Информационные технологии при обучении иностранному языку
статья по английскому языку по теме
В статье описываются возможности создания цифровой образовательной среды на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnye_tekhnologii.docx | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационные технологии при обучении иностранному языку
Л.Ф.Пархоменко
Информационная компетентность учащихся, способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации, является одной из ключевых компетенций в овладении иностранным языком как учебным предметом. Формирование информационной компетентности учащихся возможно только при обучении в информационной образовательной среде, которая включает в себя комплекс информационных образовательных ресурсов и совокупность информационных и коммуникационных технологий.
Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства, как компьютер и Интернет.
Компьютерные технологии широко применяются в обучении иностранному языку. Такие характеристики компьютера, как комплексность, универсальность, интерактивность делают его ценным средством обучения. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения интересным и творческим. Компьютерные технологии позволяют учитывать уровни языковой подготовки учащихся и индивидуальный темп работы каждого ученика. При этом реализуется принцип индивидуализации и обеспечивается дифференцированный подход в обучении.
Компьютер-это эффективное средство для решения современных образовательных задач, связанных, прежде всего, с личностно-ориентированным обучением, с развитием учащихся в процессе организованной учителем самостоятельной учебной деятельности.
Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- развитие коммуникативной компетенции: умения понимать аутентичные иноязычные тексты и передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
- увеличение объёма лингвистических знаний;
- расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Компьютерные технологии можно использовать при обучении:
- фонетики
Визуализация произношения позволяет прослушивать речь, адаптируя её в соответствии со своим уровнем восприятия. Регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, сопоставлять произношение и написание слов. Использование микрофона позволяет скорректировать фонетические навыки.
- грамматике
Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении любой темы. Использование схем и таблиц, правильного цветового оформления, звукового сопровождения задействует большую часть рецепторов, и материал усваивается учащимися быстрее и легче.
- лексики
Применение компьютера при обучении лексики происходит на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности.
- чтению
Совершенствование навыка чтения, овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов.
- аудированию
Формирование фонетических навыков аудирования. Контроль правильности понимания прослушанного текста.
- говорения
Организация общения в парах и группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно - моделирующих программ.
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку уже не вызывает сомнений.
Интернет стал повседневной реальностью для большинства российских школьников. Он затрагивает практически все аспекты нашей жизни, и уже изменил её. Если раньше приходилось тратить много времени на поиск информации, то теперь наша задача состоит в том, чтобы обработать её, выделить главное, отбросить лишнее, запомнить необходимое.
В условиях глобального информационного пространства учитель больше не является единственным носителем знаний, а становится, скорее, наставником, помогающим разобраться в безграничном потоке информации. Это особенно актуально для изучения английского языка, поскольку язык подавляющего большинства сайтов всемирной паутины - английский. Сеть предлагает всевозможные учебные и методические материалы, позволяет проверить свои знания, как на образовательных ресурсах, так и на практике – в чатах, форумах, используя электронную почту.
Использование социальных сервисов Интернета (Web 2.0) при обучении иностранному языку предоставляет возможность организации поиска информации, размещения информации в блогах, редактирования документов, размещения фотографий, презентаций, реализации Вики-проектов. Социальные сервисы позволяют обучающимся контактировать на изучаемом языке и могут быть использованы в обучении иностранному языку.
Для развития умений чтения и письма используются блоги. Блог-это личная страничка в виде дневника или журнала. Обычно он создаётся и модерируется одним человеком, а любой посетитель сайта может разместить в блоге своё сообщение. Для развития умений чтения и письма используются Вики. Это вид социального сервиса, позволяющий одному человеку или группе людей создавать контент. Создаваемые данные могут дополняться, изменяться, удаляться. Для развития навыка аудирования используются подкасты, вид социального сервиса, позволяющий создавать и распространять аудио - и видеопередачи во Всемирной сети. Подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи в любое удобное время, скачав файлы на свой компьютер. Социальный сервис закладок помогает учащимся быстро найти качественную и полную информацию по изучаемой теме. Система Фликр (социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий и водеороликов) поддерживает возможность переписки между пользователями. Каждый ученик может оставить комментарии к фотографиям и дать ссылки на свои снимки и видеозаписи. Для развития умений говорения и аудирования можно использовать социальный сервис You Tube. Пользователи могут добавлять, смотреть, комментировать видеоматериалы.
Технологии Веб 2.0 широко применяются для обучения иностранным языкам, так как они имеют много преимуществ. Во-первых, они эффективны. Для получения необходимой информации или материала достаточно корректно ввести ключевое слово или словосочетание в поисковую систему или социальный сервис. Кроме того, социальные сервисы дают возможность создать личную зону в Интернете и просты в использовании, так как разработаны для использования пользователями, не обладающими навыками программирования. Социальные сервисы позволяют учителям и ученикам не только пользоваться материалами сети Интернет, но и дополнять, обновлять и корректировать их, а также создавать новые информационные ресурсы. Возможность использования разных форматов информационных сообщений позволяет ученикам создавать не только текстовый материал, но и фотографии, аудио - и видеофайлы.
Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьника, формирования мотивации учащихся к учебной деятельности: это привычный для современного ребёнка инструмент. Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса.
Следует также отметить, что использование информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу учащегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой и автономной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных информационных технологий в обучении иностранным языкам
Данная статья посвящена актуальной теме- использованию современных информационных технологий в обучении иностранным языкам...
Информационные технологии в обучении иностранному языку
Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вызвано новыми подходами к процессу обучения. Основной целью использования ИКТ на уроках иностранного языка является формировани...
Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.
Информационные технологии, являясь традиционными моделями обучения, делают процесс овладевания иностранным языком доступным и интересным.Они позволяют ...
Применение информационных технологий в обучении иностранному языку
Применение информационных технологий в обучении иностранному языку...
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"
Презентация "Использование информационных технологий при обучении иностранному языку"...
Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении иностранным языкам.
Дидактические условия применения новых информационных технологий в обучении ИЯ....
Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам.
В статье речь идёт о применении мультимедиа технологий и ресурсов Интернет в образовательном процессе ВУЗа. Целью статьи: является рассмотрение возможности использования новых информационных...