Элементы Сингапурской методики преподавания английского языка .
методическая разработка

Карпенко Марина Владимировна

В эторм констпекте освещается некотрые элементы Сингапурской методики преподавания английского языка. Приемы достаточно доступные, они помогут сделать урок ярким, интереснм и запоминающимся. хорошо разнообразят работу детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_puzhaykina_o.n._karpenko_m.v.docx47.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд Пужайкина О.Н. Карпенко М.В.

Мастер-класс

«Использование сингапурской методики преподавания в иноязычном обучении»

(Из опыта работы учителей английского языка)

2 слайд Цель мастер – класса - представление в активной форме опыта работы по использованию элементов сингапурской методики на уроках английского языка.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с сингапурской методикой преподавания.
  2. Мотивировать педагогов к овладению сингапурской методикой.

3. Совместно отработать методические приёмы по внедрению элементов сингапурской технологии.

4. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Современная система образования и её постоянные изменения требуют от преподавателей большой гибкости и умения использовать в своей работе новый инструментарий. Так же быстро, как в последнее время изменяется мир, меняются и формы работы в классе.

Рассматривая основные положения образовательных стандартов, мы прочтём, что наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействии учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса.

К счастью, для этого нет необходимости заниматься изобретением велосипеда. Существует методика, которая позволяет педагогу вовлечь в учебный процесс всех учеников в классе и добиться максимальной эффективности этого процесса. Как это сделать? Гораздо проще, чем нам может показаться.

Речь идет о так называемой «сингапурской» методике обучения. Лично для себя мы находим в ней решение актуальной для нас проблемы вовлеченности ВСЕХ обучаемых в активную учебную деятельность и организации урока так, чтобы за 45 минут ВСЕ, а не только самые активные, высказали своё мнение и не только послушали, но и услышали мнения других.

Постараемся поделиться небольшим опытом внедрения некоторых элементов данной методики на уроках английского языка.

3 слайд Сингапурская методика - это методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не даёт методические знания по предмету. Методическое содержание для конкретного предмета – задача учителя. То есть обучающие структуры сингапурской методики можно применить в любой предметной области.

Каждая структура (всего их 250) имеет жёсткие рамки и собственное название. Из обучающих структур, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности и применять на любом этапе урока в зависимости от цели.

4 слайд К слову...По международным рейтингам Сингапур – всемирно признанный лидер по эффективности школьного образования. Их методы преподавания отличаются умением сочетать работу в коллективе с индивидуальным подходом к каждому учащемуся. Сингапурцы запатентовали свою технологию, в основе которой - создание комфортной психологической атмосферы. Как им это удаётся?

  1. Учителя - элита страны.

Педагоги входят в топ самых престижных и высокооплачиваемых профессий в Сингапуре (справедливо, не находите?), а инвестициям в образование страна уделяет очень большое внимание. В систему образования идёт около 20% национального бюджета. Всё находится под полным контролем государства. 

  1. Ученики - будущее государства.

Центральным персонажем на уроке выступает ученик, а не педагог.

Государство Сингапура заботится о людях, а заодно и о собственной экономике: по-настоящему мотивированному ребёнку интереснее учиться, он уверен в себе и в перспективе из него вырастет профессионал, способный внести свой вклад в развитие страны и сохранить её продуктивную конкурентоспособную репутацию на международном уровне.

Teach less, learn more «Учить меньше, учиться больше» - стратегия, которая побуждает педагогов сосредоточиться на качестве образования, а не на количестве зазубренного учениками материала. Учителя располагают целым арсеналом готовых мини-методик и в зависимости от учебной задачи применяют их в нужной последовательности. В результате каждый новый урок представляет собой некую точку сборки - детали конструктора снова и снова образуют новую интересную и продуктивную модель.

Урок, на котором используется сингапурская методика по своему формату напоминает не традиционное школьное занятие, а интеллектуальную игру. Всё занятие основывается на проведении командной работы с помощью строго установленных принципов.

Сингапурские коллеги признаются, что при создании своей системы образования ими были позаимствованы лучшие традиции и новаторские идеи российской школы.

5 слайд (На слайд) В основе Сингапурской методики - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойч, Жан Пиаже, Лев Выготский. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные групповые формы работы (КСО – коллективный способ обучения). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б. Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассов, Е.Г. Иванова.

6 слайд ( пустой) При обучении по сингапурской методике дети рассаживаются в группу по 4 человека. Парты должны отходить лучами от учительского стола, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Мы вас рассадили именно таким образом.

Мы подходим к знакомству с первой структурой, которая лежит в основе сингапурской методики.

7 слайд ( фото детей), 2 пустых слайда 1. Структура МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat). Она является инструментом для управления классом. Цветная табличка в центре стола позволяет удобно и просто распределить учеников в одной команде для организации эффективного учебного процесса.

Каждый ребенок имеет свой номер в команде. Цифр, соответственно, четыре, а букв всего две: a и b. Смысл в том, что у каждого ученика есть две пары. Одна – это ученик + сосед, сидящий рядом (партнер по плечу), вторая – ученик + сосед напротив (партнер по лицу). Соответственно, по ходу занятия ученики могут работать в разных парах или обобщенной командой, в зависимости от того, что запланировал учитель.

Посмотрите, пожалуйста, на таблицу в центре стола и определите свой номер.

Номер 1 в каждой команде – поднимите руку.

Номер 2 – встаньте, пожалуйста.

Номер 3 - хлопните в ладоши один раз.

Номер 4 – хлопните в ладоши дважды.

У каждого из вас есть партнёр по плечу и партнёр по лицу; партнер А, Б.

Попробуем с вами провести фрагмент урока: организационный момент.

После того, как дети поздоровались с учителем и заняли свои места, можно их попросить «Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.

Выглядит это весьма необычно, а главное настраивает на позитивное взаимодействие в команде.

Сейчас мы с вами попробуем работу в паре. Для этого просим коллег под номером 1 раздать зелёные карточки участникам своей команды. Работать мы будем с партнёром по плечу. На каждой карточке есть вопрос по страноведению, который вы задаёте своему партнёру по очереди. Во избежание неловких моментов, в скобочках есть ответы. У Вас не более 30 секунд. Сейчас повторяем тоже самое с партнёром по лицу. У вас не более 30 секунд.

Таким образом, вы управляете классом в зависимости от того, что запланировано. Учитель, ведя урок, делает объявления: «Внимание! Говорят партнеры по плечу», «А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». Или можно просто попросить раздать необходимый материал учеников под номером 3, например. Максимально привлекаем детей к автономной работе.

10 слайд Сигнал тишины (В сингапурской методике есть организационный сигнал тишины и привлечения внимания. ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять». Учитель делает хлопок или просто поднимает руку, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем.

11 слайд 2. Вторая структура, с которой мы бы хотели вас познакомить - МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР. Это обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его определение, характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером).

12 слайд ( фото) На уроке английского языка мы рассмотрели данную обучающую структуру на примере настоящего простого времени. Вот что у нас получилось…

Попробуем с вами провести фрагмент урока с применением данной структуры. Просим учеников под номером 2 раздать каждому листочки.

- Сейчас мы должны вспомнить всё об имени существительном/имени прилагательном/глаголе. Посередине запишите понятие: 1 команда -  имя существительное, 2 команда - имя прилагательное, 3 - глагол. Вам нужно на этих листочках составить модель частей речи: написать определение, характеристику, примеры и антипримеры. Каждая команда работает со своей частью речи.

Сначала каждый заполняет свою карту самостоятельно (2 минуты). По очереди будете делиться тем, что напишете в каждом квадратике. Начинает ученик №1 – проговаривает определение. Есть ли добавления? Ученик №2 – характеристики. Добавления? ….

Определениеимя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? 

Характеристикаизменяется по числам, по падежам, относится к мужскому, женскому или среднему роду. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. 

Примерыгород, мальчик, река, друг, газета. 

Антипримерыпрыгать, сильный, пушистый, весело.

Определение: имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? 

Характеристика: имена прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе). Бывают качественные, относительные, притяжательные.

Примеры красный, огромный, умный, учительский.

Антипримеры

Глаго́л - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 

Глагол в русском языке выражается в формах видалицародачисланаклонениявременизалога.

Примеры 

Антипримеры

При таком подходе роль учителя по очереди берёт на себя каждый из участников команды. Педагог же в данном случае исполняет только функции руководителя: следит за порядком, даёт задания (команды), корректирует, направляет и подводит итоги.

13 слайд – 2 слайда пустых дополнительно (фото) 3. Ещё одна интересная структура «Внутренний и внешний круги. Inside Сircle - Outside Сircle». Обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнёрами.

На уроке английского языка мы применяли эту структуру для повторения неправильных глаголов. Внутренний круг называл глагол по-русски, а внешний – три формы глагола на английском языке, затем наоборот.

Например, на уроке русского языка - Закрепление по теме «Падежи». Внешний круг называет название падежа, внутренний – вопросы, на которые отвечает данный падеж.

Давайте посмотрим, как эта структура выглядит на практике на фрагменте урока истории. Нам необходимо образовать два круга, предварительно взяв синие карточки (с датами и событиями).

Чётные номера образуют внутренний круг, нечётные номера – внешний. Встаньте лицом друг к другу. Начинаем обмениваться вопросом-ответом по часовой стрелке. Можно выборочно прослушать ответы обучающихся. Учитель просит поблагодарить друг друга за работу в паре.

16 слайд  - еще 1 слайд дополнительный 4. Структура «ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН. Тake off – Touch Down. Встать - сесть».

Обучающая структура для получения информации о классе, знакомства с аудиторией, а также в учебных целях - для проверки прочитанного.  

В английском языке очень много заданий на установление, является ли утверждение верным или неверным. Учитель произносит какое - либо утверждение. Просит тех, кто согласен с утверждением – оставаться на местах. А тех, кто не согласен – встать.

Давайте попробуем с вами…

18. слайд Сингапурская система обучения хороша тем, что на уроке задействован весь класс. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. В ученике развиваются  - коммуникация, кооперация (сотрудничество), критическое мышление, креативность – это необходимые качества в наше время.

Но у медали всегда две стороны.

Нельзя просто так взять и внедрить. Казалось бы, всё просто и логично, но сингапурская методика - это не изолированный кейс, который можно перенести под копирку. Сдвинуть парты и попросить детей работать в группах - ещё не значит сдвинуть парадигму российского образования.

Вспомним слова профессора Преображенского: «...разруха в головах». У жителей Сингапура в головах система. До ситуации, когда представители Министерства образования не просто связаны с учительской средой, а взаимодействуют напрямую и знают друг друга буквально в лицо, нам далеко. Россия несравнимо больше по географическим масштабам, её история старше и сложнее. Да, начинать надо, что называется, с верхушки. Но давайте просто представим: если каждый педагог внесёт посильный вклад в развитие всех учеников в своём классе, то результаты будут ощутимы - в первую очередь, для самих же учителей и школьников.

Из недостатков можно отметить нестандартную для русского человека схему проведения занятий и своеобразные английские команды. Этой методике надо сначала научиться, а потом ещё научить детей. Поэтому эта методика вызвала бурные споры среди педагогов, учеников и их родителей.  

Но, такие мелочи можно легко заменить, взяв за основу преподавания только саму суть методики. Решать что лучше, а что хуже – только вам.

19слайд Рефлексия

Вопросы на зеленых карточках для Мэнэдж Мэт

Какой предмет традиционно берет с собой англичанин, когда выходит из дома? (зонт)

Эта леди была первой и единственной женщиной – Премьер-министром Великобритании. В нашей стране её называли “железной леди”. (Маргарет Тэтчер)

Английская писательница, автор более шестидесяти детективных романов. Главными героями большинства её романов являются Мисс Марпл и Эркюль Пуаро. (Агата Кристи)

Как называется музей в Лондоне, где выставлены коллекции фигур знаменитостей, выполненных из воска? (музей мадам Тюссо)

Дополнительно. Можно не говорить об этом…

Как контролировать правильность ответов, когда несколько человек говорят одновременно, и как их оценивать?

Обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность.

Что же делать с отметками?

  • учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;
  • на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;
  • в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;
  • учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу.

Из практики: Когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.

      Использование Сингапурской методики

  • Не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.
  • Обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;
  • Обеспечивает социализацию;
  • Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;
  • Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Отвечает требованиям всех стилей обучения.

В заключение, можно сделать вывод, что сингапурская технология обучения дает мощный стимул к развитию творчества и многостороннего мышления. Разнообразие средств и форм обучения вначале могут смутить учащихся, привыкших к стандартным схемам обучения, но в дальнейшем такие технологии вызывают живой интерес к предмету, к чему так стремятся преподаватели. А наличие интереса к предмету у ребенка является мощным инструментом в получении знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых элементов на уроках английского языка

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися средней школы.

В работе описаны оригинальные методы применения дистанционного обучения английскому языку, которые может использовать каждый учитель. Данные методы позволяют значительно повысить интерес и мотивацию к...

Обучение говорению и «говорение» как элемент ЕГЭ по английскому языку

Презентация-сопровождение к сообщению по теме "Обучение говорению школьников 10 классов при подготовке к сдаче ЕГЭ по английскому языку....

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися в формате ФГОС. Степанова Алина Александровна Учитель МБОУСШ №72

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фо...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися в формате ФГОС. Степанова Алина Александровна Учитель МБОУСШ №72

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные фо...

"Использование игры и ее элементов на уроке английского языка"

В данной статье я анализирую значимость применения такого универсального инструмента обучения, как игра, на уроках английского языка.  А также привожу примеры игр и заданий с элементами игр, испо...