Подведение итогов урока. Рефлексия
методическая разработка

Воронина Нина Петровна
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podvedenie_itogov_uroka._refleksiya.ppt2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА . РЕФЛЕКСИЯ.

Слайд 2

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Слайд 3

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Слайд 4

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: рефлексия настроения и эмоционального состояния рефлексия деятельности рефлексия содержания учебного материала

Слайд 5

Какие виды рефлексии бывают: По содержанию Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений Устная — рассказывает о своих впечатлениях Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д. По виду деятельности Коллективная Групповая Фронтальная Индивидуальная

Слайд 6

Целевая Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д. Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»). Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

Слайд 8

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности Что можно применять? Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. “ Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно. Светофор. “ Мои ожидания”: - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

Слайд 9

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Слайд 10

Рефлексия настроения и эмоционального состояния 1. «Смайлики. » показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального. 2. Использование различных изображений:«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

Слайд 11

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Слайд 13

Рефлексия "Плюс – минус – интересно". Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 14

Рефлексия содержания учебного материала (выявление уровня осознания содержания пройденного) «Рефлексии – высказывания» «Прием синквейна» «Пальчиковая гимнастика» «Плюс – минус» «Анкета» «Мини-сочинение» «Советы»

Слайд 15

Синквейн является быстрым, мощным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Используя всего 5 строк.

Слайд 17

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. «… Я не знал ... - Теперь я знаю ..» прием анализа субъективного опыта.

Слайд 18

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.

Слайд 24

Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. Today I have learnt about… I would praise myself for … Most of all I liked … Now I want to… Today I could … It was difficult to … Now I can … I was surprised to know …

Слайд 25

Our communication in the lesson was …. - enjoyable - entertaining - informative - exciting - boring -pleasant -friendly

Слайд 27

Спонтанная, нерегулярная рефлексия– реплики, мнения, суждения, сомнения, вопросы, выводы учащихся в произвольной форме. Представляет огромную ценность и также является богатейшим материалом для анализа своей педагогической деятельности и корректировки образовательного процесса. This task is more difficult for me. It is too fast. I can’t understand. I need some time to think. Также учитель может спровоцировать обратную связь «по запросу»: Whose dialogue did you like best? Whose story did you like best? Have we revised the words? …

Слайд 28

Продолжите фразы на доске: I know … I can … It is difficult to … I must …

Слайд 29

This task is more difficult for me. It is too fast. I can’t understand. I need some time to think. Также учитель может спровоцировать обратную связь «по запросу»: Whose dialogue did you like best? Whose story did you like best? Have we revised the words? …

Слайд 30

Рефлексия содержания учебного материала (выявление уровня осознания содержания пройденного) «Рефлексии – высказывания» «Прием синквейна» «Пальчиковая гимнастика» «Плюс – минус» «Анкета» «Мини-сочинение» «Советы»

Слайд 31

Рефлексия деятельности: (в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока) «Лестница успеха» «Зарядка» «Рефлексивный круг» «Рефлексивные группы» «Мишень» «Пять пальцев»

Слайд 32

Эмоциональное состояние и настроение учащихся: (в начале и в конце деятельности) «Смайл» «Лучики солнца» «Яблоня ожиданий» «Цветик – многоцветик»

Слайд 33

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус- интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Слайд 34

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Слайд 35

I. На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно

Слайд 36

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы: « V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный « I » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный « +» - ответил по своей инициативе, ответ правильный «О» - не ответил

Слайд 37

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Слайд 38

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

Слайд 39

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания? - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

Слайд 40

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе? обмен информацией взаимодействие взаимопонимание были равномерно задействованы все уровни

Слайд 41

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.) трудности в общении

Слайд 42

Какой стиль общения преобладал в работе? ориентированный на человека ориентированный на выполнение задания Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? в группе сохранилось единство и партнерские отношения единство группы в ходе работы было нарушено

Слайд 43

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников группы непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача оказалась неинтересной, трудной

Слайд 44

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Слайд 45

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: - самостоятельности, - предприимчивости, - конкурентоспособности.

Слайд 46

Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Слайд 47

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Роль рефлексии в учебном процессе....

Подведение итогов урока

Презентация содержит приемы подведения итогов урока...

Урок-обобщение по биологии в 5 классе (ФГОС) по теме: "Подведение итогов. Клеточное строение организмов".

Данная разработка урока- обобщение по теме «Подведение итогов. Клеточное строение  организмов»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. У...

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...