Автор: Басок Виктория "Компетенции и умения в профессиональной подготовке учителя иностранного языка"
статья
Статья является обзором методической и психолого-педагогической литературы. В основе лежит проблема профессиональной подготовки педагога. В работе важную роль играет взаимосвязь компетенций и умений, а также рассматриваются различные подходы к их классификации и структуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii_i_umeniya_v_professionalnoy_podgotovke_uchitelya_inostrannogo_yazyka.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции и умения в профессиональной подготовке учителя иностранного языка
Ключевые слова: профессиональная деятельность, компетентность, состоятельность, мастерство, профессионально-методическая подготовка.
Множество новых отечественных и зарубежных исследований посвящают свои работы проблеме профессиональной подготовки преподавателей. Так как профессиональные стандарты педагога хоть и имеют определённый четкий образ, но все время детализируются и модернизируются в зависимости от изменений в обществе и мире. Отличие западных традиций от отечественных в сфере рассмотрения компетенций заключается в том, что данное понятие является комплексом знаний, умений и навыков. Отечественные исследователи утверждают, что компетентность и компетенция, в сущности, являются совершенно разными определениями. В их понимании понятие компетентность — это результат образовательного процесса, достигнутого благодаря компетенциям учителя. [1, с. 3].
Данная формулировка дает основание сделать вывод, что компетенции имеют инструментальный характер, так как они обеспечивают достижение определенных прагматических целей, в то время как компетентность — это результат в виде конкретных знаний, умений и навыков, обусловленных профессионально-социальной деятельностью человека.
Таким образом, для успешной работы в определенной сфере необходимы компетенции, которые в свою очередь обеспечат результат деятельности в форме компетентности. Переход от компетенций к компетентности обеспечивается благодаря личному опыту, внешним условиям, а также способам достижения результата в работе. Для отечественных исследователей компетенции являются универсальными, в отличие от компетентности, которая является лично сформированной временем и опытом деятельности. Однако оба эти понятия также как и другие являются расширенными и систематизированными по различным категориям.
Итак, при рассмотрении профессиональной компетентности педагогов стоит отметить такие свойства ее как динамичность, о чем у поминалось ранее, интегральность, то есть взаимосвязь со всеми областями жизнедеятельности общества и беспрерывное повышение профессионального уровня, что предписывается и обеспечивается на законодательном уровне. Компетентность является качеством, которое можно приобрести в процессе работы в той или иной сфере и носит профессиональный характер. Кроме того, данное понятие обеспечивает результативность деятельности благодаря сочетанию знаний, умений и навыков. [2]. По мнению некоторых исследователей достижение этой эффективности происходит за счет методической, социально-психологической, лингвосоциокультурной и психолого-педагогический рефлексии.[3].
Профессиональная компетентность преподавателя, по мнению А.К. Марковой, разделяется на 4 блока:
а) профессиональные, психологические и педагогические знания;
б) профессиональные, педагогические умения;
в) профессиональные, психологические установки личности, требуемые преподавательской деятельностью;
г) персональные особенности, которые обеспечивают овладение профессиональными умениями и знаниями. [4, с. 7].
Данная классификация отражает комплексность подхода к изучению проблемы. С точки зрения отечественной педагогики понятие профессионального умения, применяемого к учителю, отражает суть затронутого вопроса, так как является комплексом компетенций.
Однако при формировании вышеупомянутых умений не стоит забывать и о развитии творческих способностей, так как «слепое» следование алгоритму не приведет к профессиональному росту личности, а скорее наоборот, способствует узконаправленному мышлению личности. А. Ин разработал технологию для проектирования личной траектории обучения будущего учителя, где настаивает на уделении особого внимания методической подкованности специалиста. Так как учитель – это работник с аудиторией, то важно не только самому знать, понимать и применять знания, но и суметь донести их до слушателей. [5, с. 7].
В представлении В.А. Адольфа специалист в сфере преподавания должен обладать пятью блоками компетенций, которые классифицированы на основе функций: проектировочные, организаторские, гностические, коммуникативные и конструктивные умения [6].
Анализ профессиональной деятельности учителя А.А. Рыбаковой базируется на международных квалификационных требованиях, которые предполагают собой три взаимосвязанных компонента: знания в педагогической сфере, ценности и мотивацию специалиста, а также его личностные установки направленные на самообразование и регулярное повышение квалификации, а также уровень овладения профессией. Таким образом, автор обращает внимание на интегративный характер личности педагога, который сочетает в себе совокупность различных коммуникативных, лингвистических, методических и информационно-технологических компетенций. [7].
При рассмотрении классификации А.В. Хуторского, Р.П. Мильруда можно выделить 3 основных компетентностных раздела: базовые, которые характерны для преподавательской деятельности любого педагога и являются универсальными, предметные, которые подразделяются на основании сферы деятельности, например физика, биология, иностранный язык , а также специальные, которые необходимы для достижения результата в неординарных педагогических ситуациях, например при работе со слабовидящими детьми. [8].
Как говорилось выше, профессиональные умения и компетенции не стабильны и изменчивы под давлением изменений в обществе, в том числе с точки зрения постоянно меняющего законодательства и документов, регламентирующих педагогическую деятельность. При рассмотрении компетенций учителя важно отметить, что развитие тех или иных компетенций неоднородно и индивидуально, соответственно уровень их развитости в специалисте моет быть различным. Н.В. Кузьмина определяет в своих работах пять ступеней: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, предметный и системно-моделирующий поведение и деятельность личности. [9, с. 20].
О. В. Котлярова в своих работах остановился на трех уровнях сформированности профессиональных компетенций: низкий, что соответствует пассивному овладению последними, средний или подражательный, но сформированный недостаточно и высокий, являющийся творческим. [10]. Таким образом мы видим, что степень сформированности компетенций зависит от способности специалистом свободно использовать свои навыки в повседневной жизни.
Особый интерес вызывает работа Н.В. Зеленко, которая определяет 4 уровня сформированности методических компетенций учителя: мировоззренческий, понятийно-сущностный, концептуальный и практико-деятельностный. Автор акцентирует внимание на том, что для овладения компетенциями необходимо строго в иерархическом порядке выполнять нижеследующие задачи:
1. Сформировать систему методических знаний;
2. Сформировать систему методических умений);
3. Сформировать опыт методической деятельности;
4. Сформировать личностное отношение к самосовершенствованию [11, с. 19-25].
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование методической компетенции – это многоуровневый и сложный процесс в первую очередь становления личности и осознанием ею свой социальной роли.
Большой вклад в детализацию компетентностной системы внесли дидактика и методика обучения иностранным языкам. Особенно тесно связан данный процесс с цифровизацией и появлением новых видов компетенций, связанных с ИКТ. На современном этапе развития общества и системы образования педагог не просто транслирует информацию, давая структурированные знания, а выполняет функции по анализу программ и содержания обучения, овладевает умениями организовать и усвоить материал. При рассмотрении содержания профессионально-методической подготовки учителей иностранного языка, большинство исследователей обращает внимание, что при анализе учебно-методических комплексов формируется методическое мышление в рамках высшего образования, однако важно и практическое применение полученных знаний, например во время педагогической практики. Отсюда можно сделать вывод, что при формировании профессиональных умений наряду с освоением теории и проведением производственной практики необходимым навыком становится анализ учебников и методических программ. Это одно из важнейших умений, так как это основа для дальнейшего самостоятельного формирования школьной программы, индивидуальных траекторий обучения и для составления методических материалов.
Подведем итог, компетентность и готовность к осуществлению профессиональной педагогической деятельности является результатом профессионально-методической подготовки учителя иностранного языка. Личность педагога должна сочетать в себе методические, психолого-педагогические, предметные и коммуникативные компетенции, а также успешно применять их на практике, постоянно повышая свою квалификацию. Важно отметить, что компетенции в учебных программах, а также в технологических картах занятий описываются через глаголы: знать, уметь и владеть.
Методические и профессиональные умения учителя стоит рассматривать, основываясь на функциях, выделяемых непосредственно в деятельности. Таким образом, педагог должен обладать прогностическим умением; аналитико-оценочным; организаторским; диагностическим; информационно-объяснительным; конструктивно-проектировочным; коммуникативно-стимулирующим; исследовательским; научным; методическим; учебно-воспитательным; культурно-просветительским, коррекционно-развивающим и другими.
В данной статье акцент сделан на том, что профессионально-методические умения являются фундаментом для формирования компетенций и организации успешной профессиональной деятельности и как итог для сформированности компетентности. Систематизация компетенций по определенным признакам позволяет составить системный и целостный образ о структуре профессиональной подготовки учителя.
Список литературы:
- Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Иностранные языки в школе. 2012. № 6. С. 2-10.
- Камалеева А.Р., Григорьева Э.Р. Компетентность как результат образовательного процесса // Образование и саморазвитие. 2009 г. № 4(14). С. 59-65.
- Махмурян К.С., Корникова Г.А., Белоножкина Е.Г., Каплина О. В., Лавриков В.В., Майдонова С. В. Методические рекомендации о совершенствовании преподавания иностранных языков в общеобразовательных учреждениях города Москвы. М.: МИОО, 2010, 132 с.
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика. 1990. № 8. С.2-14.
- Ин. А. Компетентностный подход к проектированию системы управления качеством профессиональной подготовки будущего учителя: Автореферат дис. док. пед. наук. Москва, 2006. 55 с
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Дис. д-ра. пед. наук. М., 1998. 356 с.
- Рыбакова А. А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению // Вестник Ставропольского государственного университета. 2009. № 61. С. 51-57.
- Мильруд Р.П., Карамнов А.С. Компетентность учителя иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С. 11-17.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985. 32 с.
- Котлярова О.В. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии. Автореферат дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 25 с.
- Зеленко Н.В. Взаимосвязь проектирования и самопроектирования методических компетенций в системе общетехнической и методической подготовки учителя технологии: Автореферат дис. док. пед. наук. Астрахань, 2006. 38 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личные и профессиональные качества учителя иностранного языка
Харктеристика личных и профессиональные качества учителя иностранного языка...
Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка МБОУ: Рябичевская СОШ Волгодонского района Ростовской области....
Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)
Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...
Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО
Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....
Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.
Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...
Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования } В общеевропейских компетенциях владения иностранным языком, на основе...