Технология развития критического мышления на уроках английского языка
методическая разработка
Выступление на научно-практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Матвеева Ирина Вячеславовна
Учитель английского языка
ГБОУ школа №326 Невского района
Санкт-Петербурга
Технология развития критического мышления
на уроках английского языка
1. Что такое «критическое мышление» и каковы его отличительные особенности.
В настоящее время имеется множество определений «критического мышления» - в соответствии с представлениями о его роли в человеческой деятельности – на что оно направлено и к чему может провести.
Термин «критическое мышление» существует со времён деятельности Жана Пиаже, Джерома Брунера, Льва Выготского. Однако в педагогической среде в России он стал использоваться сравнительно недавно.
Дж. Браус и Д. Вуд определяют «критическое мышление» как «разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать». Критическое мышление, по их мнению, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений.
Дайана Халперн в своей работе Психология критического мышления» определяет его как направленное. Ему присущи взвешенность, логичность и целенаправленность. Для него характерны такие умственные навыки и стратегии, которые с наибольшей вероятностью приводят к желаемому результату.
Для всех определений критического мышления характерно упоминание оценочных и рефлексивных свойств мышления.
Д. Халперн выделяет следующие качества, способствующие умению использовать критическое мышление:
- готовность к планированию. Важно упорядочить мысли, выстроить их в последовательный ряд.
- гибкость или способность усваивать идеи других. Без этого невозможно вырабатывать собственные идеи.
- настойчивость. Решимость не откладывать дело на потом.
- готовность признавать и исправлять свои ошибки. Человек с критическим типом мышления не будет оправдывать свои неверное решения. Он сделает выводы, чтобы в дальнейшем не повторять ошибок.
- осознание. Это способность наблюдать за ходом своих рассуждекний.
- поиск компромиссных решений. Важно, чтобы окружающие воспринимали принятые решения, как руководство к действию.
2. Преимущества технологии развития критического мышления по сравнению с другими педагогическими приёмами, направленными на развитие личности у школьника.
По отношению к ученику технология критического мышления способствует:
- улучшению восприятия информации;
- пробуждению интереса к изучаемому материалу и к самому процессу обучения;
- умению критически мыслить;
- умению ответственно относиться к собственному образованию;
- умению сотрудничать;
- повышению качества образования;
- желанию и умению учиться в течение всей жизни.
По отношению к учителю технология критического мышления способствует:
- умению создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
- стать профессионалами, умеющими правильно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
Технология критического мышления подразумевает равные партнёрские отношения как в общении, так и в выработке знания в процессе обучения. В рамках технологии критического мышления учитель перестаёт быть главным источником информации, и обучение превращается в совместный интересный поиск.
Вследствие многопланового разнообразного материала и интерактивных методик, что присуще урокам иностранного языка, развитие критического мышления естественно практиковать именно на этих уроках.
3. Условия успешного проведения урока, направленного на развитие критического мышления.
При работе в режиме технологии критического мышления учителю необходимо правильно выбрать:
- информативный материал, который помогает выработке критического мышления;
- метод ведения урока.
Критическое мышление – это способ восприятия и переработки информации. Нужно уметь выбирать её из колоссального багажа, который накопило и продолжает пополнять человечество. Нужно не только овладевать ею, но и критически оценивать, осмысливать, применять. Учащиеся должны научиться анализировать информацию, используя разные взгляды на неё, делать умозаключения по поводу её полезности и достоверности.
Применение технологии критического мышления на уроках в школе предоставляет возможность личностного роста детей. Это способствует наиболее полному раскрытию их индивидуальностей.
4. образовательные методики
Развитие критического мышления предполагает разработку и применение особых методик. Американские педагоги Дж. Стил, К. Меридит, Ч. Темпл создали технологию развития критического мышления через чтение и письмо. В основу технологии они заложили базовый дидактический модульный урок. Каждый его этап подчинён определённым целям и задачам и содержат набор специальных приёмов, целью которых является, в первую очередь, активизация исследовательской, творческой работы, а затем – осмысление и обобщение полученных знаний.
4.1. Стадии модульного урока, на которых применяется технология развития критического мышления.
Такой урок состоит из этапов или стадий.
Этап 1-й – «вызов» или «побуждение» (vocation). На этом этапе пробуждается интерес к теме. Ученики вспоминают имеющуюся у них информацию по данному вопросу. Определяются цели изучения этого вопроса.
Этап 2-й – «осмысление содержания» (realization of meaning). На этом этапе ученики получают новую информацию, осмысливают её, сравнивают её с уже имеющимися сведениями и анализируют их. Происходит постепенное продвижение от «старого» знания к «новому».
Этап 3-й – «рефлексия» или «размышление» (reflection). На этом этапе происходит обобщение полученной информации. У каждого ученика формируется собственное отношение к рассматриваемому вопросу.
Кратко перечислим методические приёмы, используемые на каждой из этих трёх стадий.
4.1.1. «Вызов».
В процессе прохождения стадии вызова важно:
- предоставлять ученикам «свободу слова» в рамках обсуждаемой темы;
- отмечать все высказывания;
- обмениваться мнениями.
На этом этапе учитель побуждает учеников вспомнить, что они уже знают по данной теме; следит за бесконфликтностью обмена мнений в группах, фиксирует и систематизирует информацию, полученную от школьников. Причём учитель должен избегать критики высказываний и убедить учеников в том, что над ними не будут смеяться. Ученики свободно высказывают предположения по ключевым словам.
На этапе «вызов» основным приёмом, который неизбежно привлекает внимание учеников, является кластер («гроздь»). Это выделение смысловых узлов текста и графическое их изображение, которое структурно оформлено в виде грозди. Например, кластер темы «Зачем вообще изучать английский язык?» может быть представлен в следующем виде:
Язык науки язык авиации язык мореплавания
Язык наиболее Английский им свободно владеют ~1,5 млрд чел
опасных политических язык на Земле
и военных противников необходим для карьеры повышение личного благосостояния
необходим для военной карьеры им владеет В.В. Путин
Таким образом, кластер является графическим методом упорядочения материала. Наши мысли уже не налезают одна на другую, а становятся упорядоченными. С помощью этого приёма мы систематизируем сведения, полученные до знакомства с основным текстом.
Одним из примеров кластера может служить «концептуальное колесо». Ученикам предлагается подобрать синонимы к слову, которое расположено в ядре «понятийного колеса» и вписать их в секторы колеса. На примере слов “brave” и “sly”:
Daring valorous witty
Brave smart sly cunning
Resolute audacious sneaky
Еще одним приёмом, применяемом на базовом дидактическом уроке, является постановка учениками так называемых «толстых и «тонких» вопросов. Первые предполагают односложные ответы, свидетельствующие о факто логическом понимании текста учащимися. Вторые предполагают развёрнутые ответы, свидетельствующие о более глубоком размышлении над текстом. Эти два типа вопросов можно использовать на всех трёх этапах урока. На стадии «вызова» это будут вопросы, на которые ученики хотели бы получить ответы при изучении темы.
Примеры «тонких» (левая колонка) и «толстых» (правая колонка») вопросов:
Who…? What do you think about…?
Why…? Why did she/she decide…?
What…? Could it happen nowadays\in China\elsewhere…?
When…? What is the most profound thought in the story?
Where…? What drove this or that character of the story to do so?
Was he/she/it…? Would you like to have such a friend?
Do you approve…?
4.1.2. «Осмысление содержания».
Первым приёмом, осуществляемом на этой стадии, является «INSERT». Это аббревиатура из слов
I – interactive
N – Notion
S – System
E – Effective
R – Reading
T – Thinking.
Приём заключается в том, что учащиеся значками отмечают то, что им известно (///), что противоречит их понятиям (--), что представляет для них интерес или является неожиданным (+) и то, о чём хочется узнать подробнее или то, что непонятно. (?).
Например, при изучении темы «Почему английский язык стал мировым языком № 1» можно предложить составить кластеры, указывающие на основные причины этого. Вот пример такого кластера:
Island German features of character Advanced weapon (very strong bows) Persistency accuracy, concentration) ,
England Poor natural resources scientific research, making tools
The most powerful fleet in the world rejection of Roman Catholic Church colonies
Далее ученикам предлагаются четыре текста, рассказывающие о:
- географическом положении Великобритании;
- об этнические особенности именно англичан, которые произошли от германских племён англов, саксов и ютов, в отличии от шотландцев, ирландцев и валлийцев, произошедших от кельтских племён бриттов, скоттов и пиктов;
- о природных богатствах Британских островов;
- о религиозной реформе шестнадцатого века, начатой Генрихом VIII.
Каждый текст даётся одной группе учеников. Они делают соответствующие пометки на полях. Затем им задаются вопросы: What did you know before? What was knew for you? Is there anything you do not understand?
Вторым приёмом является стратегия развития решения проблем, так как развитие критического мышления включает в себя наработку умения решать проблему.
Стратегия решения проблем под названием “IDEAL” предложена Дж. Брэмсфордом. Она может использоваться при работе с текстом и при анализе ситуаций. Её название представляет собой следующую аббревиатуру: I – Identify a problem;
D – Debate a problem;
E – Essential solutions;
A – Activity;
L – Logical conclusions.
I - Обозначение проблемы в самом общем виде.
D – Выяснение её сути. Ученики формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, однозначным, начинаться со слова «как» («How»), и в нём должны отсутствовать отрицания (частица «не».)
E – Предложение вариантов решения. Здесь очень уместен «мозговой штурм», который способствует выявлению как можно большего количества способов решения проблемы. Любая критика недопустима. В данном случае важно количество. Для более наглядной демонстрации идей можно использовать кластеры.
A – Выбор наилучшего варианта или вариантов путём взвешивания всех «за» и «против».
L – Логические выводы. Подвергаются анализу действия, предпринятые для решения данной проблемы, и делаются выводы.
Здесь учителю нелишне упомянуть, что в высокоразвитых странах умению решать проблему придаётся колоссальное значение. Там существует даже такая профессия – Trouble shooter, буквально – «истребитель проблем». Каждая уважающая себя фирма содержит в штате или нанимает по срочному контракту одного или даже нескольких таких специалистов. Это очень высоко оплачиваемая профессия.
Третьим приёмом для осмысления содержания текста является «Fish bone» («Рыбья кость»). Проблема, во всей её совокупности, изображается в виде рыбьего скелета. «Голова» обозначает коренную суть проблемы. На самом скелете расположены верхние и нижние кости. На верхних ученики отмечают причины возникновения рассматриваемой проблемы. Эти записи они могут сделать ещё на стадии «вызова», до чтения текста – на основе уже имеющихся у них знаний по данному вопросу. Напротив, верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу ознакомления с текстом выписывают факты, отражающие суть. Факты придают проблеме реальные очертания, способствуют выдвижению не абстрактных решений, а предметных, реальных механизмов решения проблемы. Возможно добавление и тех и других косточек, расширение сведений о данной проблеме. Работа над «рыбьей костью» может вестись индивидуально, попарно или в группах.
Если, например, взята тема «Рабство и работорговля в Великобритании и США», то рыбья кость может выглядеть следующим образом:
Savageness of Corruption of local vast tobacco and cotton strong addiction to greed of
Africans African leaders plantations in the USA alcohol among blacks landlords
Slavery ______________________________________________________________________________
It spoils both slaves leads to cruel atrocities slave labor leads to neglecting of
And their masters and ruthlessness technical progress
4.1.3. Рефлексия.
Умение делать обобщающие выводы по теме, излагать сложные идеи, чувства и понятия в нескольких словах – очень важный критерий интеллектуальных способностей человека. Известный современный российский писатель-фантаст Юрий Никитин выразился по этому поводу так: «Умный человек способен сложное понятие объяснить на пальцах, а дурак простую истину так завернёт, что сто мудрецов вспотеют, как кони, разгибая» (Ю. Никитин «Как стать писателем?»).
Для тренировки вдумчивости и для обогащения словарного запаса учеников используется метод синквейна. Синквейн представляет собой стихотворение, в котором синтез информации изложен в лаконичной форме. Это позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний (по И. Викентьевой).
Стихотворение состоит из пяти строк: в первой обозначается тема или предмет (одно существительное); во второй даётся описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трёх глаголов, характеризуются действия предмета; в четвёртой выражается автора к предмету, обычно. в четырёх значимых словах; пятая стока состоит из одного слова, являющегося синонимом темы. Он обобщает или расширяет её смысл.
Возьмём, в качестве примера, уже упоминавшуюся тему рабства:
Slavery
Awful, disgusting
Corrupts, kills, oppresses
I hate slavery
Humiliation.
Синквейн – удобное и очень эффективное подспорье для рефлексии. Каждому ученику предоставляется от 5 до 7 минут для написания пятистишия. Наиболее эффективна работа в парах. Это облегчает подбор слов и помогает выбрать наиболее точные.
Другой метод, применяемый при рефлексии – стратегия RAFT. Она предложена К. Сантой в 1988 году. это аббревиатура из слов: Role Auditorium Form Topic.
Суть метода состоит в том, что высказывающийся по теме или пишущий по ней. Выбирает для себя некую роль, то есть, говорит и пишет, как бы, не от себя. Для неуверенных в себе учащихся это отличный паллиатив, ибо, он снимает страх перед слушателями или читателями.
5. Заключение
Критическое мышление не подразумевает негативность или критику. Оно представляет собой разумное рассмотрение всевозможных подходов к теме, вопросу, проблеме, явлению, идее для того, чтобы прийти к основным суждениям и решения. Критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый учащийся вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы. Это – открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на уже имеющиеся знания и опыт. В этом его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – стартовая площадка для развития творческого мышления. В дальнейшем, они развиваются совместно.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
- происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка способствуют тому, чтобы сделать урок более интересным и творческим, и, главное – результативным.
Использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволяет значительно увеличить время речевой активности для каждого ученика, достичь усвоения материала всеми участниками группы, решит всевозможные педагогические задачи, развить коммуникативную способность учащихся, воспитать из ребёнка целостную личность, готовую принимать вызовы современного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...
Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка.
В последнее время в области преподавания иностранных языков произошли значительные перемены не только у нас в стране, но и в мире в целом. Все быстрее идут процессы интеграции в мировой экономике, рас...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Описание приемов технологии развития критического мышления и примеры использования их на уроках английского языка....