Оценка метапредметных результатов
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как: (далее описание.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Оценка метопредметных результатов | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение использовать знако-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
- логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий
Иными словами, объектом оценки являются не столько знания, сколько действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием, в данном случае с содержанием курса иностранного языка.
Оценивание метапредметных результатов должно осуществляться с учетом некоторых требований. Во-первых, оценивание желательно проводить на каждом уроке. Во-вторых, необходимо выработать четкие критерии оценивания каждой работы, исходя из планируемых метапредметных результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока. В-третьих, должны применяться заранее известные педагогу и учащимся критерии оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка. Оценивание должно обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; должна отслеживаться эффективность реализуемой учебной программы.
Для того чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные технологии (набор форм, способов, средств) и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную технологию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.
Что касается вопроса соотношения оценки и отметки в процедуре оценивания, то он может решаться следующим образом: оцениваться может любое, особенно успешное действие (в том числе и метапредметное), а фиксироваться отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).
Какие существуют технологии оценивания метапредметных результатов?
Здесь хотелось бы выделить следующие основные формы и способы оценивания:
- диагностические работы (оценивание учителем);
- оценивание учителем в форме наблюдения и опросов (листы наблюдений (по отдельным ученикам и сводные по классу), листы общеучебных достижений, карты метапредметных УУД и т.п.);
- самооценивание (карты самооценки, листы самооценки, языковой портфель, метапредметный портфель, дневники успешности и т.п.)
Применяя ту или иную технологию оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка, учитель должен помнить, что цель оценивания, прежде всего в том, чтобы вовремя заметить проблемы в недостаточной сформированности метапредметных умений и предпринять все возможные шаги для решения этих проблем.
Важно помнить, что оценивание должно быть проявлением чуткости и доброжелательности. Незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому необходимо стимулировать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание ситуации успеха. Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности. Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Приложение 1
Критерии к диагностической работе по отслеживанию уровней сформированности метапредметных умений у учащихся 3 классов
| Критерии оценки: | |||
Высокий уровень | Средний уровень | Ниже среднего | Низкий уровень | |
Регулятивные умения: | ||||
1. Самостоятельное организовывать свое рабочее место (наблюдение)
| организует своѐ рабочее место
| организует своѐ рабочее место при напоминании
| организует своѐ рабочее место при многократном упоминании | организует своѐ рабочее место под руководством учителя |
2. определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно (опрос). Вопрос: Что мы сегодня с вами должны понять и запомнить? Как мы будем этого добиваться? Что вам необходимо сделать, чтобы достичь этой цели? | называет цель и делает все в соответствии с ней | называет цель, но не знает способов еѐ достижения | путает цель и тему | затрудняется в достижении цели |
3. Составлять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя (опрос). Вопрос: Что мы с вами должны сделать, чтобы научиться этому виду деятельности? | составляет алгоритм деятельности | перечисляет виды деятельности | частично называет виды деятельности | не может назвать виды деятельности |
4. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Поменяйтесь поделками и проверьте написание поздравления. Проверьте работу другой группы. | видит все ошибки | видит, но не все ошибки | видит только ошибки одноклассника | не может увидеть ошибок |
5. Оценивать правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом. Сравните с образцом написание поздравления. Найдите ошибки в ответе. | видит и исправляет все ошибки | видит и исправляет не все ошибки | исправляет правильное на неправильное | не может исправить ошибки |
6. Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, справился или не справился Оцените свою работу по следующим критериям: легко справился – сложно -не справился | адекватно оценивает свои способности и уровень работы | адекватно оценивает свои способности или уровень работы |
| не адекватно оценивает свои способности и уровень работы |
7. Осознавать способы и приемы действий при решении учебных задач (наблюдение) | правильно подбирает способы и приемы выполнения учебной задачи | не всегда правильно подбирает способы и приемы выполнения учебной задачи |
| неправильно подбирает способы и приемы выполнения учебной задачи |
Познавательные умения: | ||||
1.Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. (опрос) Скажите, на какой странице мы будем делать проект «Новогодняя игрушка»? | быстро и правильно называет номер раздела и страницы | правильно называет номер раздела или страницы |
| не может сориентироваться |
2. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.). Представь полученную информацию из текста в виде таблицы (рисунков). | преобразует словесную информацию в условную безошибочно | при преобразовании словесной информации в условную допускает 1 ошибку | применяет несколько наиболее знакомых моделей | полностью отсутствует связь между информацией и моделью |
3. Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Соедини стрелочками предложения со схемами.
| устанавливает связи безошибочно | устанавливает связи правильно, но допускает 1 ошибку | ряды слов дописаны, но связь не установлена (общие слова выбраны неверно) | связи не устанавливает, группирования не происходит |
4.Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. | правильно выбирает основание для классификации | основание для классификации выбирает правильно, но допускает 1 ошибку | классификацию осуществляет без выбора основания (произвольное разделение) | не может выбрать основание для классификации |
5. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач. Разыграй с одноклассником вежливый разговор за столом. | логически использует все модели | логически использует не все модели | – не может найти логическое применение моделям | не использует модели |
6. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия (наблюдение) | называет способы действий соответствующие заданию, обосновывает свой выбор | называет способы действий соответствующие заданию | способы действий не всегда соответствуют заданию | затрудняется назвать способы действий |
Коммуникативные умения: | ||||
1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Соблюдение простейших норм речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность (наблюдение). | регулярно соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность | соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие, благодарность, прощание под руководством учителя | частично соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие /прощание / благодарность | не соблюдает простейшие нормы речевого этикета: приветствие, прощание, благодарность |
2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения (наблюдение) Разыграй с одноклассником вежливый разговор за столом. | слушает и понимает других, точно реагирует на реплики, высказывает свою точку зрения, понимает необходимость аргументации своего мнения | слушает и понимает других, точно реагирует на реплики, высказывает свою точку зрения, но не понимает необходимость аргументации своего мнения | слушает и понимает других, не точно реагирует на реплики, высказывает свою точку зрения, но не понимает необходимость аргументации своего мнения | отказывается сотрудничать |
3. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе. Очень скоро замечательный праздник - Новый год! Давай сделаем игрушку для новогодней елки и напишем поздравление друзьям или родителям. Предложи трем своим одноклассникам выполнить это задание вместе. | активно и постоянно участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы | периодически участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы | редко участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы | не участвует в коллективном обсуждении учебной проблемы |
4. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.
| читает вслух и про себя тексты учебников,понимает прочитанное, задает вопросы, уточняя непонятое. | читает вслух и про себя тексты учебников, понимает прочитанное, но не задает вопросы по тексту. | читает вслух и про себя тексты учебников, не всегда понимает прочитанное и не задает вопросы по тексту. | читает только про себя тексты учебников, не всегда понимает прочитанное и не задает вопросы по тексту. |
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Ответь на вопрос письменно: “What do you like to do on Sundays?” | оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | оформляет свои мысли в устной и письменной речи, но с ошибками | оформляет свои мысли только в письменной речи и с ошибками | не оформляет свои мысли ни в устной, ни в письменной речи |
6. Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого. Обсуди с одноклассником, какие продукты могут понравиться разным животным (наблюдение) | критично относится к своему мнению, сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого | критично относится к своему мнению, сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого, но допускает ошибки | критично относится к своему мнению, но не сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого, допускает ошибки | считается только со своим мнением, не сопоставляет свою точку зрения с точкой зрения другого, допускает ошибки. |
Примеры оценивания метапредметных результатов
Способы оценивания при составлении плана (регулятивные УУД):
Степень выполнения задания | Уровень сформированности |
План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов. | Высокий |
В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов. | Средний |
План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно. | Низкий |
Способы оценивания сформированности коммуникативных УУД:
Степень выполнения коммуникативных заданий | Уровень сформированности |
Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью. | Высокий |
Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации. | Средний |
Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации. | Низкий |
Способы оценивания сформированности умений использовать знаково-символические средства представления информации (познавательные УУД)
Степень выполнения задания | Уровень сформированности |
Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрана соответствующая часть речи. | Высокий |
При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы). | Средний |
При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении). | Низкий |
Приложение 3
Листы самооценки
Образец
Self-evaluation card
Your name: _________________________________________ Class: ________
| Да | Нет | Не совсем |
1. Я знаю, как строить предложения, используя модель _______________ |
|
|
|
2. Я смог составить план о ____________________ |
|
|
|
4. Я научился расспрашивать своих одноклассников о_____________________________________ |
|
|
|
5. Я смог работать в группе и выполнил свою задачу_________________________________ |
|
|
|
Образец
My participation in the lesson (мое участие на уроке) |
|
My feelings and emotions during the lessons (мои чувства и |
|
My difficulties (мои затруднения) |
|
Valuable thoughts for me from the lesson (ценные мысли от |
|
Приложение 4
Лист оценки проекта
Образец
Карта оценки проекта
Критерии Да (1 балл) Нет (0 баллов) Не полностью (0,5 балла) | Оценка ученика | Оценка учителя | Средняя | |
Продукт | Работа соответствует теме. |
|
|
|
Цель достигнута. |
|
|
| |
Визуальное оформление соответствует теме. |
|
|
| |
Самостоятельный поиск и работа с источниками информации |
|
|
| |
Каждый учащийся в группе внес свой вклад (если групповой проект). |
|
|
| |
Выступление | Лексико-грамматическое оформление речи, фонетическое оформление речи без ошибок. |
|
|
|
Материал представлен эмоционально, доходчиво. |
|
|
| |
Выступающий справился с ответами на вопросы аудитории. |
|
|
| |
Итого баллов: | ||||
Оценивание: 8-7 баллов – «5», 7-6 баллов – «4», 5-4,5 балла – «3», менее 4,5 балла – «2»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"
Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....
Возможные критерии и формы оценки метапредметных результатов на различных этапах урока
Данная статья дает понятие метапредметных результатов и предлагает некоторые возможные критерии их оценки в ходе урока...
Особенности оценки метапредметных результатов
Презентация проекта по теме:"Особенности оценки метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"...
Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Составление метапредметных заданий для уроков биологии и их оценивание....
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Примеры заданий для проверки и оценки метапредметных результатов обучения на уроках математики...
Проектирование диагностической работы по оценке метапредметных результатов на уроках географии в 5 классе
Статья написана в соавторстве с Вшивковой Л.Н. В статье предприняты попытки к разработке диагностической работы на определения уровня сформированности метапредметных результатов...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....