Чтение на английском как средство обучения
статья

Кошман Ксения Николаевна

Существует множество причин того, почему обучение чтению английских текстов является важной частью работы учителя. Прежде всего, обучающиеся хотят уметь читать на английском для образовательных целей, для будущей карьеры, либо просто для удовольствия. И все, что может сделать улучшить их навыки чтения является хорошей идеей.

Чтение важно и для других целей — любой непосредственный контакт с английским языком является полезным для изучающих язык. По крайней мере, какие-то особенности языка «застрянут» у них в мозгу и станут частью процесса овладения языком и, особенно если текст интересный и увлекательный, овладение языком будет еще более успешным.

Чтение текстов также предоставляет хорошую модель для овладения письмом не английском. Когда мы обучаем письму, мы должны показывать учащимся модели того, к чему они должны стремиться. Чтение текстов предоставляет большие возможности для изучения языка: словаря, грамматики, пунктуации, способов, с помощью которых создаются предложения и тексты. Наконец, хорошие материалы для чтения могут знакомить с интересными темами, стимулировать дискуссию, пробуждать воображение и служить своеобразным трамплином для увлекательного, захватывающего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_na_angliyskom_kak_sredstvo_obucheniya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Чтение на английском как средство обучения»

 Исполнитель:

Кошман Ксения Николаевна

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

  • Цели и задачи обучения………………………….…………….…....4            
  • Чтение как средство обучения …………………………………......5
  • Особенности обучения чтению на английском языке и приемы

улучшения качества чтения………………………………………..7

Заключение……………………………………………………………...11

Список литературы…………………………………………………….12

Введение

Существует множество причин того, почему обучение чтению английских текстов является важной частью работы учителя. Прежде всего, обучающиеся хотят уметь читать на английском для образовательных целей, для будущей карьеры, либо просто для удовольствия. И все, что может сделать улучшить их навыки чтения является хорошей идеей.

Чтение важно и для других целей — любой непосредственный контакт с английским языком является полезным для изучающих язык. По крайней мере, какие-то особенности языка «застрянут» у них в мозгу и станут частью процесса овладения языком и, особенно если текст интересный и увлекательный, овладение языком будет еще более успешным.

Чтение текстов также предоставляет хорошую модель для овладения письмом не английском. Когда мы обучаем письму, мы должны показывать учащимся модели того, к чему они должны стремиться. Чтение текстов предоставляет большие возможности для изучения языка: словаря, грамматики, пунктуации, способов, с помощью которых создаются предложения и тексты. Наконец, хорошие материалы для чтения могут знакомить с интересными темами, стимулировать дискуссию, пробуждать воображение и служить своеобразным трамплином для увлекательного, захватывающего урока. [5;7]

Таким образом, цель данной работы — изучить теоретические основы, возможности и особенности чтения как одного из средств обучения иностранному языку.

1. Цели и задачи обучения

А. Г. Асмолов выделяет следующие основные задачи и направления развития системы образования:

•  приобщение нового поколения детей, подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

• понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;

• формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;

• активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;

• готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;

• уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

• ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

• овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;

• уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения. [1]

2. Чтение как средство обучения

Понятие «чтение» трактуется в русском языке многозначно: и как процесс восприятия оформленных различными способами (рукописным, машинописным, типографским, компьютерным и др.) текстов, и как произнесение, декламирование текстов, в том числе и в учебных целях, и как изложение устно перед аудиторией учебного (чтение лекции) или научного материала (научный доклад и т. п.). Однако наиболее часто чтение рассматривается как информационный процесс восприятия, переработки, перекодирования, понимания и запоминания различных символов и текстов с помощью зрительных анализаторов. 

Как установили ученые, чтение – это одновременный процесс приема и выдачи информации. От того, как эти процессы организованы, какова степень их согласованности, во многом зависит скорость чтения. Если при чтении возникает так называемая артикуляция – проговаривание вслух, шепотом или “про себя” того, что читается, и тут же внутреннее прослушивание, то в этих случаях прорабатывают информацию все три блока: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Иначе говоря, читаемый текст зрительно воспринимается, проговаривается и прослушивается. Как показывают исследования, большинство людей, даже много читающих, имеют скорость чтения в пределах 500–750 зн./мин. [3] 

Н. Д. Гальскова определяет чтение как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной в системе того или иного языка, который представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания.

Автор отмечает, что чтение протекает на разных уровнях с точки зрения мыслительных процессов — от умения приблизительно понять содержание до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, реорганизует свою мысль или встает на новую точку зрения.

Н. Д. Гальскова определяет виды чтения как набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующийся специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно.  Она приводит следующую классификацию видов чтения[2]:

Параметры различия

Вид чтения

По форме прочтения

Чтение про себя

Чтение вслух

По использованию синтетических операций

Аналитическое чтение

Синтетическое чтение

По глубине проникновения в содержание текста

Интенсивное чтение

Экстенсивное чтение

По целевым установкам

Изучающее чтение

Ознакомительное чтение

Просмотровое чтение

Поисковое чтение

По уровням понимания

Полное/детальное понимание

Общее/глобальное понимание

3. Особенности обучения чтению на английском языке и приемы улучшения качества чтения

Дж. Хармер выделяет следующие принципы, способствующие эффективному обучению чтению:

Принцип 1 — чтение это не пассивный навык.

Чтение — чрезвычайно активное занятие. Чтобы быть в нем успешным мы должны понимать значения слов, видеть перед собой образы, которые «рисуются» словами, понимать аргументы, и решать для себя, согласны ли мы с ними. Если мы не делаем этого — и если учащиеся не делают этого — то мы лишь поверхностно изучим текст и быстро его забудем.

Принцип 2 — учащиеся должны быть увлечены тем, что они читают.

Как и со всем остальным на уроках, учащиеся которые не увлечены текстом, не являются активно заинтересованными в том, что они читают, маловероятно получат какую-либо пользу от него. Когда ученики искренне заинтересованы в теме или поставленной задаче они извлекают из урока гораздо больше пользы для себя.

Принцип 3 — нужно поощрять учащихся откликаться на содержание текста, и не только в плане языка.

Конечно важно изучать тексты с точки зрения языка, который в них используется, числа параграфов в тексте или количества условных предложений. Но не менее важен сам смысл, сообщение текста, и мы должны дать учащимся возможность каким-то образом отреагировать не этот смысл. Особенно важно, чтобы они смогли выразить свои чувства относительно темы текста — это позволяет включить личностный смысл в изучение языка.

Принцип 4 — прогнозирование это важнейший фактор чтения.

Когда мы читаем текст на родном языке, то мы часто уже имеем предварительное впечатление о содержании перед прочтением. Обложка книги дает нам представление о том, что в ней содержится, фотографии и заголовки намекают о том, что чем говорится в статье. В тот момент, когда мы видим намек — картинку, заголовок — наш мозг начинает делать предположения о том, что мы собираемся прочитать. Формируются ожидания и процесс активного чтения готов начаться. Учителям следует давать учащимся «намеки» чтобы они имели возможность строить предположения о том, что может произойти. Это поможет им стать лучшими и более вовлеченными читателями.

Принцип 5 — задания должны соответствовать теме.

Мы можем дать учащимся известный монолог Гамлета «Быть или не быть» и попросить их посчитать, сколько раз в нем используется инфинитив. Или мы можем дать им меню ресторана и попросить расставить ингредиенты в алфавитном порядке. Может быть, в этих задания и можно найти смысл, но, на первый взгляд, они выглядят глупо. Согласитесь, вы будете более заинтересованы в смысле монолога Гамлета или в блюдах меню ресторана.

После того, как мы приняли решение о том, какой текст вы собираетесь дать для изучения, мы должны подобрать хорошие задания — подходящие вопросы, увлекательные и полезные задачи. Ведь согласитесь, даже очень интересный текст может быть испорчен скучными и нерелевантными  вопросам; и наоборот, самые обычные отрывки могут быть сделаны захватывающе увлекательными с помощь стимулирующих воображение и бросающих вызов заданий.

Принцип 6 — хорошие учителя используют все возможности текста.

Каждый текст полон фраз, слов, идей, описаний и т. д. Не имеет смысла просто прочитать текст, а затем сразу же убрать его и приступить к другому заданию. Хорошие учителя интегрируют содержание текста в интересную последовательность упражнений, используя его содержание для дискуссий и дальнейших задач. [4]

Д. Риддел делает акцент на том, что при таком популярном способе использования чтения для обучения иностранному языку как чтения учащимися в классе текста вслух, происходит фокусировка на произношении, а не на понимании текста. Он отмечает, что если учащиеся не владеют языком на продвинутом уровне, то они будут испытывать трудности при выполнении  данной задачи, а остальные учащиеся, их слушающие, будут испытывать трудности с пониманием. Также есть вероятность, что некоторые учащиеся будут испытывать напряжение и тревогу — либо при чтении, либо когда они ждут «своей очереди». Поэтому он советует не использовать этот способ чтения, когда целью является понимание текста. Учащиеся могут читать хорошо (если им повезет), но слышат ли они, что сами говорят?

Также он советует подбирать тексты, темы и задания, соответствующие уровню знаний учащихся и проявлять поощрение и поддержку, чтобы учащиеся не чувствовали беспокойства, связанного с произношением и пониманием каждого отдельного слова. [6]

Д. Уиллис предлагает различные приемы, способствующие более эффективному чтению. Вот некоторые из них:

- Мультисенсорный подход — использовать звук, цвет, движения, тактильные ощущения.

- Использовать графическую организацию для лучшего усвоения структуры. Например, рисунок-схему в виде флагштока с флагами, где на флагштоке будет написано слово «ate». А на флагах, которые пририсованы слева к флагштоку, слова, которые заканчиваются на ate: concentrate, celebrate, decorate и т. п.

- Использовать мнемотехники: подобрать характеристики к героям рассказа, начинающиеся на ту же букву, что и их имена (например, sarcastic Sally told timid Tina that brave Brian is looking for dishonest Dave). Или закодировать в качестве акронима PEMDAS операции в математических вычислениях (parentheses, exponents, multiplication, division, addition, subtraction).

- Использовать ментальные схемы и карты: использовать венские диаграммы для того, чтобы сравнить по принципу сходства или различия, например, две книги одного автора или на одну и ту же тему. Также, например, использовать шкалу для упорядочивания событий в тексте, на основе последовательности в которой они происходили.

- Попытаться представить информацию в другом контексте; создать краткое резюме или выводы; попробовать найти какую-либо личностную значимость в изучаемой информации или связь с прошлым опытом и уже имеющимися знаниями; делать заметки с ключевыми словами и многие другие приемы. [8]

 Заключение

«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела»

Дж. Аддисон

Люди читают сотни веков, но лишь в наше время столь остро встал вопрос о повышении эффективности чтения. Основной причиной этого является резкое, «лавинообразное» возрастание объемов информации как результат бурного развития науки, для сохранения которого требуется и существенное ускорение и улучшение качества освоения информации.

Лишь на первый взгляд чтение кажется простым способом получения информации, на самом же деле, чтение — это целенаправленная информационная деятельность (информационный труд), направленная на познание и обучение. Своеобразной иллюстрацией этого является известное высказывание великого поэта и ученого В. Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Это – еще одно свидетельство сложности и многообразности проблемы чтения. [3]

Подытоживая, можно выделить следующие основные причины важности обучения чтению на иностранном языке: чтение помогает привыкнут к языку, служит моделью для письма, предоставляет возможности для имплицитного, интуитивного освоения грамматики, лексики, пунктуации и других аспектов языка, служит отправной точкой для дискуссий, обмена мнениями и других форм работы на уроке и, конечно же, пополняет багаж знаний учащегося и способствует личностному развитию.

Список литературы

1.  Асмолов А.Г., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.

2. Гальская Н.Д., Гез Н. И. Теория обучение иностранным языкам — М.: Издательский центр «Академия», 2006 — 336 с.

3. Минько Э. В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно-методическое пособие — СпбГУАП, СПб., 2001 — 98 с.

4. Harmer Jeremy How to teach English, Pearson Education Limited, 1998 – 208 c.

5. Motteram Gary (ed.)  Innovations in Learning Technologies for English Language Teaching. British Council: London – 2013

6. Riddle David Teach English as a Foreign Language, 2011 – 364 c.

7. Thornbury Scott, How to teach vocabulary, Pearson Educaton Limited, 2002 – 191 c.

8. Willis Judy Teaching the brain to read: strategies for improving fluency, vocabulary, and comprehension, ASCD publications – 194 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Чтение как средство обучения иностранным языкам»

В данной статье описана методика работы с текстами. В ней рассматриваются виды чтения и предлагаются упражнения по каждому виду чтения для успешной работы с текстом....

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Чтение как цель и средство обучения английскому языку

Чтение – средство обучения, так как использование чтения для получения информации возможно при условии определённой сформированности механизмов чтения, овладения техникой чтения вслух и про себя, при ...

Иммерсивное средство обучения чтению

Инновационный продукт представляет собой методические материалы и рекомендации по использованию набора программных инструментов. Эти инструменты предусматривают облачение текста в режим чтения &ndash...

Английский язык - Рекомендации для родителей Обучение чтению на английском языке

Английский язык - Рекомендации для родителей. Обучение чтению на английском языке...

Чтение как цель и средство обучения

Чтение как цель и средство обучения...