Семь правил успешного урока английского языка
статья

Секрет неуклонного движения вперед в том, чтобы сделать первый шаг. Секрет первого шага в том, чтобы разбить сложные, кажущиеся неодолимыми задачи на простые и осуществимые и начать с самой первой. Секрет успеха - в постоянстве цели

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sem_pravil_uspeshnogo_uroka_angliyskogo_yazyka.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Семь правил успешного урока английского языка

1. Проект.

Проектная деятельность как новый способ участия ученика в учебном процессе была создана для формирования необходимых навыков и раскрытия творческого потенциала каждого участника.

В реальной жизни, ученик зачастую оказывается в стрессовой ситуации. Он вынужден делать проект по выбранной не им самим теме. Перед ним стоят сложности оформления и защиты проекта, субъективность оценивания с нечёткими критериями. У детей отсутствуют навыки публичного выступления.

Как справиться? Элементарно.

Пересмотреть, упростить и тренироваться. И еще раз тренироваться.

Осознавая, что навык выступления перед аудиторией требует регулярного систематического повторения, я предлагала своим ученикам участвовать в проектах два раза в месяц (18 проектов в год).

Они самостоятельно выбирали тему проекта и дату презентации. На нашей информационной доске висел календарь на следующий месяц, где ученики сами ставили свою фамилию рядом с выбранной ими датой.

Что касается тем проектной деятельности, в первом проекте ученик делился исследованиями, основанными на его собственных интересах и хобби. Вторая тема была связана с изучением предмета. В нашем случае, с умениями и навыками владения иностранным языком.

В предметном выступлении обязательно отражались два пункта:
- с какими сложностями сталкивается ученик при говорении, аудировании, чтении, письме, изучении лексики и грамматики (нужное подчеркнуть);
- какие ресурсы, упражнения и задания он использует для развития выбранного навыка.

Критерии выступления были понятны ученикам и прозрачны. Каждый располагал двумя минутами устной презентации темы, сопровождаемой не менее шестью слайдами PowerPoint.

Для моих учеников определенно не станет проблемой в будущем их монологическое высказывание на ЕГЭ или Кембриджских экзаменах, где задание по говорению длится 2 минуты.

Все предельно просто: свобода выбора и ориентированность на личный мир ученика создают условия для полета фантазии, ощущение прогресса - желание развиваться.

По окончании выступления наступало время рефлексии, крайне полезной для дальнейшего совершенствования процесса. Каждый слушатель записывал на цветных стикерах свои инсайты от выступления, стикеры приклеивались на информационную доску.

Мы вместе выбирали самое ценное. Это вносилось в список полезных материалов для использования на уроке или самостоятельного обучения. Ученики гордились результатом проделанной работой, осознавали ее важность.

Самооценка выступающего была представлена ответами на два вопроса в заранее подготовленном бланке:
1) Что у меня получилось хорошо?
2) Что мне необходимо улучшить в следующий раз?

Перед следующим уроком на перемене мои ученики спешили обсудить свои ответы, вместе проанализировать и наметить пути к вершине успеха.

2. "Перевёрнутый урок".

Родоначальниками идеи "перевёрнутого урока" (Flipped Classroom) стали два учителя старших классов из Колорадо Джонатан Бергман (Jonathan Bergman) и Аарон Сэмс (Aaron Sams).

В 2007 году они придумали как обеспечить своими лекциями учеников, часто пропускающих занятия. Их разработка превратилась в новое образовательное направление.

Я использовала эту оригинальную методику, изменившую традиционную систему передачи знаний.

Перевёрнутый урок как модель обучения представляет собой ситуацию, когда учитель предлагает своим ученикам материал для домашнего самостоятельного изучения. А на уроке происходит разнообразная практическая работа с изученным.

Мои ученики читают, слушают или смотрят видео по предложенному вопросу и разбирают основы темы дома. Немаловажно, что каждый ученик, имея разную скорость получения и переработки информации, работает над темой с комфортной для него скоростью.

Все ценное время урока в классе мы можем посвятить на разбор их вопросов, возникших после самостоятельного изучения, а также на закрепление и углубления знаний по теме. Учитель больше не тратит время на объяснение материала и доставку знаний.

Во время классных занятий ученики имеют возможность больше обсуждать вопросы или делиться знаниями, общаться с учителем и друг с другом.

Ни для кого не секрет, что активная работа с информацией - гораздо продуктивнее. Такая форма обучения действительно обеспечивает более глубокое понимание, запоминание, удержание в «долговременной» памяти и дальнейшее свободное использование.

Кроме этого, при самостоятельной работе с материалом ученики учатся структурировать, анализировать, оценивать и критически мыслить.

3. Двойной тест.

Интересные темы и нестандартные подходы способны заинтересовать каждого из моих учеников. Это также касается и обычного, на первый взгляд, тестирования знаний.

Итак, по заданию "перевернутого урока" учащиеся самостоятельно дома разобрали основы предложенной темы. Следующий урок начинается с короткого (6-8 вопросов) теста по изученному.

Я знаю по опыту, что иногда ученики недостаточно серьёзно и ответственно подходят к выполнению домашнего задания. Поэтому я всегда им даю одну-две минуты на повторение. Некоторые действительно используют это время для повторения, а кто-то , видя всё впервые, успевает быстро прочитать и освоить :)

Первый тест показывает степень осведомлённости, изученности материала. Ответы на тест появляются на доске и ученики проверяют его самостоятельно или используют взаимопроверку.

Если тест выполняется онлайн, то проверка происходит автоматически, сразу после завершения. Это, безусловно, очень удобно, так как ученики могут сразу посмотреть на результат, увидеть правильные ответы и свои ошибки.

Учитель всегда готов дать пояснение, отработать тему на практике разными способами.

Ближе к концу урока я повторяю первоначальный тест, изменив в нем данными. Например, если в тесте речь идёт о грамматике, будет использоваться другой контекст или лексические единицы.

Пройдя двойное тестирование, мои ученики гарантированно усваивают тему. Короткий тест на шесть-восемь вопросов не отнимает много времени на уроке, не утомляет учеников своим объемом, не демотивирует их, а даёт быстрый результат и демонстрирует прогресс.

4. Самоконтроль и самопроверка.

Особое значение я придаю методам воспитания самоконтроля: активное повторение, самостоятельное составление вопросов, поиск, анализ и исправление своих ошибок. Это повышает самооценку ученика, увеличивает его активность в учебе, усиливает инициативу, благоприятно сказывается на результате.

На своих уроках я регулярно применяю следующие приемы:

  • После выполнения теста ученикам даются "ключи" - ответы, и идёт самостоятельная проверка с выставлением оценки самому себе на полях.
  • В разнообразных заданиях с единственным правильным ответом я произношу правильные варианты. Ученики отмечают плюсы (+) и минусы (-), подсчитывают баллы и оценивают свою работу.
  • В заданиях "Найди ошибку" учащиеся находят и исправляют ошибки в предложенных словах и предложениях. Затем вместе анализируем исправленное.
  • Каждый ученик, слушая монологическое или диалогическое высказывание выступающих, отмечает ошибки (лексика, грамматика, произношение) на разноцветных стикерах, потом совместно обсуждаем.
  • При выполнении теста онлайн, моим ученикам очень нравится сразу же переделать тест два-три раза, чтобы получить результат 100%.
  • В упражнении с несколькими вариантами ответов (1-2-3-4 или A-B-C-D) я зачитываю ответ под соответствующей цифрой или буквой, мои ученики "голосуют" за правильный ответ с закрытыми глазами.

Самопроверка и самоконтроль помогают развить память, выработать усидчивость и внимательность. Очень важно, что мои ученики не боятся делать ошибки. Они учатся использовать их как трамплин к покорению новых вершин.

Этот и следующий элементы моей системы высокоэффективного обучения способствуют формированию самостоятельно мыслящей личности и раскрывают индивидуальные способности каждого ученика.

5. Гаджеты.

Сегодняшнее поколение учеников с головой погружено в телефоны, социальные сети и мир высоких технологий.

Разрешив учащимся пользоваться личными гаджетами два-три раза во время урока на определённое время, учителя находят в этом свои преимущества.

Происходит понимание реальных потребностей и интересов учащихся, процесс обучения делается более увлекательным, демонстрируется индивидуальный подход в решении конкретной задачи, информация по теме находится в считанные секунды.

Самое главная задача учителя - это показать как и какие ресурсы могут использоваться не только для развлечения, но и для обучения.

  • Ученики находят на англоязычных новостных сайтах заинтересовавшую их новость и устно делятся со всеми.
  • Прослушивание аудио- и видеоматериалов через свои личные наушники со своего телефона (или другого устройства) создаёт более комфортную атмосферу для обучения.
  • Разнообразные обучающие бесплатные приложения на английском языке чрезвычайно занимательны и полезны для тренировки всех ключевых навыков.
  • Короткие онлайн-тесты позволяют ученикам всего за одну минуту увидеть свой прогресс в изучении той или иной темы.

Безусловно, список сайтов и ресурсов для каждого из вышеперечисленных пунктов учитель тщательно подбирает заранее и на уроке предлагает воспользоваться своим ученикам.

Благодаря свободе выбора (наличию двух-трех опций), мои ученики узнают о большом количестве полезных ресурсов и самостоятельно выбирают наиболее приемлемый для каждого вариант.

6. Ученики сами проводят уроки.

Кто из школьников не мечтал поменяться со своим учителем, встать около доски и провести урок? Кому-то улыбнётся фортуна и раз в году это может произойти в День Учителя в рамках проведения дня самоуправления.

Все без исключения мои ученики с нетерпением ждали своей очереди самостоятельного проведения урока. Это волнительное для них событие происходило раз в неделю.

2-3 учащихся готовили элементы урока и каждый ученик отвечал за проведение своей части урока: объяснение темы, тестирование, подготовка аудио- или видеоматериала для задания, поиск и проведение новых игр для обработки пройденного.

Предвкушение и азарт, усиленная подготовка, желание удивить друг друга и самого себя, их "горящие" глаза, возможность почувствовать себя взрослым, ответственность, ощущение радости от победы, улыбки, ликование, восторженное обсуждение - вот, что происходит с моими увлечённые и счастливыми учениками. Их энергия и радостное настроение распространяется на всё вокруг.

7. Каждый урок не похож на предыдущий.

Несколько лет я работала в частном языковом центре и вела группы высокого уровня (Advanced).

Одна из учениц подошла ко мне после очередного двухчасового занятия со словами: "Спасибо Вам за то, что каждый наш урок нисколько не похож на предыдущий. Вы и ваши удивительные уроки мотивируют приезжать вечером после работы и заниматься английским 2-3 раза в неделю".

Действительно, мы, учителя, обладаем практически неограниченными возможностями подбирать интересные учебно-методические комплексы и полезные дополнительные пособия, планировать урок с необходимой учащимся сменой деятельности.

Мы ориентируемся на цели, настроение, увлечения и желания учеников, для этого используем уникальные приемы, захватывающие упражнения и нестандартные задания, увлекательные и познавательные аудио- и видеоматериалы, интернет-ресурсы и многое-многое другое.

И так как у наших учеников внимание в среднем удерживается только на пятнадцать минут, мы не будем забывать о релаксационных перерывах. Это отличный повод использовать шутки, игровые задания, скороговорки, подвижные игры и эстафеты, песни и видео-фрагменты.

Очень важно, что, кроме приобретённых глубоких знаний по предмету, мои ученики занимаются английским языком с большим удовольствием и с нетерпением ждут новых встреч, после каждого занятия чувствуют прогресс и удовлетворение, узнают, как учиться продуктивно, становятся уверенными в себе, своих силах и знаниях, расширяют свой кругозор и получают стимул развиваться.

Любовь к детям, энтузиазм и талант учителя, страсть к своему предмету, креативный подход с использованием моих семи секретов эффективности способны творить чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку

Комфортная психологическая атмосфера на уроке английского языка как основа успешного обучения иностранному языку...

Моя семья. План-конспект урока английского языка для 6 класса. УМК Афанасьева О.В., Михеева И.В.

Урок английского языка в 6 классе по теме „Meetmyfamily“ («Познакомьтесь с моей семьей») (к § 2 «Meetmyfamily»)....

Сценарий урока английского языка в 5 классе по теме "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)"

Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса. Тема урока "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)". УМК К.И. КАУФМАН, М.Ю. КАУФМАН «СЧАСТЛИВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ. РУ»/« HAPPY...

урок английского языка в 4 классе «Семья. Помогаешь ли ты своей семье?»

Цель урока: активизировать лексику по теме «Семья. Помогаешь ли ты своей семье?» в лексико-грамматических и речевых упражнениях.Тип урока: комбинированный...

Современные перспективные педагогические технологии - залог успешного урока английского языка в рамках ФГОС

Новый ФГОС поменял требования к современному уроку. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной о...

Применение семи модулей на уроках английского языка как способ повышения мотивации учащихся

Доклад на тему:"Применение семи модулей на уроках английского языка  как способ повышения мотивации учащихся"...

Приемы успешного урока английского языка

Интересные фишки, которые можно использовать на уроках английского языка...