Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии
статья по биологии

Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии критического мышления на уроках биологии.

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам

максимум знаний, а в том, чтобы привить

интерес к самостоятельному поиску знаний,

научить добывать знания и пользоваться ими.

К.Кушнер

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения.  Развитие ребенка становится ключевым определением обучения. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий. В своей статье мне хотелось бы остановиться на технологии критического мышления. В своей практике я не проводила урок, полностью построенный на технологии критического мышления. Но отдельные методы и приемы использую, причем систематически.

Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в школу приходят очень разные дети. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. Как правило, в классах собраны учащиеся только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости. Умение распознать ученика и выявить для себя и ученика те цели, которые необходимо достичь- вот задача учителя.

Как  сделать урок эффективным и интересным  для каждого ученика? Как передать определённые знания, воспитать у школьника потребность в самообразовании ?Ведь учение в школе должно проходить с увлечением!

«Век живи – век учись» – кажется, еще никогда эта мудрая, но затертая временем пословица не была так актуальна, как сейчас. Если раньше жизнь была более-менее стабильной, то сейчас каждый день приносит что-то новое: технологии, процессы, стратегии,. Даже такая сфера жизни человека, как мышление, – и та требует постоянных модификаций! Шутка ли – идти в ногу со временем! Представьте: оказывается, есть такое понятие, как «стратегии критического мышления»! Одна из них – метод фишбоун – весьма любопытна и по смыслу, и по внешнему виду.

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: в голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Это осмысленное чтение текста.  По сути данный прием- это осмысленное чтение текста, входе  которого учащиеся отжимают главный материал.  Сродни методу Шаталова( по сути дела учащиеся создают опорный конспект урока).

Формы работы по методу фишбоун на уроках:

Индивидуально – каждый учащийся получает текст для анализа и самостоятельно заполняет схему фишбоун в течение 10-15 минут. Затем происходит коллективное обсуждение и заполнение общей схемы на доске.

В группах – учащиеся знакомятся с текстом самостоятельно, но заполняют схему фишбоун коллективно, всей группой обсуждая проблему. Затем происходит сравнение заполненных схем между группами.

Элементы новизны:

Я считаю данную технологию универсальной (позволяющей легко сочетать несколько технологий одновременно). Особенности концептуальных подходов этой технологии заключаются в следующем: не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения. Эта технология, на мой взгляд, многое дает и  учителю, разрушая стереотипы педагогической деятельности: обучающийся не должен делать ошибки, на занятии нужно оценивать обучающегося, преподаватель знает, как и что должен отвечать обучающийся, знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии и т.д.

Трудности данной технологии:

Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности:

Тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок;

Не на каждом уроке технология применима, так как отработка некоторых приемов требует большого количества времени;

Применение каких-то отдельных приемов к результату не приводит;

Учителю приходится перестраивать систему своей работы.

Результативность данной технологии:

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работать с информацией, находить и осмысливать нужную информацию, выявлять проблемы , содержащиеся в тексте, выявлять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации. В течении года наблюдался рост мотивации к обучению биологии. Проявлялось увеличение активности детей при ответах на уроках, участие в конкурсах, повышение интереса к обучению  и как следствие повышение положительных оценок.

В завершении своей статьи мне хотелось бы   вспомнить известную всем притчу:

«  Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один   его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал?  Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее задавлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:  “Всё в твоих руках”.

Важно, чтобы в   руках  учителя ребенок чувствовал себя: любимым,  нужным,  а главное – успешным!

Литература:

1.Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.

2.    Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы"

Данный материал был подготовлен для выступления на методическом объединении учителей гуманитарного цикла в 2012г.Обобщение опыта....

"Использование приемов технологии критического мышления на уроках"

Мастер - класс "Использование приемов технологии  критического мышления на уроках русского языка, литературы и МХК"...

Использование приемов развития критического мышления на уроках биологии

Употребление технологии критического мышления на уроках биологии...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

Стптья. Использования приемов развития критического мышления на уроке биологии и химии

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью перемен  в технологии образовательного процесса....

Использование приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Критическон мышление - умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания, а не довольствоваться лишь тем, что эти знания можно записать или запомнить...

Приемы технологии критического мышления на уроках биологии.

Как известно , ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Но в шко...