Личные и профессиональные качества учителя иностранного языка
методическая разработка по теме
Харктеристика личных и профессиональные качества учителя иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрабатывая ту или иную систему обучения, методисты не задаются вопросами о том, какими личностными качествами должен обладать преподаватель, чтобы максимально эффективно её реализовать. В методике негласно принято исходить из какого-то усредненного типа преподавания. Но, как мы знаем, таких преподавателей не существует. Каждый педагог – это прежде всего человек со своими индивидуальными достоинствами. Характер отношений обучающихся и обучаемых в школе обусловлен также их личностными качествами, взглядами и привычками.
Наверное, любой взрослый, вспоминая своё детство, может рассказать какую-нибудь историю, начинающуюся словами: «Помню, был у меня учитель ...». Обычно речь идет о том или ином событии из школьной жизни, оказавшем заметное воздействие на становление личности. Это могла быть ситуация, когда учитель поддержал школьника, и проявил о нём заботу или сделал ещё что-то, что помогло учащемуся возвыситься в собственных глазах. И, наоборот, как легко нанести непоправимый вред в воспитании школьника, вызвав смущение и стыд, неправильно оценив ситуацию.
Многие исследователи педагогической деятельности страдают упрощённым подходом к личности, в них заметно удивительное нежелание признать сложность человеческого поведения и его мотивации. Не возможно по-настоящему понять методы эффективности работы педагога, не принимая во внимание такие факторы, как мотивационные аспекты поведения всех участников учебного процесса, обусловленность поведения учителей и учащихся установками и ценностями, побуждениями и потребностями, которые свойственны им за пределами школы. Именно из-за множественности интерпретации взаимодействия, происходящего в ходе обучения, этот процесс нельзя рассматривать как механический, организуемый с помощью набора однозначных предписаний.
Главное в обучении иностранному языку – это общение непосредственно на иностранном наречье. Совсем недавно считалось, что способность преподавателя, к общению в учебном процессе зависит от его принадлежности к определённому типу личности: к экстраверсивному или интроверсивному.
Ещё в начале века К. Юнк высказал мнение о том, что интроверт – это человек, ориентирующийся на субъективные факторы, который не способен к активному общению. Алхазишвили А.А. в одном из своих работ («Психологические основы обучения устной и письменной речи» - Тбилиси.1989г) также полагает, что ненаучное разделение людей связано с экстраверсией и интроверсией.
На этом основании делалось заключение: преподаватель экстраверт имеет больше шансов наладить общение с обучаемыми. Однако оказалось, и экстраверт, и интроверт, если он опытный преподаватель, в равной степени с успехом налаживают такое общение. Различие между ними заключается лишь в некотором эмоциональном содержании. От сюда следует, что организация общения на уроках иностранного языка доступна любому преподавателю. И действительно, на практике мы не однократно сталкиваемся с тем фактом, что мягкий, отзывчивый, полный понимания, эмоциональный учитель достигает таких же результатов, как и строгий, прямолинейный его коллега, что называется с «характером».
Отношения учащихся к учителю как к личности, которая играет не последнюю роль в успеваемости школьников, значительно обусловлено его стилем общения. Самые низкие оценки со стороны школьников получают, как правило, учителя равнодушные, чрезмерно властные или не умеющие общаться со своими воспитанниками. Таких учителей принято относить к авторитарному типу преподавателя.
Эффективность работы учителя определяется его умением создать в классе теплую, доброжелательную атмосферу, которую следует считать оптимальной в ходе учебного процесса. Более того, поведение учащихся, в конечном счете определяется поведением учителя, ибо оно выступает в качестве одного из необходимых условий осуществления целенаправленной учебной деятельности. Данную же категорию учителя уместно будет отнести к демократическому типу.
Так, в начальной школе продуктивное поведение учащихся, то есть их внимательность, готовность к ответу и уверенность в себе, теснейшим образом связанно с пониманием, теплом и дружелюбием учителя.
Эта связь прослеживается и в средней школе, хотя здесь она не столь ярко выражена.
Одно из важнейших положений теории личности заключается в том, что люди ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Из этого можно заключить, что убеждение учителя в правильности тех или иных методических приемов является решающим фактором эффективности его деятельности.
Учитель демократического типа, экстраверт считает себя способным справляться с различными жизненными ситуациями и проблемами, связанными с учебным процессом. Он убежден, что столкнувшись с трудностями, определит их, не теряя присутствия духа. Он чувствует, что нужен, что они испытывают потребность в общении с ним, а его профессиональные способности, действия и суждения является ценными в глазах окружающих. Иными словами он обладает высокой самооценкой.
Выяснилось, что дети, которых обучают такого рода учителя, отличающиеся гибкостью, приверженностью к демократическому стилю общения и любовью к рациональном экспериментам в обучении, обладают более гибкими и прочными знаниями, более стойким интересом к учебе,
чем те ребята, учителя которых придерживаются авторитарного стиля в обучении.
Определяя личностный подход к учащимся со стороны учителя, наиболее важными являются такие качества, как; гибкое взаимодействие между вышеназванными сторонами, чуткое восприятие друг друга, умение сосредоточиться на обоюдных проблемах.
Осветив качества, так называемого "хорошего" учителя, мне хотелось бы коснуться тех сторон личности преподавателя, особенностей общения, которых ему следовало бы избегать в своей работе. Нa мой взгляд знание этих негативных сторон преподавания существенно поможет наиболее верно, особенно наставнику, делающему первые шаги, спланировать свою работу.
Итак, отрицательные моменты преподавания:
- Неодобрительно реагировать на нерадивых учащихся.
- Использовать любую возможность, создавая для них трудности (полагаясь на то, что это не дает расслабляться).
- Интенсивно стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за прошлые промахи.
- Строить учебную деятельность ка основе жёсткой конкурентной борьбы.
- Стремится насаждать авторитарный метод преподавания.
- Исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах.
Говоря о личности преподавателя, на мой взгляд, необходимо коснуться в нескольких сливах вопроса о профессиональной подготовке, компетентности педагога. Такое неотъемлемое качество педагога, как профессионализм, оказывает своё воздействие по типу обратной связи и на
личностное проявление учителя в классе, и на стиль его педагогической работы в целом.
Продолжая разговор о качествах учителя как личности обратится еще раз к выдающемуся грузинскому педагогу и психологу Алхазишвили А.А.
Алхазишгили А.А. выделяет следующие факторы, способствующие формированию того или иного стиля преподавания. Прежде всего регидность-недостаточная гибкость поведения в быстро меняющейся среде, сто качество в сочетании с тенденцией доминировать в сфере межличностных отношении приводит к развитию авторитарного стиля. Помимо индивидуальных черт существуют объективные факторы его
распространения.
В данном случае интерес у учащихся не выступает в роли ведущего мотива, авторитарные приемы обучения оказываются более эффективными, чем демократические. Существует еще один фактор, способствующий развитию авторитарности, связанный с наличием у преподавателей специфического индивидуально-личностного статуса, который психологи условно называют непогрешимостью. Ведь существует мнение, что поступки, суждения преподавателя находятся вне критики. Считается,
что он, учитель, не должен допускать ошибки, и если педагог уверен в себе, его уверенность имеет объективную основу- это возвышает его в собственных глазах, что порой способствует развитию в нем черт авторитарности.
Вполне естественно возникает вопрос, каким стилем преподавания должен обладать учитель иностранного языка?
На мой взгляд, преподаватель с выраженным авторитарным стилей не может создать на уроке естественные ситуации общения.
Останавливаясь на демократическом типе педагога, наиболее приемлемом для преподавания английского языка, следует отметит, что учитель демократической направленности должен уметь использовать в качестве временной меры приемы, характерные для авторитарного стиля. Например, ребенок отлынивает от занятии, не готовится к урокам.
Авторитарные приемы в таких ситуациях призваны повернуть ученика в нужное русло. И в то же время необходимо помнить: любой нажим на него при создании неестественной ситуации может свести на нет продуктивность общения.
Многие учителя страдают от своей эмоциональной неподготовленности, незащищенности. И часто им просто невдомек, что весь успех в работе зависит от педагогического артистизма. Обучение такого рода мастерству, к сожалению, не предусмотрено ни в одной программе вузов, ни в одном учебнике педагогики или педагогической психологии.
Макаренко А. С. считал, что в современных педагогических вузах надо по новому воспитывать будущих учителей, чтобы они знали, как стоять, как сидеть, как управлять своим голосом. Леонтьев А.А. констатирует тот факт, что Макаренко А.С. мог одну и ту жe фразу сказать в 25 различных интонациях, и это настоящее искусство!
Основным составляющим педагогического мастерства является игра, игра не как развлечение, а сценическая игра, требующая от учителя овладения театральным искусством. Следует отметить отличие игры актера от участия, так скажем, в игре учителя. Его предназначение- всегда оставаться самим собой, разумно используя приемы артистического мастерства в ходе урока.
Учитель иностранного языка должен создавать обстановку
непринужденного общения. Ему необходимо свободно передвигаться по классу, жестикулировать (в умеренных пределах), обращаться к отдельным учащимся с различными вопросами по ходу урока, подключая их к общей беседе. Одним словом, он должен создавать тон урока, его настроение.
Артистизм, эмоциональность преподавания, его театрализация нужны учителю для большей эффективности преподаваемого материала. Ведь, зачастую, один и тот же учитель ведет уроки одновременно в нескольких параллельных классах, где предметный материал постоянно повторяется. И так происходит из года в год. Случается, что эти годы складываются в десятилетия. Тогда и происходит самое нежелательное, и зачастую и неизбежное в работе преподавателя. Материал, представляемый им, теряет новизну, первозданную прелесть. Он уже не является для самого наставника чем-то необычным, по-настоящему интересным. Вот как раз-таки именно здесь и приходит к нему на помощь актерское мастерство. Однако и в данном случае существует своего рода опасность: грань между естественным поведением преподавателя на уроке и артистизмом им применяемым должна оставаться незаметной. Ведь если пытливый глаз учащегося заподозрит
неискренность со стороны преподавателя, тогда все его усилия наладить контакт с учениками будут обречены на провал.
Очень жаль, что в педагогических вузах нет специальных занятии по театральному мастерству , на которых будущему учителю прививались бы подобающие манеры: умение держаться, постановка голоса, стиль общения. Без должного багажа, артистичности, порой, молодой учитель чувствует себя крайне не защищённо, неуверенно.
Макаренко А.С. мечтал: «Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса и владение своим телом, и без такой работы я не представлю себе функции воспитателя".
Хочется верить, что, быть может ,элементы актерского мастерства в деятельности учителя будут включены в новые программы педагогических институтов. Однако следует отметить, что это Далеко не единичное требование к обучению настоящих профессионалов педагогического мастерства. Совсем не последнее место отведено внешней привлекательности учителя, его умению держаться в обществе. Несколько лет тому назад бытовало мнение о том, что учитель должен выглядеть скромно и неброско, следовательно, его одежда не должна отличиться яркостью, экстравагантностью, такое положение было очевидной ошибкой. На мой взгляд, для учителя важна привлекательность современным направлениям в моде в сочетании с приятной внешностью, хорошими манерами. Ведь он призван воспитывать учащихся не только определенным методическим приемам, но и собственным примером, своим поведением, стилем в одежде, прививая ребятам эстетические чувства, вырабатывая у них ощущение стиля, вкуса, наряду с аккуратностью, индивидуальностью
восприятия внешнего мира, воспитывая и развивая в них мир прекрасного. Неординарность поведения учителя, изысканность, собственный стиль являются притягательными факторами для учащихся. Такому учителю, безусловно, хочется подражать, быть похожим на него. Учитель такого
плана способен побудить своих воспитанников к изучению иностранного языка, к его дальнейшему совершенствованию.
Однако, если учитель не может создать настроение, атмосферу живости, то у такого педагога ребята будут попросту скучать на уроке и оставаться безразличными к любым педагогическим тонкостям преподавателя, к самим экстравагантным методам, приемам.
Создание ситуации успеха еще один фактор, который очень важен для преподавателя английского языка. Его следует проявлять в моменты нерешительности учащихся, смущения, колебания, замешательства или пауз при ответах на вопрос.
Такие качества, как чувство юмора, контроль за собственным поведением, голосом, жестами должны стать верными союзниками преподавателя иностранного языка.
Очевидно, что заинтересованность учителя, положительный настрои в общении служат повышению эффективности урока и, наоборот, нежелание вести урок, угнетенный вид педагога вызовут у учащихся только спад заинтересованности предметом. Говоря о личностных качествах преподавателя, самым важным, пожалуй, будет такое качество, как любовь к детям, чувство искреннем привязанности к ним. Это качество должно быть определяющим фактором в межличностной ориентации ученика и учителя.
Нe стоит забывать и об оптимизме, ведь для педагога-это своего рода "гражданская позиция". (Львова Ю.А.) Пессимизм, как и паника, быстро передаются учащимся. Об этом нужно помнить всегда.
Учитель, настоящий мастер своего дела, в первую очередь вселит в своего ученика уверенность в результате его труда, для такого учителя характерна следующая деталь: внутренняя, психологическая сторона дела важнее внешней. Вначале он пытается понять точку зрения другого
человека, а затем уже действует на основе полученных знаний. Люди и их реакции являются для него более значимыми чем вещи и формальные ситуации, он доверяет людям и считает их способными решить свои собственные жизненные проблемы, ждет от них проявления дружелюбия, а не враждебности. Человек всегда представляет для него личность, обладающую достоинствами.
И так, позитивное восприятие учителем школьников и самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его работы и способствует повышению мотивации и интереса у школьников к изучению предмета, к учебе в целом.
Психологи считают оптимизм такой особенностью, которую можно формировать и поддерживать в себе (Львова Ю.А.)
Как уже отмечалось раньше, повышение эффективности преподавания иностранного языка тесно связано с системой современных психолого-педагогических воздействий, основным среди которых является речь учителя, что особенно обнаруживается в практической работе учителя иностранного языка. В его работе речь представляет собой главное средство обучения и воспитания, т.к. именно она способствует коммуникативности урока, стимулирует учащихся, является средством формирования активной личности, вызывает положительные изменения в мотивации изучения языка.
Обучающая и воспитательная значимость речи учителя иностранного языка выявляется в эмоциональном воздействии на учащихся. Наблюдения за учащимися показали, что эмоционально богатая, живая речь понимается и усваивается детьми гораздо лучше, а кроме того вызывает желание
подражать, следовать ей.
Выразительность речи раскрывает и уточняет, создает образы и ярко иллюстрирует семантическую сторону высказывания, такую речь необходимо систематически развивать. Искренняя увлеченность предметом, заинтересованность процессом обучения, а также честность высказывании придаст определенную силу, красоту речи учителя.
Битт H.Б. отмечает, что эмоциональность речи является необходимым звеном профессиональной подготовки учителя иностранного языка, занимает важное место в системе педагогических, в частности, речевых воздействии, является необходимым компонентом педагогического мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя иностранного языка МБОУ: Рябичевская СОШ Волгодонского района Ростовской области....
Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)
Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...
Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО
Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....
Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.
Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализа...
Профессиональная компетенция учителя иностранного языка
Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования } В общеевропейских компетенциях владения иностранным языком, на основе...
Презентация к выступлению на заседании МЦ: "Дистанционное обучение как средство повышения качества учителя иностранного языка"
Презентация к выступлению на заседании методического объединения по вопросам дистанционного обучения....