильно подбирает способы и приемы выполнения учебной задачи

Познавательные умения: 

1.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. (опрос)

Скажите, на какой странице мы будем делать проект «Новогодняя игрушка»? 

быстро и правильно называет номер раздела и страницы

правильно называет номер раздела или страницы

 

не может сориентироваться

2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.).

Представь полученную информацию из текста в виде таблицы (рисунков). 

преобразует словесную информацию в условную безошибочно

при преобразовании словесной информации в условную допускает 1 ошибку

применяет несколько наиболее знакомых моделей

полностью отсутствует связь между информацией и моделью

3. Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот.

Соедини стрелочками предложения со схемами. 

 

устанавливает связи безошибочно

устанавливает связи правильно, но допускает 1 ошибку

ряды слов дописаны, но связь не установлена (общие слова выбраны неверно)

связи не устанавливает, группирования не происходит

4.Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Раздели данные ниже слова на 3 группы. 

правильно выбирает основание для классификации

основание для классификации выбирает правильно, но допускает 1 ошибку

классификацию осуществляет без выбора основания (произвольное разделение)

не может выбрать основание для классификации

5. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.

Разыграй с одноклассником вежливый разговор за столом.

логически использует все модели

логически использует не все модели

– не может найти логическое применение моделям

не использует модели

6. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия (наблюдение)

называет способы действий соответствующие заданию, обосновывает свой выбор

называет способы действий соответствующие заданию

способы действий не всегда соответствуют заданию

затрудняется назвать способы действий

Коммуникативные умения: 

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Соблюдение              простейших норм              речевого этикета: приветствие,              прощание, благодарность (наблюдение).

регулярно  соблюдает  простейшие  нормы  речевого  этикета:  приветствие, прощание, благодарность

соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие, благодарность, прощание под руководством учителя

частично соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие /прощание / благодарность

не соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность

2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения  (наблюдение)

Разыграй с одноклассником вежливый разговор за столом.

слушает и понимает других, точно реагирует на реплики, высказывает свою точку зрения, понимает необходимость аргументации своего мнения

слушает и понимает других, точно реагирует на реплики, высказывает свою точку зрения, но не понимает необходимость аргументации своего мнения

слушает и понимает других, не точно реагирует на реплики, высказывает свою точку зрения, но не понимает необходимость аргументации своего мнения

отказывается сотрудничать

3. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

Очень скоро замечательный праздник - Новый год! Давай сделаем игрушку для новогодней елки и напишем поздравление друзьям или родителям. Предложи трем своим одноклассникам выполнить это задание вместе. 

активно и постоянно участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы

периодически участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы

редко участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы

не участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы

4. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

 

читает вслух и про себя тексты учебников,понимает прочитанное, задает вопросы, уточняя непонятое.

читает вслух и про себя тексты учебников, понимает прочитанное, но не задает вопросы по тексту.

читает вслух и про себя тексты учебников, не всегда понимает прочитанное и не задает вопросы по тексту.

читает только про себя тексты учебников, не всегда понимает прочитанное и не задает вопросы по тексту.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Ответь на вопрос письменно: “What do you like to do on Sundays?” 

оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

оформляет свои мысли в устной и письменной речи, но с ошибками

оформляет свои мысли только в письменной речи и с ошибками

не оформляет свои мысли ни  в устной, ни в письменной речи

6. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Обсуди с одноклассником, какие продукты могут понравиться разным животным (наблюдение) 

критично относится к своему мнению, сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого

критично относится к своему мнению, сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого, но допускает ошибки

критично относится к своему мнению, но не сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого, допускает ошибки

считается только со своим мнением, не сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого, допускает ошибки.

https://mega-talant.com/uploads/files/105574/87760/92836_html/images/87760.001.jpgПриложение 2

Примеры оценивания метапредметных результатов

Способы оценивания при составлении плана (регулятивные УУД):

Степень выполнения задания

Уровень сформированности

План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов.

Высокий

В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов.

Средний

План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно.

Низкий

 

Способы оценивания сформированности коммуникативных УУД:

Степень выполнения коммуникативных заданий

Уровень сформированности

Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью.

Высокий

Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации.

Средний

Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации.

Низкий

 

Способы оценивания сформированности умений использовать  знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД) 

Степень выполнения задания

Уровень сформированности

Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрана соответствующая часть речи.

Высокий

При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы).

Средний

При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении).

Низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Листы самооценки

Образец

Self-evaluation card 

Your name: _________________________________________ Class: ________

 

Да

Нет

Не совсем

1. Я знаю, как строить предложения, используя модель _______________

 

 

 

2. Я смог составить план о ____________________

 

 

 

4. Я научился расспрашивать  своих одноклассников о_____________________________________

 

 

 

5. Я смог работать в группе и выполнил свою задачу_________________________________

 

 

 

 

Образец

 

My participation in the lesson (мое участие на уроке)
 

 

My feelings and emotions during the lessons (мои чувства и
эмоции во время уроков)

 

My difficulties (мои затруднения)
 

 

Valuable thoughts for me from the lesson (ценные мысли от
урока для меня)

 

  

 

 

 

Приложение 4

Лист оценки проекта

Образец

Карта оценки проекта 

Критерии

Да (1 балл)

Нет (0 баллов)

Не полностью  (0,5 балла) 

Оценка 

ученика

Оценка учителя 

Средняя 

Продукт 

Работа соответствует теме.

  

  

  

Цель достигнута. 

  

  

  

Визуальное оформление соответствует теме. 

  

  

  

Самостоятельный поиск и работа с источниками информации

  

  

  

Каждый учащийся в группе внес свой вклад (если групповой проект).

  

  

  

Выступление

Лексико-грамматическое оформление речи, фонетическое оформление речи без ошибок.

  

  

  

Материал представлен эмоционально, доходчиво.

 

 

 

Выступающий справился с ответами на вопросы аудитории.

  

  

  

Итого баллов:

  Оценивание: 8-7 баллов – «5»,  7-6 баллов – «4», 5-4,5 балла – «3»,  менее 4,5 балла – «2» 

                            

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"

Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....

Возможные критерии и формы оценки метапредметных результатов на различных этапах урока

Данная статья дает понятие метапредметных результатов и предлагает некоторые возможные критерии их оценки в ходе урока...

Особенности оценки метапредметных результатов

Презентация проекта по теме:"Особенности оценки метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"...

Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Составление метапредметных заданий для  уроков  биологии и их оценивание....

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Примеры заданий для проверки и оценки  метапредметных результатов обучения на уроках математики...

Проектирование диагностической работы по оценке метапредметных результатов на уроках географии в 5 классе

Статья написана в соавторстве с Вшивковой Л.Н. В статье предприняты попытки к разработке диагностической работы на определения уровня сформированности метапредметных результатов...