Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии
статья по биологии
Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_tehnologii_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_biologii.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии.
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам
максимум знаний, а в том, чтобы привить
интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
К.Кушнер
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. В своей статье мне хотелось бы остановиться на технологии критического мышления. В своей практике я не проводила урок, полностью построенный на технологии критического мышления. Но отдельные методы и приемы использую, причем систематически.
Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в школу приходят очень разные дети. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. Как правило, в классах собраны учащиеся только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости. Умение распознать ученика и выявить для себя и ученика те цели, которые необходимо достичь- вот задача учителя.
Как сделать урок эффективным и интересным для каждого ученика? Как передать определённые знания, воспитать у школьника потребность в самообразовании ?Ведь учение в школе должно проходить с увлечением!
«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии,. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем! Представьте: оказывается, есть такое понятие, как «стратегии критического мышления»! Одна из них – метод фишбоун – весьма любопытна и по смыслу, и по внешнему виду.
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: в голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Это осмысленное чтение текста. По сути данный прием- это осмысленное чтение текста, входе которого учащиеся отжимают главный материал. Сродни методу Шаталова( по сути дела учащиеся создают опорный конспект урока).
Формы работы по методу фишбоун на уроках:
Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске.
В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами.
Элементы новизны:
Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.
Трудности данной технологии:
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:
Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок;
Не на каждом уроке технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени;
Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит;
Учителю приходится перестраивать систему своей работы.
Результативность данной технологии:
Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работать с информацией, находить и осмысливать нужную информацию, выявлять проблемы , содержащиеся в тексте, выявлять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. В течении года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось увеличение активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению и как следствие повышение положительных оценок.
В завершении своей статьи мне хотелось бы вспомнить известную всем притчу:
« Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее задавлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Важно, чтобы в руках учителя ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным!
Литература:
1.Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....
"Использование приемов технологии критического мышления на уроках"
Мастер - класс "Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"...
Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии
Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...
«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».
Ø 2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...
Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен в технологии образовательного процесса....
Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...
Приемы технологии критического мышления на уроках биологии.
Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в шко...