Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Культура питания - основа здоровья»
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе
Учитель: О.С. Боброва
Тема урока: «Культура питания - основа здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_pitaniya_-_osnova_zdorovya.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по биологии в 8 классе
Учитель: О.С. Боброва
Тема урока: «Культура питания - основа здоровья»
Цель: формирование у детей и подростков основ культуры питания, как одной из составляющих здорового образа жизни
Задачи:
Обучающие:
формирование и развитие представление у учащихся о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
расширение знаний учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
Развивающие:
Развитие творческих способностей и кругозора у учащихся, их интересов и познавательной деятельности
Развитие коммуникативных навыков, умение эффективно взаимодействовать со сверстниками.
Воспитывающая:
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;
расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважение к культуре своего народа.
Форма: урок – дебаты.
Педагогические технологии развивающего обучения
Класс заранее по желанию учащихся делится на группы: историки, медики, статисты, химики, диетологи.
Эпиграф урока: «Человек есть то, что он ест».
Ход урока
Актуализация знаний
Учитель: Здравствуйте, я говорю Вам, здравствуйте!
Доброго здоровья, люди Вам.
Каждый день и час желаю - здравствуйте!
Я для Вас тепло души отдам.
Мы говорим «здравствуйте», когда желаем здоровья. Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Здоровье для человека - одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости. К сожалению, мы не всегда умеем беречь его.
Изучение нового материала
Что же такое здоровье? На этот вопрос постараются ответить «медики»
Медики: Сегодня практически во всём мире распространено обывательское мнение, что здоровьем должна заниматься медицина, все болезни лечатся и если человек заболеет «врачи вылечат». Но это далеко не так. По определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия индивида, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (слайд).
Учитель: От чего же зависит наше здоровье? Слово нашим экспертам.
Статисты: Ряд исследований показал, что здоровье не менее чем на 50% формируется образом жизни, который ведёт сам человек, 25% её условиями (экологией, социальными факторами), на 15 % - зависит от наследственных факторов и лишь на 10% - возможностями медицины.
Статисты: А ещё по сравнению с разными странами в России самая низкая продолжительность жизни (слайд)
Средняя продолжительность жизни | ||
мужчины | женщины | |
Объединённая Европа | 80 | 82 |
Голландия | 75 | 80 |
Италия | 74 | 81 |
Россия | 60 | 73 |
Япония | 82,5 | 84 |
Учитель: Как вы думаете , какие из этих факторов и в какой последовательности влияют на ухудшение здоровья и уменьшения продолжительности жизни человека – курение, сон, стресс, питание, алкоголь, движение. Порассуждайте об этом в группе.
После работы в группе, учащиеся предлагают свои варианты, пытаясь их аргументировать.
Медики: По степени влияния на преждевременный уход из жизни можно следующим образом ранжировать факторы риска в России: (слайд)
- Стресс (индивидуальная восприимчивость)
- Алкоголь (интенсивность)
- Курение (наличие и интенсивность)
- Питание (разнообразие и рациональность)
- Движение (физическая активность и нагрузки)
- Сон (недостаточность).
Учитель: эпиграф сегодняшнего урока «Человек есть то, что он ест». Как вы его понимаете? О чём пойдёт речь на занятии? (слайд)
Учащиеся: о здоровом питании
Учитель: В современных условиях культура здоровья становится первостепенным фактором выживания и устойчивого развития человеческого общества. Каждый человек в ответе за своё здоровье. Одним из правил сохранения здоровья является здоровое питание. Это не только биологическая, но социально-экономическая и даже политическая проблема. Вопросы питания являются предметом обсуждения на каждой сессии Всемирной организации здравоохранения. «Ешь правильно и лекарство не будет надобно», эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важно правильно организованное питание.(слайд) От того как мы питаемся во многом зависит наше здоровье. Это ещё было отмечено в древние времена. Чем питались наши предки, что входило в рацион русской кухни, расскажут историки.
Историк 1: (слайд) Крестьяне свою пищу делили на «прочную» и «лёгкую».(слайд) Хлеб, щи да каша – это прочная еда. При этом хлеб должен быть хорошо выпеченным, «крутым». Кислые щи непременно наваристыми ( с жирной солониной или свининой). Каша - заправлена топлёным маслом или салом. Подкрепившись, таким образом, можно было приниматься за любую работу, будь то пахота, косьба или заготовка дров.
Историк 2: К лёгкой пище относили молоко, всё что росло в огороде, и грибы… С голода, конечно не умрёшь, но и много не наработаешь.
Историк 1: Считалось, что семья не бедствует, если в доме есть ржаной хлеб, а на обед щи или картофельная похлёбка и молоко. А вот у кого ничего нет, кроме «небелёных» щей (то есть без сметаны), то такая семья относилась к числу бедных.
Историк2: А как, вы думаете, какая пища считалась «изобильной»? (варианты ответов детей).
Это мясо, рыба, пшенная каша. Почётным угощением было жареное мясо, лапша, пирог и яичница. Из напитков же входу был квас, которому поменьшей мере 800 лет. Выпив первую кружку, довольно приговаривали: «Знатный квасок! Ажпопыривает в носок». Хороша была и приготовленная на квасе мурцовка, сейчас почти забытое деревенское блюдо. Делалось оно просто: в миску с квасом клали кусочки ржаного хлеба (желательно зачерствевшего), зелёный лук, соль и вливали немного постного масла. Эту мурцовку крестьяне ели в постные дни.
Историк 2: Лук и чеснок – чаще других употребляемые и весьма почитаемые нашими предками специи «не в одном кушанье нет недостатка в больших количествах чеснока или лука…».
Историк 1(слайд)Трапеза в крестьянском доме подчинялась определённому порядку. Перед едой молились. Первым за стол под образа, садился глава семейства – отец. Ели из общей миски. Не спеша – зачерпнул, откусил хлебушка. Смех и болтовня немедленно пресекались. А можно было и ложкой по лбу схлопотать, если начнёшь первым со дна куски мяса таскать.
Учитель: Если человек питается разнообразной, здоровой пищей, то он остаётся здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.
Учитель: Мы – иностранцы и мы не простые
Мы вкусные штучки и очень крутые
В нас много жира и углеводов
Кушай, будь счастлив в любую погоду.
Съешь и свободен – не сыт, не голоден.
Голоду скажешь робкое «нет»
Не надо ни щей, ни котлет.
- О чём идёт речь в стихотворении? (слайд)
Ни для кого не секрет, что сегодняшние дети предпочитают питаться различными бесполезными закусками и напитками или так называемой «фаст фуд», то есть гамбургерами, хот-догами, французскими сосисками, пить сладкие безалкогольные напитки и молочные коктейли. Что вам известно об истории возникновения «фаст фудов»? ( варианты ответов учащихся). А теперь давайте послушаем наших историков
Историк1: История фаст-фуда берет свое начало с древних времен. Подобие современного фаст-фуда зародилось еще в Древнем Рима. Фаст-фуд, по-древнеримски - это масса закусочных базаров, где предприимчивые торговцы продавали различные кушанья. На подобных базарах продавали еду преимущественно недорогую и пользующуюся популярностью. Это, в первую очередь, горячий хлеб, мясо, горошек, различные виды выпечки. Кроме того, в Древнем Риме делали даже блюдо, очень похожее на современный гамбургер. Это была лепешка из говядины, которую смешивали с орехами, а ели обязательно с хлебом. Немалой популярностью пользовались лепешки из дрожжевого теста, смазанные оливковым маслом. Подчас их использовали наподобие тарелок, на которые накладывались другие различные яства. Ничего не напоминает вам подобное блюдо? А ведь именно из подобных лепешек много столетий спустя появилась всем известная и многими любимая итальянская пицца.
Историк 2: В настоящее время, пожалуй, наибольшее распространение фаст-фуд получил в Америке. Именно здесь появились всем известные Макдональдсы, которые независимо от обстановки в стране пользуются постоянной популярностью.
Учитель: Какой русский не любит быстрой езды? Перефразируем - какой русские не любит быстрой еды? Если раньше на Руси трапезничали долго и с удовольствием, то сейчас перекус на скорую руку прочно вошел в обиход. Почему? Почему у нас в России «фаст фуды» пользуются большой популярностью? На самом ли деле они так вкусны, красивы и удобны.
В спор вступают защитники «фаст фудов» и их оппоненты.
Примерный вариант дебатов
Защитники: фаст фуды очень привлекательны, завернуты в яркую упаковку, такие ароматные, вкусные.
Оппоненты:К сожалению для этого используя различные пищевые добавки и красители, а также средства для усиления запаха, улучшения консистенции, при этом удлиняется срок хранения такой пищи. Вкус и запах гамбургеров и прочей быстрой еды делается на химических заводах. Это всё ненатуральное, опасное, крайне нежелательно.
Защитники: При наших ежедневных нагрузках и сумасшедшем ритме жизни быстрая еда становится спасением для наших вечноголодных желудков.Забежал после работы в ресторанный дворик или же дома разогрел замороженные полуфабрикаты-ну что, кажется, может быть проще?
Одно из основных достоинств, сети фаст-фуда – там вы можете перекусить, не потеряв много времени.
Оппоненты: даже заскочив в одну из таких забегаловок на быстрый обед, вы вряд ли уйдете оттуда раньше, чем через полчаса..Фаст-фуд по определению едят быстро, толком не пережевывая, и в желудок попадают неизмельченные и не смоченные слюной куски пищи. Как следствие – вероятность заболеваний желудочно-кишечного тракта (гастрит, язва и прочее) повышается. Кроме того, негативную роль играет присущий такого рода заведениям шум. По мнению ученых, шум во время еды также повышает опасность желудочных заболеваний. В конечном итоге постоянное питание гамбургерами, хот-догами, картошкой, шаурмой, пирожками и прочими подобными блюдами неминуемо приводит к нарушению обмена веществ.
Защитники: Макдональдс может накормить вас недорого.
Оппоненты: Если бы это было так дешево, как преподносится, владельцы сетей фаст-фуда не смогли бы зарабатывать на них миллиарды. Для того, чтобы сохранить цены на максимально низком уровне, для того, чтобы обставить конкурентов, производитель готов идти на любые уловки. Неквалифицированная рабочая сила, прогорклое масло, которое намеренно не меняют, пищевые добавки… Вдумайтесь – обедая фаст-фудом, вы едите те продукты, которые выбросили бы дома.
Защитники: Макдоналдс – это место, где можно по общаться.
Оппоненты: на самом деле, если вы загляните в любой фаст-фуд, то увидите, что десятки людей молча и сосредоточенно жуют, не глядя друг на друга и не поднимая головы.
Защитники: Но фаст-фуд –это вкусно. (слайд)
Оппоненты: врачи утверждают, что еда такого рода особенно опасна как раз в детском возрасте, в период формирования и роста организма. Такое питание может привести к ожирению, нарушениям в эндокринной и иммунной системе, что в дальнейшем сказывается на физическом и умственном развитии, способствуют развитию целлюлита, атеросклероза и онкологических заболеваний, приводит к инфаркту. По данным исследований, чрезмерное употребление содержащихся в фаст-фудовской пище жиров и сахара ведет к реальной химической зависимости, сходной с наркотической. В пользу этой теории говорит и тот факт, что любителям фаст-фуда очень сложно вернуться к нормальной пище.
Почему это происходит? Давайте дадим слово химикам.
Химики: Качество фаст фудов, энергетическая составляющая, применение трансжиров, а также чрезмерное количество сахара, соли, консервантов, красителей, стабилизаторов, эмульгаторов. Трансжиры - ненатуральные изомеры жирных кислот, образующиеся при производстве растительных масел и маргарина. Пристрастие к пище с повышенным содержанием трансжиров грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий.(слайд). Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы».
Причем звания главного «убийцы» удостоился кебаб, известный под названием шаурма. Оказывается, в одном кебабе содержится в среднем 120 г жира, при том что дневная норма потребления жиров не должна превышать 70—80 г. Съесть кебаб — это то же самое, что выпить бокал растопленного кулинарного жира.
Защитники: Раз это так вредно, почему рекламодатели тратят огромные средства, чтобы представить свою продукцию на телевидении?
Оппоненты: реклама всевозможных гамбургеров и других аппетитных, но вредных продуктов направлена именно на детей и подростков, которые не задумываются о калорийности пищи, а руководствуются только своими желаниями, которые в свою очередь стимулируются красочными картинками, привлекающих покупателей. Привлечь детей, а следовательно и их родителей в этом один из секретов его успеха в мире (Слайд)
Итог урока
Учитель: Так чем может грозить быстрое питание?
Работа учащихся в группах
Варианты ответов
- стремительный набор веса
- инфаркты
- диабет
- снижение иммунитета
- необратимые изменения печени и др.
- повышения уровня холестерина в крови и др.
Учитель: Как вы считаете, какие продукты самые вредные? (варианты ответов детей после обсуждения этого вопроса в группах)
Диетологи: сойдясь в едином мнении, диетологи расставили по позициям самые вредные продукты, быстрого питания:
- картофель - фри
- сладкие газированные напитки. Они отличаются огромным содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек. Получается, что такие напитки не только не утоляют жажду, а, наоборот, её вызывают!
- картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. Это смесь углеводов и жира с искусственными вкусовыми добавками.
- сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность, и желание есть их снова и снова.
- синтетические обеды ( картофельное пюре, которое надо заливать кипятком с кусочками якобы мяса, быстрорастворимые супы, лапша быстрого приготовления и т.д)
- сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир, свиная шкурка занимают до 40% веса, и с помощью вкусовых добавок их маскируют под мясо.
- жирные сорта мяса, особенно в жареном виде.
Учитель: если бы вы были членами Всемирной организации здравоохранения, какие меры приняли бы в борьбе с фаст фудом?
Учитель: Мы с вами вместе сегодня узнали,
Чем не нужно питаться,
Чтоб дольше прожить.
Будем питаться здоровою пищей.
Вкусною рыбой и овощами
Фруктами, кашей, ряженкой, щами.
И не будем забывать народную мудрость «Человек есть то, что он ест»
Домашнее задание: составьте свой рацион питания и проанализируйте с точки зрения его влияния на здоровье и безопасности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с презентацией "Культура питания - основа здоровья"
Урок-игра.Конспект урока, с историческими справками, поговорками.Презентация к уроку....
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Методическая разработка урока по ОБЖ по теме "Безопасное питание" в 6 классе
Представление об основах здорового образа жизни...
Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"
Методическая разработка урока биологии на тему «Воздушное питание растений». Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Путешествия" на основе игры " Навигатор" для учащихся 5-6 классов.
Игра " Навигатор" составлена на основе лексических и грамматических навыков учащихся 5-6 классов, полученных при изучении темы " Путешествия"....
Методическая разработка урока английского языка на тему «Принципы здорового питания»
Методическая разработка направлена на освоение и закрепление учащимися нового лексического материала по теме "Здоровое питание". Разработка рассчитана на групповую форму урока, предполагает ...