Учитель - ученик: деловое сотрудничество на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку по теме

 Божко Екатерина Валерьевна

Пути и методы сотрудничества учителя и ученика в процессе обучения английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok_t_2.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конечно же, совершенно невозможно представить выполнение всех этих функций без его Величества Учителя, обладающего высоким методическим мастерством и профессионализм, без педагога искренне преданного своему делу.

Подход к проблеме воспитания личности предусматривает собой глубокое и всестороннее изучение всех её аспектов, детальное ознакомление с ее особенностями, со всеми слагаемыми, оказывающими непосредственное влияние на ее становление. Следует отметить в этом сложном и противоречивом процессе важную деталь, а именно: педагогическое общение в цепи «ученик – учитель».

Вопросы, касающиеся педагогического общения, неоднократно были удостоены вниманием таких известных ученых, педагогов и психологов, как Леонтьева А.А., Роговой Г.В., Мудрика А.В., Кан-Калика В.А. и некоторых других выдающихся специалистов в области педагогики и психологии.

На наш взгляд, необходимо становиться на самой характеристике педагогического общения. Что же оно собой представляет? Какие цели преследует? На каких аспектах строится? Наиболее полный ответ на все эти вопросы, на мой взгляд, дает Леонтьев А.А. Он определяет общение как процесс, осуществляющийся внутри определенной социальной общности: группе, коллективе, обществе в целом.

Также Леонтьев А.А. отмечает: «Оптимальное педагогическое общение – это такое общение учителя – и шире педагогического коллектива – со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат для обучения (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать личностные особенности учителя».

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. –М.: Знание. 1979.

Из этого следует, это педагогическое общение выступает в качестве одного из главных средств воспитательного воздействия учителя на ученика.

В процессе общения последних не только реализуется функция обучения, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи. Следовательно, педагогическое общение выступает в первую очередь как средство решения учебных задач.

Следующая его роль – обеспечение соответствующей социально-психологической базы, способствующей установлению взаимопонимания между педагогами и учениками в процессе воспитания.

Бесспорно, что именно в процессе педагогического общения находится множество неизведанных ранее резервов оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Примером создания оптимальной во всех отношениях атмосферы общения между учителем и учениками, создания благоприятного климата во время учебно-воспитательного процесса может послужить опыт известного американского педагога и психолога К. Роджерса, который выступает против реакционных тенденций в образовании, против всех форм закрепощения, подавления личности. Словом, К. Роджерс провозглашает главной целью воспитания раскрепощенного человека, уверенного в себе, в своих возможностях.

Так, Роджерс с своей статье «Вопросы, которые я сам бы себе задал, если бы был учителе» призывает педагогов, наставников увидеть мир глазами ребенка, понять и постичь его духовное начало; использовать в учебном процессе дифференцированных подход, так как, по его утверждению, у каждого ребенка учение должно быть конкретным. Совершенно очевидно, что один ребенок К. Роджерс. Вопрос, который я задал бы сам себе, если бы был учителем // Семья и школа. -1987. -№10.0.72, предпочитает коллективную работу, другой стремится обучаться самостоятельно, а третий нуждается в помощи квалифицированного наставника. И таких вариантов может быть множество.

Следующий аспект, который выдвигает К. Роджерс в качестве ведущего в учебно-воспитательном процессе, - это обучение в непрерывном поиске, экспериментах. Учитель в этом случае выступает в роли человека, который помогает учащимся и учится сам.

Еще одно условие по Роджерсу - это обеспечение учащимся полезным материалом. От этого зависит 90% педагогического успеха работы учителя.

Очень важно, по его мнению, сохранить творческое начало, обеспечить интенсивность обучения, раскрепощенную атмосферу в классе, создать атмосферу сотрудничества. Большое место в его работе уделено такому понятно, как «свобода ученика». Роджерс считает, что этому должно быть отдельно центральное место в системе образования. Только то учение достойно называться свободным, которое предусматривает разумную раскрепощённость личности, а также свободу творчества и общения. Ведь нельзя забывать о том, что ребенок – это целостный мир, это большой человек.

Возвращаясь к урокам иностранного языка, следует отметить, что в этой сфере были сделаны важные шаги в изучении и конкретизации целей, содержания методов и принципов обучения. Однако в результате обучения иностранным языком в школе оставляют желать лучшего.

В странах школы разговор должен идти о необходимости повышения интереса обучающихся к изучению иностранного языка, к созданию таких условий, при которых ребята учились бы более заинтересованно, с охотой.

Для осуществления качественного обучения английского языка, необходимо создать должный психологический климат в ходе урока, когда у учащихся возникло бы желание вслушаться в иноязычную речь, учиться говорить на данном языке.

Только при наличии всех этих условий возможно осуществление педагогического общения на уроке. Очень важно остановиться на том факте, что педагогическое общение на уроках иностранного языка несет свои особенности. Через это процесс идет обогащение не только иными знаниями и фактами, но и форсирование речевых особенностей, умение и навыков учащихся.

Неотъемлемыми союзниками учителя на уроке иностранного языка должно быть такие качества, как: доброжелательность, дружественность, умение создать должный эмоционально-психологический настрой, искренность в общении.

Как не печально, но приходится признать тот факт, что существуют еще учителя, строящие свою работу по изучению иностранного языка на основе сухих и скупых на эмоции инструкций.

Само по себе разумеется, что невозможно создать все перечисленное выше «ситуации успеха» на уроке без должного взаимопонимания, без установления доверительных отношений между учителем и учеником. Необходимо устранить ситуацию «боязни ошибки» на уроках иностранного языка. Очень важно, чтобы ученик чувствовал в преподавателе искреннего друга, по-настоящему заинтересованного в результатах его знаний. Ребенку не должно быть страшно переспросить, попросить еще раз объяснить новый материал, обращаться за помощью в чтении впервые встречаемого слова.

Очень важно, чтобы дети не только шли на урок иностранного языка с радостью, с желанием изучить его, но и покидали урок с теми же чувствами, с ощущением удовлетворенности от приобретенных знаний и с желанием возвращаться на этот урок снова и снова.

Особое место в установлении комфортной, располагающей к общению обстановки играет тот или иной подход к началу урока. Выбор средств для стимулирования высказывания учащихся, доброжелательное поведение преподавателя, его словесные поощрения и уместные, сделанные в тактической форме поощрения, больше похожие на дружеский совет, играет нужную, единственно правильную роль, зададут тон уроку.

Не следует забывать о том, как важно для учащихся речевое поведение учителя на уроке, его манера говорить, манера держаться.

Исследования как зарубежных, так и наших ученых в области педагогики и психологии показали, что подкрепление ответов учащихся на уроке в виде одобряющих реплик со стороны учителя носить прогрессивный характер в повышении интереса к изучению предмета, в его усвоении.

Обращаясь к Роговой Г.В., мы можем почерпнуть интересные реплики, которые она предлагает, как можно чаще использовать на уроке иностранного языка:

Предположим такую ситуацию. В четвертом классе дежурный на иностранном языке сообщает учителю данные о классе, о его готовности к уроку, некоторые сведения о себе. Здесь уместно завязать беседу, в которой преподаватель может обращаться к классу с некоторыми вопросами.

Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения иностранного языка на уроке за счет улучшения психологического климата // ИЯШ. – 1987. - №3. – с.27.

В шестых классах тот же этап урока можно разнообразить вопросами о настроении класса, о погоде, спросить о причине неявки учащихся.

Что же касается классов третьей ситуации, то в этом случае можно поговорить с ребятами о делах в школе, о текущих событиях в стране. Такая беседа послужит хорошим речевым тренингом и удачной подготовкой к урок, обеспечит его благоприятный климат.

Так, подводя итоги всему вышесказанному, хочется отметить, что педагогическое сотрудничество между преподавателем и учеником в процессе обучения является важным фактором для достижения воспитания гармонично развитой личности. Было уже сказано о том, что ничто другое, как благоприятный психологический климат служит основой для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса.

Но не следует забывать также, что установление отношений в ходе урока зависит не только от микроклимата, непосредственности учителя, его педагогической грамотности, но и от умения преподавателя осуществлять дифференциацию в ходе обучения на уроке.

Все вышесказанное хотелось бы подкрепить словами вышеупомянутого Роджерса: «Я бы хотел быть таким учителем, чтобы в моем классе происходило общение, втягивающее в себя всего человека, всю личность. Это трудно, но необходимо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Ведение профильных классов, спецкурсов, элективных курсов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс помогают учителю не только в обучении детей иностранным языкам, но и в их воспита...

Технология сотрудничества на уроках английского языка

Данная работа выполнена учениками 7 класса. В подготовке материала к презентации участвовали учащиеся  старшего класса, так как владеют большими навыками в области грамматики. Работа задумывалась...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка

Обучение в сотрудничестве – это одна из разновидностей личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка, которая предполагает организацию групп учащихся, работающих совместно...

Использование метода проектов для реализации учебного сотрудничества на уроках английского языка

Статья содержит теоретический материал по предложенной теме. Включает в себя пример применения на практике метода проектов на уроке английского языка в 8 классе...

Доклад "Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

В данном докладе приведенны несколько примеров использования АМО и краткое описание технологии обучения....

Доклад «Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

Доклад«Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»...

Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»

Конспект урока по теме  «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...