Актуальность метода проектов для современной школы.
статья

Васильева Ирина Ивановна

Положения современного образования:

 - от школы заучивания к школе развития;

 - построение отношений учителя и ученика на основе диалога;

 - работа в группах, сотрудничество, ведение дискуссий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность метода проектов для современной школы.

     Для современной России, которая строит демократическое общество, нацелена на модернизацию экономики, культурное развитие, цели образования осмыслены как стратегические. Школа как базовое звено образования, выполняя важнейшую социокультурную функцию, готовит человека к активной деятельности в разных социальных сферах. Выпускник современной школы должен обладать определенными личностными качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно обретать необходимые знания, умело применять их на практике; критически мыслить, уметь видеть проблемы и искать пути рационального их преодоления; быть способным генерировать новые идеи, мыслить креативно; грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать обобщения, сопоставлять варианты решений, устанавливать закономерности, формулировать выводы); быть коммуникабельным, контактным в раз личных социальных группах, уметь работать сообща, предотвращать конфликтные ситуации и конструктивно выходить из конфликтов; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности и культурного уровня.

     В традиционной системе обучения акцент делался на усвоении готовых знаний, а процесс обучения строился в основном на эксплуатации памяти. Современные подходы к образованию - личностно-деятельностный, культуросообразный и компетентностный ориентируют на развитие самостоятельного мышления

учащихся, освоение знаний на личностном уровне, обретение культурных ценностей в процессе проживания отношений.

     Задача педагога обеспечение педагогических условий, максимально способствующих естественному развитию личности школьника и стимулирующих его деятельность. Познание окружающего мира должно строиться в тесном сотрудничестве учащихся и учителей.

     Особенно важно развивать такие интеллектуальные умения, как анализировать, сопоставлять, систематизировать, принимать решения, прогнозировать, соотносить результат действия с выдвигаемой целью. Однако сами эти умения невозможно использовать, если не развивать социальную компетентность, проявляющуюся в умениях работать совместно, обсуждать и коллективно принимать согласованные решения, исполнять разные социальные роли, владеть культурой общения.

     Метод проектов в современном школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Освоение метода и введение его в практику не означает возврата к опыту 20-30-х гг., когда предлагалось всё познание свести лишь к выполнению комплексных проектов. Современный проект - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определённых личностных качеств. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

     Метод проектов имеет личностную ориентацию, т. к. всегда предполагает наличие либо субьективно значимой, либо социально значимой проблемы: он прагматичен по своей сути: предполагает не только рассмотрение. исследование обозначенной проблемы, поиск путей её решения, но и практическую реализацию результатов в том или ином продукте деятельности. В работе над проектом ученик должен осознать, где и как он может применить полученные знания для решения значимой для него проблемы, обосновать, аргументировать пути её решения. Он должен изучить разные точки зрения, разные подходы к решению проблемы, для этого целенаправленно работать с информацией. Вместе с тем в процессе практической и теоретической деятельности, самостоятельных наблюдений, экспериментальной, лабораторной работе, в сотрудничестве другими он обретает личностно значимое знание, гуманитарное по сути. Основные образовательные задачи метода проектов имеют надпредметный уровень: развитие социальных и коммуникативных компетентностей учащихся, познавательной и творческих способностей, самостоятельности, волевых качеств.

     Таким образом, актуальность метода обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования:

 - смещение акцентов от школы заучивания к школе развития;

 - понимание значимости гуманитарного знания - знания востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого;

 - признание ученика субъектом обучения (субьект-субьектный подход образовании), а значит приоритетными его личность и интересы;

- построение отношений учителя и ученика на основе диалога – событийной формы познания (познания себя и мира через познание другого);

 - осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.

     Обучение проектной деятельности может проходить только в самом проекте. Метод проектов должен помочь учащимся освоить технологию проектирования с тем, чтобы суметь самостоятельно реализовать собственный проект (от его замысла до рефлексии). Успешная реализация учащимися индивидуальных проектов возможна при условии методически правильно организованной работы учителей.

Васильева И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования исследовательского метода обучения в современной школе

Статья содержит информацию, доказывающую необходимость использования исследовательского метода в обучении....

Метод проектов в современной школе

В статье дан обзор возможностей применения метода проектов в современной школе...

"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей

Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...

Использование метода проектов в современной школе

Презентация к выступлению на тему "Использование метода проектов в современной школе"...

Актуальные проблемы преподавания в современной школе на примере дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности"

Статья рассматривает возможности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания дисциплины "Основы безопасности жижнедеятельности" в школе...

Актуальность нравственного воспитания в современной школе

В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается сама суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, сос...

Актуальность трудового воспитания в современной школе

Актуальность трудового воспитания в современной школе...