«Искусство эпохи Возрождения» МХК 11 класс Л. Рапацкая
план-конспект урока по мхк (11 класс) на тему

Прийменко Елена Валерьевна

Методическая разработка технологической карты урока по курсу МХК в 11 классе, учебник Л.А. Рапацкая

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Искусство эпохи Возрождения».  Конспект урока по Мировой художественной культуре в 11 классе

Тема урока: Искусство эпохи Возрождения.

Цель: Формирование представлений учащихся о художественной культуре эпохи Возрождения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся с истоками и характером художественного образа Ренессанса;

Обобщить и систематизировать уже имеющиеся знания об эпохе Возрождения;

Продолжить работу по формированию умения определять цель, находить информацию в источнике, в том числе электронном,  производить искусствоведческий анализ картины: обобщать, выявлять главное, делать определенные выводы;

Учить подбирать исторические факты для подтверждения своей точки зрения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Развивающие:

Развивать навыки соотносительного анализа, группировки и классификации информации, в том числе представленной в электронном виде.

План урока:

1. Мотивация

2. Мировоззренческие основы ренессансной культуры

3. Гуманизм как составляющая часть искусства Ренессанса

4. Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения - анализ нескольких полотен эпохи Ренессанса

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

Оборудование урока:

Учебник

Рабочая тетрадь

Компьютерная презентация

Компьютер с выходом в Интернет

Дидактические единицы:

Ренессанс

Коринфский ордер

Фреска

Станковая живопись

Используемые технологии:

Проблемно — диалогическая

Информационно – компьютерные технологии (презентация)

ЭОР – источник «Мировая художественная культура»

Тематический ресурс www.museum-online.ru 

Домашнее задание:

Выучить текст конспекта;

Написать синквейн на тему «Ренессанс»

Конспект урока, № п/п

Модуль, пункт плана

Деятельность учителя

Деятельность учащихся, ответы учащихся

1.

Мотивация

Прежде, чем вы запишете в тетради тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть видеоряд и ответить на вопрос: Что же объединяет все эти имена?

У человечества есть своя биография: младенчество, отрочество, зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с ее неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.

Микеланджело Буанаротти и Леонардо да Винчи, Данте и Петрарка – все эти великие люди имеют отношение к эпохе Возрождения.

ЗАПИСЬ: Ренессанс — это эпоха Возрождения, проходившего в Европе с XIV по XVI век.

В средневековье, которое предшествовало Ренессансу, отвергались многие вещи в жизни. Во время Возрождения оживилось образование, процветали торговля, искусство, музыка, литература и наука. Ренессанс изменил весь образ жизни Европы.

Колыбелью искусства периода Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance– “Возрождение”) стала Италия.

2.

Мировоззренческие основы ренессансной культуры

Эпоха Возрождения – одна из самых впечатляющих страниц в истории мирового искусства. Она охватывает около трех столетий (XIV–XVI вв.). В сравнении с эпохами древнего мира (около 5000 лет), средневековья (около тысячи лет), Возрождение представляется очень кратким периодом времени. Однако по количеству гениальных произведений искусства, новизне и смелости поисков мастеров той эпохи художественное наследие Возрождения не уступает предшествовавшим этапам развития мирового искусства. Ренессанс достиг своего наивысшего развития сначала в Италии, а потом распространился по другим странам Европы.

В Италии появилась большая группа великих художников, среди них Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Ботичелли, Челлини и другие, чьими работами мы восхищаемся и по сей день.

Совершая виртуальную экскурсию, попробуйте почувствовать настроение эпохи Возрождения и представить себя одним из великих живописцев этого периода.

В XV– XVI века Западная Европа переживала “золотой век” своей истории, в который Италия вступила на столетие раньше – в XIV веке. Появилось искусство во Флоренции в начале XIV века, отсюда оно распространилось на всю Италию. К концу XVI века новый стиль охватил почти всю Европу, постепенно вытеснив готику.

ЗАПИСЬ: В итальянском искусстве, не считая проторенессансных (предренессансных) явлений XIII– XIV веков, различают Раннее (XV в.), Высокое (XV – 1 четверть XVI в.) и Позднее (XVI в.) Возрождение. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма.

Работа с тематическим ресурсом www.museum-online.ru. в режиме он – лайн

Ученик получает лист с названием картины и пытается наиболее точно описать произведение:

Боттичелли «Рождение Венеры»

Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»

Тициан «Динарий кесаря»

Мазаччо «Изгнание из Рая»

После каждого представления картины оригинал рассматривается в виртуальном музее.

3.

Гуманизм как составляющая часть искусства Ренессанса

Гуманизм (от лат. humanus– человечный)– течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении XV– XVI веков распространилось и в других европейских странах.

Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо.

Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности.

Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и физическими возможностями.

– Каковы же были предпосылки идей гуманизма? Что гуманисты взяли за основу своих принципов?

– Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое, постоянно напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым, варварским.

Тем не менее, искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве. Т.о. мы можем сформулировать определение.

Работа с ЭОР «Мировая художественная культура» запись в тетради: (таблица периодизации эпохи Возрождения)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: 

1. Искусство Возрождения – это возрождение чего? 

2. Искусство Возрождения - это возрождение кого? 

  • Античной традиции, классической культуры Древней Греции и Древнего Рима;
  • Человека и его целостности: духовной и физической.

– Италия находилась на пересечении нескольких стилистических потоков, каждый их которых внес свой вклад в формирование художественного образа Ренессанса.

4.

Основные особенности искусства и культуры эпохи Возрождения

Формирование «новой личности» (отход от традиционного общества, индивидуальность); религия не играет существенной роли в жизни людей Нового времени («земные» ценности); повышается ценность человека и человеческой жизни. Все эти взгляды принадлежат гуманистам эпохи Возрождения. Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст – гимн человеку эпохи Возрождения.

Взаимосвязь средств выразительности живописи с изменениями в мировоззрении каждого периода Ренессанса. Учащиеся на конкретных примерах доказывают, что исторические события влияют на мировоззрения людей.

Работа с ЭОР «Мировая художественная культура» запись в тетради:

гуманизм и его девиз “Человек– мера всех вещей”; появляется научная основа изобразительного искусства

 Самостоятельный анализ учащимися произведений искусства. Выступление представителей от групп.

Анализ композиции фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (с позиции главного действующего лица). Самостоятельный анализ учащимися предложенных картин. Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции. Взаимосвязь классической композиции с представлением Ренессанса о месте человека в мире.

5.

Рефлексия

– Почему именно Италия стала страной, где произошло зарождение новой культуры?

– Почему эпоха получила такое название?

– Объясните, почему основным жанром изобразительного искусства эпохи Возрождения становится портрет?

6.

Домашнее задание

Выучить записи конспекта; 

Написать синквейн на тему «Ренессанс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"

Бинарный урок (история+изобразительное искусство) на тему:"Искусство Эпохи Возрождения"...

Мультимедийный тест по теме МУЗЫКА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ для учащихся 6-8 классов общеобразовательной школы

Учащиеся могут проверить свои знания в области музыки и искусства эпохи Возрождения(композиторы, музыкальные инструменты ,стили и жанры музыки, архитекутрные стили ,выдающиеся произведения искусс...

Статья по теме "Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения"

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних век...

Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения на примере картин Леонардо да Винчи.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.Неменского; может быть использован для урока искусства при рассмотрнии темы "Портрет в мировом искусстве". Рассматривается изобра...

Интерактивный тест по теме: Искусство эпохи Возрождения

Интерактивный тест по теме: Искусство эпохи ВозрожденияВНИМАНИЕ!!!Познакомиться с тестом можно по ссылке:http://www.banktestov.ru/test/?id=30677  ...

Комплект интерактивных упражнений на сервисе "LearningApps.org" по теме: Искусство эпохи Возрождения

Комплект  интерактивных  упражнений  на  сервисе "LearningApps.org"  по теме:  Искусство эпохи Возрождения       ВНИМАНИЕ!!!Познак...