ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
статья
В современной практике обучения иностранным языкам широко используются информационные технологии, позволяющие более эффективно организовать образовательный процесс, совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучаемых, развивать их познавательную самостоятельность, а также осуществлять дистанционное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Мустафаева Эльзана Ханларовна
Учитель английского языка
МАНОУ «Гимназия №2»,г.Мариинск
В современной практике обучения иностранным языкам широко используются информационные технологии, позволяющие более эффективно организовать образовательный процесс, совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию обучаемых, развивать их познавательную самостоятельность, а также осуществлять дистанционное обучение. Применение этих технологий позволяет решить проблему нехватки речевой практики, способствуя формированию, главным образом, таких компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, как её речевая, социокультурная и компенсаторная. Информационные технологии позволяют определить степень соответствия языковой и речевой подготовки учащихся социальному заказу общества на всесторонне развитую личность, обладающую социокультурной, интеркультурной, языковой и речевой компетенциями. При этом планомерный и грамотно организованный контроль позволяет определить уровень успешности обучения, своевременно устранить пробелы в знаниях, умениях и навыках, а также оказывает воспитательное воздействие на обучающихся, стимулируя их познавательную активность. Был проведен литературный обзор, в ходе которого рассмотрены основные цели и задачи информационных технологий в образовании. В статье раскрыты основные структурные элементы информационных технологий, используемые преподавателем и учеником в процессе изучения иностранного языка. Также были описаны формы работы с компьютерными обучающими программами, используемые преподавателями иностранного языка.
В современном мире цифровых технологий необходима разработка таких методов обучения, которые бы гармонично сочетали преимущества традиционного и информационного образования, повышали мотивацию учащихся к учебе и повышали уровень владения иностранным языком, делали этот процесс менее трудоемким, но в то же время более эффективным.
Главным в деятельности педагога является поиск возможных путей обработки и передачи информации в оптимальной для усвоения форме. Преподаватели иностранного языка применяют различные формы работы с компьютерными обучающими программами, которые включают:
1. Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. при обучении лексике необходимо формировать рецептивные лексические навыки чтения и аудирования, а также продуктивные лексические навыки преимущественно в письменной речи, где можно предложить эссе или проект. Осуществление контроля за уровнем сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ, используя визуальную наглядность.
2. Отработка произношения. После прослушивания слова или словосочетания учащийся повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности.
3. Обучение диалогической речи. Одним из наиболее эффективных способов организации процесса обучения диалогической речи с применением информационных технологий является использование режима видеоконференции с носителями изучаемого языка. Использование видеоконференцсвязи при обучении иностранному языку возможно как в любом образовательном учреждении, в том числе в самостоятельной работе по совершенствованию иноязычных речевых умений.
4. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение компьютерной клавиатуры.
5. Отработка грамматических явлений. Все обучающие компьютерные программы предусматривают отработку определённых грамматических структур.
При работе с информационными технологиями меняется роль преподавателя, основной задачей которого является поддержка и направление развития личности учащихся, их творческий поиск. Отношения со студентами строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.
В обучении иностранному языку широко используются мультимедийные технологии, основными средствами которых являются звук, текст, видео. Использование компьютера на уроке иностранного языка невозможно представить без таких аутентичных языковых материалов, как видеоролики, флеш-анимация, новости и т. д.
Изучение иностранного языка с использованием информационных технологий дает ученикам возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее.
Невозможно представить образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Именно проектная деятельность – это значимая сторона использования информационных технологий на уроках иностранного языка.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].
Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы, используя различные источники информации, выбрать способ ее демонстрации. Кроме того, с помощью метода проектов учащимся предоставляется прекрасная возможность использовать иностранный язык в ситуациях повседневного общения.
Проектная деятельность способствует совершенствованию навыков работы учащихся с компьютером и другими современными техническими средствами. Учащиеся осваивают электронные версии словарей, справочников, энциклопедий; расширяют языковые знания; повышают уровень практического использования иностранного языка.
Мультимедийные технологии наиболее продуктивно отвечают дидактическим целям урока. Учебный аспект предполагает осознание обучающимися учебного материала; развивающий аспект предполагает развитие познавательного интереса учащихся, творческих способностей, способностей к догадке, сравнению, сопоставлению, формированию заключений; воспитательный аспект способствует обеспечению стимулирования речемыслительной деятельности учащихся и их социальной активности.
Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают:
– большую информационную емкость;
– создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника;
– учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами;
– повышение познавательной активности учеников, а также усиление мотивации и заинтересованности.
Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность обмениваться социокультурными ценностями, усиленно изучать иностранный язык, преодолеть коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал.
Итак, ресурсы сети Интернет можно применять с целью:
– поиска необходимой информации учащимися в рамках проектной деятельности;
– самостоятельного изучения иностранного языка;
– развития творческого потенциала учащихся (участие в различных конкурсах, викторинах, конференциях);
– самостоятельной подготовки учеников к ЕНТ;
– дистанционного изучения иностранного языка под руководством педагога;
– поиска необходимого материала во время подготовки к уроку, внеклассному мероприятию.
Для изучения иностранного языка существует множество различных современных мультимедийных учебников, в которых можно найти достаточно упражнений для учеников всех возрастов и разных уровней знаний. Большую помощь в проведении фонетических зарядок оказывает учебная программа «Профессор Хиггинс» «Английский без акцента» и также ряд других мультимедийных учебников. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются обучающимися на зрительно и слух. Ученики наблюдают на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимают на слух правильную интонацию.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью.
При использовании компьютерных технологий в процессе обучения встречается такая ошибка, как постоянное сидение обучаемых у компьютера, злоупотребление компьютерными эффектами, избыточность красок, зачастую готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют рабочей программе дисциплины, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.
Следует отметить, что компьютерные технологии помогают:
– привлекать пассивных слушателей;
– делать практические занятия более наглядными;
– обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают студентам проявлять их творческие способности;
– приучать обучающихся к самостоятельной работе с материалом;
– обеспечивать моментальную обратную связь;
– объективно оценивать действия обучающихся;
– реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.
Можно сделать вывод, что проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/09/picture-54910-1518166780.jpg)
Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам
Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...
Информационные технологии в обучении иностранному языку
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вызвано новыми подходами к процессу обучения. Основной целью использования ИКТ на уроках иностранного языка является формировани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-421046-1396424527.jpg)
Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.
Информационные технологии, являясь традиционными моделями обучения, делают процесс овладевания иностранным языком доступным и интересным.Они позволяют ...
Применение информационных технологий в обучении иностранному языку
Применение информационных технологий в обучении иностранному языку...
Информационные технологии при обучении иностранному языку
В статье описываются возможности создания цифровой образовательной среды на уроках английского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/20/picture-711180-1448010900.jpg)
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-776961-1459673088.jpg)
Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении ИЯ....