Проектная деятельность в современной школе
проект (10 класс)

Спирина Ирина Владимировна

Спирина Ирина Владимировна

«Развитие коммуникативной и

лингвистической компетентности

обучающихся на уроках английского языка»

Сегодня перед российским образованием встает  задача подготовки  человека к жизни в условиях многонациональной  лингвистической среды, когда необходимо не только знание родного языка, но и понимание своеобразия других языков и культур.

И воспитание коммуникативности, те желания общения, такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. В процессе приобщения к новому  языку  ученик неизменно   сталкивается с новой  лингвистической культурой, овладевает иной  речевой деятельностью, которая всегда мотивированна. Человек, как правило, говорит потому, что у него есть для этого внутренняя причина и  свой мотив.

Чтобы мотивировать человека к общению, учителя стараются  найти интересные  формы деятельностного подхода  и эффективно использовать их на  уроках, для того, чтобы  формировать коммуникативную и лингвострановедческую  компетенцию.

Повышая  мотивацию у обучающихся, в своей работе я использовала современные  приемы и постепенно понимала, что наибольший результат демонстрирует сегодня проектная деятельность, причём в идеальном варианте проектная деятельность, организованная таким образом, что проводниками   идей и помощниками в изучении языка  становятся наши международные партнёры. Поскольку отсутствие живой языковой среды и как следствие  практического применения иностранного языка - это  проблема современного иноязычного преподавания. Язык изучается не в процессе пассивного освоения готовой информации, но в живом личностном общении.

Школа 204  имеет уникальный опыт международной проектной образовательной деятельности, долговременной и перспективной. Я остановлюсь сегодня на двух проектах и на этих примерах постараюсь показать развитие деятельностного подхода в урочной и   внеурочной деятельности.

I направление:

Школьный международный российско-нидерландский  образовательный проект «Я живу и учусь в Санкт-Петербурге и Гааге в XXI веке», который в прошлом году отметил 25-летний юбилей, он  существует с 1994 года. В нем ежегодно принимают участие старшеклассники школы № 204 Центрального района Санкт-Петербурга и Лицея Монтессори г. Гааги. Нашими партнёрами и помощниками  являются так же ученики и учителя школы 181 Центрального района и школы Монтессори Санкт-Петербурга. За 25-лет существования проекта в нём приняли участие около тысячи школьников с обеих сторон. Почему именно Нидерланды стали нашими партнерами-очевидно. Санкт-Петербург и Амстердам города-побратимы, развивающие  культурные, экономические и иные связи, и, во-вторых, уровень владения английским языком молодёжи Нидерландов и Финляндии  занимает сегодня лидирующие позиции   в Европе.

-Знание английского языка становится основным критерием для участия в работе проекта и является  главной мотивацией к углублённому изучению языка. Чтобы стать участником проекта, необходимо знать английский язык на уровне свободного общения, поскольку ты неделю принимаешь иностранного гостя в своей семье  и общение становится необходимым и ,во-вторых, условием  для участника становится необходимость подготовки  личных исследований и презентаций для этого проекта. Программа для гостей построена таким образом, что каждое утро перед началом основной программы наши школьники выступают с личными презентациями по тематике дня, в качестве примера,  могу продемонстрировать выступления с презентациями Русский балет и Советский космос. После этого подготовленные гости отправляются на экскурсии, сопровождаемые нашими учениками.

Российскими участниками проекта  организовывались  и проводились по этой схеме для наших партнеров многочисленные тематические экскурсии, экскурсии  в Государственный Эрмитаж с использованием метода talks in small groups,когда дети в Эрмитаже проводят подготовленные экскурсии в малых группах,   экскурсии в Государственный Русский Музей, в  Государственную Академию Балета им. Вагановой,  Музей современного искусства Эрарта. Дополнительные знания, приобретённые учащимися во время подготовки личных проектов и презентаций становятся не только важным стимулом к дальнейшему совершенствованию знаний в освоении английского языка, но и  примером живого деятельностного подхода. Здесь выбор личного проекта для выступления зависит только от твоего желания и интереса, а детей, знающих нашу историю, искусство у нас очень много.

-Знакомство с системой образования в РФ и Нидерландах, организация посещений уроков математики, физики, английского языка небольшими группами с последующими  многочисленными вопросами  и пояснениями, проведение школьниками уроков русского языка для голландцев -это традиционные моменты ежегодных обменных программ и примеры развития языковой и лингвострановедческой компетенции и их интеграции.

-следующий пример применения метода деятельностного подхода: умение вести в проекте координационную и организационную работу, навыки, которые несомненно помогут школьникам во взрослой жизни. Благодаря помощи выпускников школы, участников проекта прошлых лет, стало возможным  участие в таких интерактивных  мероприятиях как «Штандарт», «Полтава 1714», «Берлин-1945», «Дорогами войны: К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»,исторических реконструкциях. Эти мероприятия проводились профессиональными экскурсоводами на английском языке, но   задачей для наших участников было  налаживание контактов с организаторами, логистика и главное, разъяснение гостям во время утренних встреч идей данного события.

-следующий момент примера деятельностного подхода метод  «Интервью»: Несколько раз школьники организовали встречи в своих семьях с блокадниками, ветеранами войны, где задачей для детей  была организация интервью, они выступали в качестве переводчиков, поскольку вопросы для беседы были подготовлены голландскими партнёрами.

Или  организация встречи с выпускником нашей школы, помощником режиссера А.Сокурова, Алексеем Янковским, в ходе которой он   рассказал об истории создания популярного в Европейских странах фильма « Русский ковчег», а  российские школьники поделились с голландцами личными впечатлениями от просмотра фильма.

 -ещё один интересный пример- публичная декламация на английском языке и перевод поэтических и прозаических произведений.

В октябре 2017 года учениками 10 класса  с помощью родителей  была организована встреча с представителями факультета русского языка и литературы СПбГУ с целью обсуждения и проведения гуманитарных проектов. В этой встрече принимали участие современные голландские скульпторы, один их которых, Ситце Баккер, автор памятника Мандельштаму, установленного на территории Санкт-Петербургского Государственного университета. Мероприятие сопровождалось чтением прозаических и поэтических текстов в переводах учащихся на английском и голландском языках.

Учащиеся школы принимают участие в культурных мероприятиях, проводимых Консульством Нидерландов  для Санкт-Петербурга: ученики 10-11х классов поддержали культурный  проект консульства «Визуализация поэзии О. Мандельштама». На уроках английского языка были выполнены переводы поэтических текстов Мандельштама. В доме-музее А.А.Ахматовой состоялась встреча профессиональных переводчиков, художников, авторов исследований творчества поэта, на которой выступали наши учащиеся. Генеральный консул Нидерландов господин Весселинк, выступая на открытии проекта, высоко оценил роль этого события в деле гуманизации образования.

-журналистика:

С 2014 года между школами-участниками стартовал проект «Электронная газета «VOICE».Редакцией, выбором тем для обсуждений, подготовкой видео и фото материалов занимались школьные редколлегии в Гааге и Санкт-Петербурге под руководством творческих преподавателей. Особенно приятно отметить, что именно после этого опыта некоторые выпускники нашей школы выбирали своей будущей профессией журналистику.

-и несколько слов о политике и об участие наших учащихся во встречах на международном уровне:

Благодаря своей гуманистической направленности, на определенном этапе проект вызвал интерес и получил поддержку официальных представителей обеих стран. Ежегодно, начиная с 2010, в  работе проекта принимает участие Консульство Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге.

Для участников проекта проводит встречи Генеральный Консул Нидерландов, который в личной резиденции в ходе бесед отвечает на вопросы российских и голландских школьников, каждый раз подчеркивая значимость проводимой детьми  работы. Дети не готовятся к интервью, они не осознают уровень встречи, но в процессе беседы задают свои очень правильные вопросы и ждут честных ответов.  В апреле 2019 года впервые состоялась  встреча участников проекта с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Королевстве Нидерландов Александром Васильевичем Шульгиным. Об этом событии была информация на сайте МИД и в газете Den Haag Central.

-опыт синхронного перевода:

В октябре 2017 г. родители участников проекта  организовали для российских и голландских школьников экскурсию в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Во время мероприятия удалось встретиться и побеседовать с представителями парламентских партий. В частности, группу

принимал координатор Санкт-Петербургского регионального отделения ЛДПР Капитанов О.А, в настоящее время Член Правительства Санкт-Петербурга - Председатель Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Российские участники работали на встрече переводчиками. Для этого им потребовалась специальная подготовка на уроках английского языка, которые  были посвящены науке синхронного перевода и практическим занятиям по синхронному переводу. Сложная и ответственная работа.

-практические занятия, мастерклассы  на английском языке

некоторые наши участники, и это естественный процесс, испытывают  сложности перед  публичными  выступлениями, боятся выступать перед  аудиторией, но владеют некоторыми навыками, которыми мы просим их поделиться с иностранными гостями. Для этого мы организовываем в школе мастер классы в небольших группах, где, по моему мнению, ещё ответственней становится твоё выступление, так как важна способность и умение разъяснить на иностранном языке технику выполнения того или иного продукта, используя техническую терминологию.

На мастер классах  были организованы, например, практические занятия по плетению браслетов в стилистике национальных цветов России и Нидерландов, росписи дымковской игрушки, кулинарные мастер классы и другие интересные детям дела.

Конечно, не все наши ученики являются участниками международных обменных образовательных проектов, но есть и другие возможности проявить себя, совершенствуя знания английского языка. Поэтому 

II направление  деятельности кафедры иностранных языков :

Экологическое воспитание, тема актуальная  в сегодняшнем мире и интересная для подростка

С сентября 2018 года  в нашей школе развивается  новый проект, направленный на экологическое воспитание учащихся. В рамках проекта в течение учебного года  представители международного экологического центра «Беллона», иностранные студенты из Финляндии, Швеции, Соединенных штатов Америки, проходящие практику в вузах Санкт-Петербурга,  проводят  интерактивные занятия.

 Стратегические цели для экологов «БЕЛЛОНЫ»:

  • Объединение  подростков для осуществления деятельности, направленной на охрану окружающей природной среды.

 Цель проекта для наших школьников: в первую очередь, практика английского языка и использование полученной в ходе лекций информации  для реализации личных исследовательских проектов на школьных конференциях. За два года мы прослушали  8 лекций студентов-экологов.

 После каждого цикла лекций в школе проводятся школьные практические конференции исследовательских проектов.

 В апреле 2019 состоялась первая конференция  «Проектная работа учащихся в современной школе», которая подвела итог работы старшеклассников над индивидуальными исследовательскими проектами после курса лекций экологов Беллоны.Все доклады были выполнены на английском языке в соответствии с правилами выполнения  и реализации школьного научного- исследовательского  проекта.

 Темы, представленные на первой конференции по проектной деятельности, были сформулированы таким образом, что было интересны школьнику для исследования: Ученик  с аллергией в современной школе(статистика);  Опасно ли вегетарианство?опыт;  Секреты долгожителей исследование;  Что можно найти в составе дешёвого продукта? эксперимент;  Зефиры раньше и теперь.исследование; Популярные кафе для подростков в Санкт-Петербурге. исследование ; Анорексия, статистика в современном молодёжном социуме.

 II-ая конференция школьных исследовательских проектов прошла в школе в декабре 2019г. и подвела итог работы девятиклассников над индивидуальными проектами   экологического направления.

Темы, представленные на IIой конференции по проектной деятельности, были следующие:

  • Как экономить электроэнергию в доме? эксперимент
  • Возможно ли прожить без цивилизации? сравнение образов жизни
  • Опасные домашние питомцы аргументативное рассуждение
  • Ситуация с бездомными животными в Санкт-Петербурге. исследование, статистика
  • Путь к трибуне. История Греты Тунберг. Критика
  • Пищевые отходы: что с этим делать? статистика
  • Логотип  сумки для шопинга - практический проект.
  • Видеоурок: шьём сумку для шопинга

Во время выступлений слушатели   оценивали работы девятиклассников по четырём критериям, анализировали, выполнено ли исследование и решена ли поставленная задача, то есть вовлечены в процесс и выступающие, и слушатели.

Подводя итоги сказанному, хочу отметить, что мотивировать сегодня школьника к совершенствованию языка, к  общению, изучению иной культуры можно только используя новые   методы, современные темы, актуальные для подростков вопросы, где он  можешь реализовать себя  как исследователь, помощник учителя.

 Это был краткий анализ  большой работы, опыта использования международного  и практического проектов для развития коммуникативной и лингвистической компетенции в процессе изучения иностранного языка.

    

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Современной школе - современный учитель"

" Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя,а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,что он есть, должен быть и не может быть иным.Эта уверенность встречается ре...

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).

Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....

Муниципальный марафон "Современной школе - современная библиотека"

"Комфортная образовательно - воспитательная среда школьной библиотеки"...

Коммуникативность – как важнейшее качество современного учителя, способствующее разрешению проблем современной школы.

В последние годы особую остроту приобретает  задача повышения качества образования, поиски решения которой приобретают характер национальной проблемы. Сегодня не вызывает сомнения факт, что сущес...

Современная школа - школа для всех. Инновационная деятельность учителя специальной (коррекционной) школы.

Современная школа - современный учитель.  Инклюзивное образование, принципы инклюзии. Инновационная деятельность в специальной школе....