Апробация моделей сотрудничества на уроках английского языка
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс)

Иконникова Мария Вячеславовна

Выступление на педагогическом совете и на методическом объединении учителей английского языка по теме самообразования.

Теоритическое изучение вопроса, курсы повышение квалификации и апробация среди своих учеников с выводами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo2021.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Апробация моделей сотрудничества на уроках английского языка

1.        Актуальность метода сотрудничества для ученика и педагога

Ответ на этот вопрос следует из выявленной специфики общения школьника со сверстниками по сравнению с общением со взрослым. Способы деятельности, которые ребенок постигает со взрослыми, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих возможностей.

Важно понимать, что одноклассники влияют на развитие личности ребенка содержанием взаимодействия между участниками.

Независимо от предмета обучение метод сотрудничества на уроке может быть построен следующим образом:

- ученики соревнуются друг с другом за право называться лучшими;

- приобретают знания независимо друг от друга, ставя перед собой собственные цели и продвигаясь к ним с такой скоростью, которая им доступна;

- работают, объединившись в небольшие группы. Что помогает задействовать всех учеников с любым уровнем подготовки.

Работа в сотрудничестве учит школьников взаимодействовать в коллективе, решать проблемы конструктивно, не спорить, а вести дискуссию. Принимать точку зрения одноклассника отличную от своей.

В случае, когда учащиеся вынуждены соревноваться между собой за оценки, они работают друг против друга, стремясь к достижению цели, которая доступна лишь немногим, а иногда лишь одному из них. Но соревнование имеет весьма существенный недостаток: личный успех ученика противопоставляется неудачам одноклассников. Ученик либо очень много работает, чтобы вырваться вперед, либо относится ко всему спустя рукава, так как он не уверен в своей способности победить.

Когда ученики работают индивидуально, они стремятся к достижению собственных целей, не оглядываясь на то, что и как делают их одноклассники. Для них важны только собственные усилия и собственный успех; успехи и неудачи других не имеют для них никакого значения.

От традиционной групповой работы и других видов обучения в малых группах работу в сотрудничестве отличает именно тем, что каждый участник группы несёт ответственность не только за себя и свой участок работы, но и за работу каждого из своих партнёров и результат является плодом усилий всей группы. Обучение в сотрудничестве построено на взаимном обучении, взаимопомощи и взаимоконтроле учащихся во время совместной деятельности.

Сравним работу в традиционной группе и группе сотрудничества по пяти параметрам: взаимозависимость членов группы, ответственность за результат, влияние группы, её роль, внимание, отводимое навыкам работы в команде и обучение рефлексии.

1. Взаимозависимость. Члены традиционной учебной группы отвечают каждый за себя. Основное внимание сосредоточено на отдельном учащемся. Каждый член группы сотрудничества несет ответственность не только и не столько за себя самого, но и за каждого из своих партнёров по обучению. Основное внимание сосредоточено не на отдельном учащемся, а на действиях всей группы. Таким образом, в группах сотрудничества достигается высокий уровень позитивной взаимозависимости.

2. Ответственность.  В традиционной учебной группе каждый отвечает за свой участок работы, в то время как группы сотрудничество отличает не только индивидуальная, но и коллективная ответственность за проделанную работу. Каждый отвечает за то, чтобы все учащиеся получили высокую оценку за работу и, следовательно, за качество порученной им работы.

3. Роль группы. Традиционная учебная группа решает, как должно быть выполнено задание, но при этом каждый выполняет его

самостоятельно. В группе сотрудничества учащиеся вместе работают над заданием, способствуя успехам друг друга, поддерживают друг друга и помогают друг другу учиться как можно лучше.

4. Навыки работы в команде.  В традиционной учебной группе навыки работы в команде не играют особой роли и, следовательно, не уделяется внимание их формированию. Лидерство в группе носит номинальный характер. В группах сотрудничества навыкам работы в команде уделяется значительная доля внимания, что ведёт к овладению социальными навыками и последующему использованию их в своей работе. Большое значение придаётся лидерству в группе, при этом лидером может стать любой член группы, в зависимости от конкретной ситуации.

5. РефлЕксия.  Традиционная учебная группа не обсуждает ни качество своей работы, ни ее результаты. Знания каждого ученика проверяются и оцениваются отдельно. В группах сотрудничества обязательно подразумевается обсуждение качества проделанной работы и эффективность сотрудничества. Большое внимание уделяется постоянному совершенствованию навыков работы в команде и академическим успехам.

Таким образом, можно заключить, что группа, созданная для обучения в сотрудничестве, - это нечто большее, чем просто сумма индивидуальностей.

Это - команда, члены которой стремятся к достижению общей цели, к тому, чтобы каждый полностью реализовал все свои способности и добился максимальных успехов в учебе.

2. Изученные методики по проблеме

Рассмотрим пять элементов методики обучения в сотрудничестве,

сформулированных Джонсонами [Д. Джонсон, Р. Джонсон 2001].

1. Позитивное взаимодействие. Позитивное взаимодействие возможно лишь в том случае, когда учащиеся, работающие в одной группе, осознают свою зависимость друг от друга и тот факт, что успех всей группы складывается из успехов отдельных её членов. Данное положение стимулирует чувство личной ответственности за коллективный успех.

2. Индивидуальная и коллективная ответственность. Под индивидуальной ответственностью понимается вклад каждого учащегося в работу группы.

Работа в группах сотрудничества подразумевает, что каждый учащийся отвечает за определённый этап работы и, следовательно, то насколько хорошо он выполняет порученное ему задание, влияет на общий результат. В качестве коллективной ответственности рассматривается ответственность группы за работу в целом, её способность сформулировать цели своей работы и степень достижения результатов в процессе её выполнения.

3. Тесное общение внутри группы и личные контакты. Поскольку у всех учащихся есть заинтересованность в качественной работе каждого из членов группы, они вынуждены помогать друг другу, поддерживать друг друга.

4. Навыки социального поведения в коллективе. Поскольку обучение в группах сотрудничества предполагает тесное общение внутри группы, учащимся приходится учиться эффективно взаимодействовать друг с другом.

Тесное общение зачастую сопровождается конфликтными ситуациями и для того, чтобы решить задачу, поставленную перед группой, её членам необходимо стать единым организмом, командой. Они вынуждены искать и находить способы стимулировать работу друг друга, договариваться, находить компромиссные решения, слушать и слышать друг друга.

5. Технология совместной работы. Группа, работающая сообща над определённой проблемой, постоянно вынуждена оценивать результаты работы и вклад каждого участника в общее дело группы. Этот анализ позволяет стимулировать совместную деятельность и деятельность отдельных представителей группы, изменять, направлять, корректировать их работу.

Названные пять элементов обеспечивают эффективность обучения в сотрудничестве не только на уровне одной дисциплины, но и в рамках всего процесса обучения и воспитания.

Эффективность обучения по рассматриваемой технологии во многом зависит от соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации обучения, которыми необходимо руководствоваться:

▪ при распределении учащихся по группам (учитывать индивидуальные особенности учащихся, формируя по определённым критериям разнородные или, наоборот, однородные группы);

▪ при распределении ролей и функциональных обязанностей между членами группы (учитывать, в частности, что ученик, ответственный за правильность выполнения задания группы, должен хорошо разбираться в изучаемом предмете);

▪ при организации контроля (дифференцировать задания для индивидуального контроля, варианта отчёта группы о проделанной работе).

За годы существования метода обучения в сотрудничестве было

разработано несколько моделей организации работы в малых группах сотрудничества. Каждая из этих моделей может применяться в зависимости от тех дидактических задач, которые ставятся на определённом этапе обучения.

Основные характеристики моделей обобщены ниже, в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика моделей обучения в сотрудничестве

Модель,

автор

Дидактические

задачи

Содержание

учебной

деятельности

Порядок работы и контролируемые параметры

 «Учимся вместе»

Д.Джонсон, Р. Джонсон

знакомство с новым материалом, обучение приёмам работы с информацией (выделение главного, анализ, обобщение, оценка), обучение кратко и доказательно излагать суть прочитанного

овладение новым фактическим материалом  или исследование аспекта проблемы (восприятие, понимание, анализ, синтез).

Одно задание, на группу (часть общей темы класса). В результате совместной работы всех групп в целом достигается усвоение всего материала.

Отслеживается правильность выполнения задания, активное участие всех в достижении общей цели и ведётся контроль культуры общения в группе.

 «Решение интеллектуального конфликта» или «Обмен альтернативными мнениями»)

Д.Джонсон, Р. Джонсон

обучает элементарным приёмам участия в дискуссии, приёмам конструктивного выхода из ситуации столкновения взглядов, мнений

двусторонний анализ проблемы в ходе её обсуждения (в форме обмена альтернативными точками зрения) с целью её объективной оценки и достижения взаимопонимания участников

Учащимся предлагается проблемная ситуация, которая предполагает наличие как аргументов за определённый способ решения проблемы, так и против. Группы включают по 4 человека и делятся на пары: одна пара находит аргументы «за», другая пара – «против». Затем пары объединяются, и каждая предлагает свои аргументы. После обмена мнениями учащиеся меняются ролями: те, кто приводил доводы «за», теперь приводит аргументы «против» и наоборот. В итоге группа готовит общий доклад, в котором излагается объективная, аргументированная позиция группы в отношении дискутируемой проблемы.

 

 «Обучение в командах на основе игры, турнира»

Де Ври,  Эдвардс

закрепление нового материала, формирование навыков его применения.

закрепление нового материала

После объяснения материала, организуется групповая работа.

В качестве тестирования предлагается «турнир» между командами. Соревнование проходит на основе принципа дифференциации: сильные соревнуются с сильными, средние – со средними, слабые – со слабыми. Полученные командой баллы засчитываются всем её членам.

 «Обучение чтению в сотрудничестве и творческому сочинению»

Р.Славин,

Б. Стивенс

обучение чтению и написанию сочинений совершенствование; навыков техники чтения

- работа с текстами над техникой чтения; чтение с разной степенью проникновения в содержание прочитанного; выполнение заданий по текстам, пересказ);написание

творческих работ, их редактирование

В группе из 4-х человек ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одной парой чтецов, другие самостоятельно читают друг другу, составляют план пересказа, пересказывают прочитанное, выделяют главную мысль, пишут ответы на вопросы, работают со словарём, тренируют правописание отдельных слов.

Вся деятельность в группах осуществляется под контролем учителя.

«Исследовательская работа в группе»

Ш.  Шаран

изучение нового ма- териала, обучение ис- следовательской деятельности, формирование интеллектуальных умений критического мышления, развитие умений проектной деятельности

изучение части материала  или аспекта проблемы (восприятие, понимание, анализ, обобщение)

Учащиеся работают индивидуально или в группах. Группе даётся подтема общей темы, которая разбивается на индивидуальные задания, распределяемые между членами группы. Каждый, таким образом, вносит посильный вклад в достижение общей цели. Члены группы проводят исследования по своим проблемам, затем проводят дискуссии и обсуждения в группах, которые позволяют  ознакомиться с работой каждого. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад.  

«Пила»

Э. Аронсон

овладение новым материалом, обучение приёмам работы с информацией (выделение основного, анализ, обобщение и возможная оценка), обучение кратко и доказательно излагать суть изученного; овладение материалом в ходе обмена информацией

углублённое изучение части материала (аспекта проблемы); работа с информацией (выделение главного, поиск информации, её анализ, обобщение и оценка); обмен информацией по аспектам проблемы, выработка целостного представления о проблеме)

Учащиеся организуются в группы для работы над учебным материалом, который разбит на  логические, или смысловые блоки. Задание у группы одно, но внутри группы выделяются подзадания, которые распределяются между членами группы. Каждый член группы ищет материал для своей части, где становится «экспертом». Затем, изучавшие один и тот же вопрос, но работавшие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, других членов группы. Те, в свою очередь, делятся информацией по своей части задания. Отчитывается по пройденной теме каждый в отдельности или вся команда в целом. Учитель может спросить любого ученика ответить на любой вопрос.

«Индивидуализация обучения в командах».

Р. Славин

закрепление нового материала, формирование навыков его применения.

закрепление нового материала

Учащиеся получают индивидуальные задания по результатам проведённого ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя собственную работу. Члены команды помогают друг другу при выполнении своих индивидуальных заданий, отмечая в специальном журнале успехи и продвижение каждого члена группы. Итоговые тесты проводятся индивидуально, вне группы и оцениваются самими учениками (специально выделенными оценщиками). Каждую неделю учитель отмечает количество проработанных каждой командой тем и заданий по программе и планам уроков, успешность выполнения в классе и дома.

 «Совместное обучение в малых группах – командах»

Р. Славин

закрепление нового материала, формирование навыков его применения.

закрепление нового материала

После объяснения нового материала, закрепление в группах. Работа над заданием  осуществляется по принципу «Вертушка» (каждое последующие задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный, либо слабый). Выполнение любого задания объясняется учеником вслух и контролируется всей группой. После завершения заданий всеми группами учитель организует проверку выполнения задания в форме общего обсуждения.

Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, он даёт тест на проверку усвоения нового материала с дифференцированной сложностью заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за индивидуальную работу (тест) суммируются, и группе ставится одна общая оценка.

Это далеко не весь список моделей организации работы в рамках метода обучения в сотрудничестве.

3. Способы практического применения теоретического материала

В течении 2020\2021 года в АНО ОО школе «ИРИДА» мною проводились практические занятие по работе в сотрудничестве среди учеников 5-ого и 7-ого класса. Так же неоднократно были задействованы ученики 4-ого класса. Были опробованы следующие модели сотрудничества (см. Приложение 1):

Модель 1: Cooperative Integrated Reading and Composition «Обучение в сотрудничестве чтению и творческому сочинению» Р. Славина и Стивенса (R. Slavin, Stevens).

Модель2:   Jigsaw («Пила») Э. Аронсона (E. Aronson, 1978).

Модель 3: Team Games Tournament (Обучение в команде на основе игры, турнира) Де Ври, Эванс.

Подробные планы проведенных уроков смотри на сайте в соответствующих разделах

4. Выводы по теме

Организация работы в группах сотрудничества, несомненно, требует мастерства учителя, и в одночасье такое мастерство приобрести невозможно. Как любая технология, подразумевающая творческий подход учителя к выполнению своих обязанностей, работа по описанной методике требует кропотливой работы учителя и тщательной подготовки к занятиям. Отработав на практике различные модели сотрудничества, мною были выведены трудности, мешающие группам работать. Я считаю, что знание трудностей поможет учителю справиться с поставленной задачей и добиться высоких результатов в работе.

Рассмотрим причины, которые могут затруднить работу группы сотрудничества и способы преодоления этих трудностей.

Первой причиной, по которой работа в группах сотрудничества будет малоэффективной, может стать недостаток опыта учащихся в подобной деятельности. Чтобы группа смогла реализовать заложенные в сотрудничестве возможности, ее члены сначала должны приобрести необходимые для этого навыки работы в команде. Внедрение технологии обучения в сотрудничестве в учебный процесс должно происходить постепенно и систематично. Сначала учащихся необходимо снабжать памятками по работе, отводить на каждом уроке 5-10 минут работе в группах сотрудничества, постепенно увеличивая это количество до 60-80 % учебного времени.  Кроме того, необходимо чётко продумать выбор модели сотрудничества для каждого задания и уделить серьёзное внимание формированию групп.

Необходимо также помнить, что некоторым группам необходимо «сработаться» для того, чтобы их работа стала эффективной. Необязательно при этом собирать группу сотрудничества в неизменном варианте, возможно в начале работы попробовать объединять разных учащихся между собой, наблюдая за результативность работы и взаимоотношениями внутри коллективов.

Второй причиной неэффективности группы сотрудничества некритическое восприятие чужого мнения. Отсутствие желания оспаривать чужое мнение в поисках верного решения может стать серьезным препятствием на пути к глубоким и прочным знаниям. Члены групп сотрудничества должны стремиться к тому, чтобы, выполняя любое задание, предлагать как можно больше способов решения стоящих перед ними задач и выбирать оптимального пути достижения поставленных целей. Кроме того, некритическое восприятие может быть вызвано нежеланием группы ссориться. На первых порах учителю может понадобиться принимать некоторое участие в работе групп, предлагая ученикам проблемные или провокационные вопросы, стимулируя их мыслительную активность. Эти вопросы могут быть предложены в виде карточек, составной части задания и т.п. необходимо регулярно обращать внимание учащихся на то, что друзья / партнёры не всегда и далеко не во всём должны быть согласны друг с другом поскольку, как известно, истина рождается в споре.

Третьей причиной неэффективности группы сотрудничества может стать так называемое социальное иждивенчество – стремление «спрятаться в толпе». Ощущение того, что в группе работают сильные по уровню подготовки учащиеся, может провоцировать отдельных учащихся полностью уклониться от работы, оправдываясь тем, что их познания в предмете недостаточно хороши для того, что бы вмешиваться в работу группы. Кроме того, отдельные учащиеся могут соблазниться идеей того, что в конечном счёте, оценка выставляется на группу, целом, а следовательно, им необязательно утруждать себя. Преодолеть эту трудность можно попросив учащихся отмечать вклад каждого учащегося во всеобщее дело решения проблемы. Представляется весьма полезным на первых шагах к организации обучения в группах сотрудничества чётко инструктировать учащихся по предстоящей им деятельности и указывать на то, как именно будет оцениваться вклад каждого участника в работу всей группы.

Четвёртая причина  является некоторым следствием причин, названных выше, а именно: нежелание более сильных учащихся выполнять весь объём работы, давая тем самым возможность халтурить другим членам группы. Таким образом, видится необходимым, особенно на первых этапах организации работы в группах сотрудничества, чётко определять рамки работы каждого учащегося, отмечая важность вклада каждого в общее дело группы.

Пятая причина кроется в плохо продуманном составе группы. Это может относиться как к количественному, так и к качественному составу. Чем больше группа, тем труднее ею управлять и её контролировать, тем выше шанс, что не все члены группы будут одинаково качественно проделывать требуемую работу. С другой стороны, качественно однородный состав группы  может негативно сказаться на производительности её работы. Непохожие по своим способностям учащиеся, собранные в группе сотрудничества, могут существенно обогатить её своими разнообразными умениями, сделать работу более интересной. 

Работа в группах сотрудничества, как вид совместной учебной деятельности, несомненно, помогает расширять границы учебного предмета, выводя деятельность учащихся за пределы традиционного освоения академических знаний.

Условия эффективной работы

Группа должна пройти через 3 стадии:

1.        Чёткое формулирование выполнимого, доступного задания.

2.        Создание позитивной взаимозависимости целей, так, например, они все должны отвечать за то, чтобы каждый член группы: 1) получил результат не ниже определённого критерия, 2) оценка была выше предыдущей, 3) общий групповой балл был выше остановленного критерия, 4) коллективная работа отражает мнение всех членов группы и каждый может его обосновать.

3.        Установление связи между взаимозависимостью целей и позитивной взаимозависимостью: 1) каждый получает конкретное поощрение за успешную коллективную работу, например, дополнительный балл, 2) учащиеся вместе празднуют свой успех, 3) используются разнообразные награды (освобождение от работы, доска почёта, призы, присвоение звания «лучшая группа» и другие).

4. Проекция на будущее

Метод проектов зарекомендовал себя как эффективное и мотивационное средство обучения. Несмотря на некоторое количество неудачных попыток проведения уроков по моделям сотрудничества, придерживаясь методики изложенной в этом отчете, я планирую продолжить работу по апробации технологии обучения в сотрудничестве на уроках английского языка. Планирую расширить применение методики работы в сотрудничестве на младшую и старшую школу. В среднем звене попробую применить другие модели сотрудничества и практиковать уже изученные.

5. Список изученной литературы и пройденных курсов по теме

1Д.Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. З.С.Замчук. Спб.: Экономическая школа, 2001 г., 256 с.

2.        Теория и практика преподавания иностранного языка в средней школе. Часть 1. / Василевич А.П., Гальскова Н.Д., Северова Н.Ю., Акимова Н.В. / под общ. ред. д-ра филол. наук, профессора А.П.Василевича. – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 312 с.

3.        Бояринцева С.Л. Обучение в малых группах сотрудничества в курсе иностранного языка на среднем этапе общеобразовательной школы :на материале английского языка // Дисс на соиск научн. степ. канд. педагог. наук. М.:-2007, 223 с.

4. Прослушан курс «Методы сотрудничества на уроках английского языка» доцент Акимова Н. В. МГОУ 2019\2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспита...

Технология сотрудничества на уроках английского языка

Данная работа выполнена учениками 7 класса. В подготовке материала к презентации участвовали учащиеся  старшего класса, так как владеют большими навыками в области грамматики. Работа задумывалась...

Учитель - ученик: деловое сотрудничество на уроках английского языка

Пути и методы сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения английскому языку....

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно...

Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...

Доклад "Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

В данном докладе приведенны несколько примеров использования АМО и краткое описание технологии обучения....

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...