Групповая форма работы на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку

Пестерева Евгения Сергеевна

Сообщение на тему " Групповая  работа на уроках иностранного языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповая форма работы на уроках английского языка

как способ формирования языковой компетенции у обучающихся.

«Один язык приводит вас в коридор жизни.

Два языка открывают все двери на этом пути».
Фрэнк Смит

Актуальность.

Мы живём во времена, когда английский язык приобрёл статус языка глобального общения, и я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в лингвосоциальной адаптации учащихся к современным условиям жизни. Человек, выходящий на уровень международного и межнационального общения, должен в полной мере обладать умениями и навыками выражения своих мыслей на английском языке. Для формирования способности учащихся к коммуникативному общению на иностранном языке необходимо научить детей применять язык на практике.

Урок иностранного языка характеризуется высокой интенсивностью, требует большой концентрации внимания, умственного и физического напряжения со стороны учащихся. Обычно на уроках иностранного языка через 15- 20 минут работы наблюдается вялость, потеря интереса, резко снижается активность, наступает  утомление. Как избежать этого? Что можно сделать, чтобы ученикам с разным потенциалом было интересно на уроке? Как решить проблему нехватки времени, когда за сорок пять  минут нужно обеспечить эффективную работу каждого из учеников?

Предотвратить умственную перегрузку, поддержать работоспособность, снять усталость поможет групповая работа.  Одним из ключевых требований ФГОС является уход от фронтального обучения к обучению в сотрудничестве. Это предполагает взаимодействие учащихся в группах различного количественного состава. В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением.

В сочетании с другими формами работ, групповая, очень эффективна в обучении иностранному языку: совершенствуются умения и навыки, расширяется словарный запас школьников, увеличивается время общения на уроке. Постепенно исчезает боязнь говорить у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость. Она формирует у учащихся новое умение оценивать свою работу, сопоставлять ее с работой одноклассников, активизирует их инициативу и самостоятельность.

Игровые, ситуативные, проблемные приёмы в группе  создают массу эмоций у обучающихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь.

Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?

“Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить”, сказал французский просветитель Франсуа Рабле.

Целью моей педагогической деятельности является формирование языковой компетенции обучающихся посредством организации групповой работы на уроках английского языка.

Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

1) изучить литературу по проблеме использования групповых форм работы на уроках английского языка;

2) рассмотреть требования программы по английскому языку к планируемым результатам и определить место групповых форм работы в них;  

3) подобрать методические приемы, направленные на организацию речевого взаимодействия обучающихся при работе в группах, включить их в учебный процесс;

4)  выявить условия эффективного взаимодействия обучающихся в группах;

5) определить критерии и показать эффективность использования групповой работы для формирования языковой компетенции обучающихся.

Теоретическое обоснование опыта

В книге «Сотрудничество в обучении» В.И. Дьяченко пишет что, групповой способ обучения возник ещё в 15-16 вв. и  групповая форма организации обучения произвела переворот во всем учебно-воспитательном процессе, она стала системообразующим компонентом.

Педагогический словарь дает следующее определение: Групповая работа- форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.

Е.И. Пассов дает следующее определение: «Группа - это определенное количество учащихся - 3-5человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру».

Е.И. Пассов также указывает на то, что групповая работа дает очень многое и может быть весьма полезной на уроке иностранного языка:

1. Она развивает способность к общению.

2. Укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга.

3. Учит объективно оценивать не только других, но и самого себя.

4. Обеспечивает обмен знаниями, лучшие условия для развития речевых умений.

5. Разнообразит урок.

 На своих уроках я  стараюсь  создать все необходимые условия для проведения работ в группе. Благодаря командной работе, у учащихся формируется языковая компетентность.

Языковая компетенция – это сложное, многоаспектное понятие, которое обозначает совокупность языковых знаний, навыков и умений, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в различных сферах деятельности, а также способствует развитию языковых способностей обучаемых.

Языковая компетенция  - это графическая сторона речи и орфография, произносительная сторона речи, лексическая сторона речи, грамматическая сторона речи.

Рассмотрев требования программы по английскому языку  к планируемым результатам, было определено место групповой формы работы в них. Согласно программе, планируемые результаты рассматривают  приобретение и владение навыками сотрудничества со сверстниками в процессе речевого общения и проектной деятельности, работать в паре и группе (например, при выполнении групповых заданий, проектной деятельности).

Для того чтобы организовать иноязычную  речевую  деятельность у  учащихся, я

использую  определенные методические приемы.

  1. Интервью – это группа приемов, задача которой опросить как можно больше учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы.
  2. Банк информации – это вторая группа приемов, когда, каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, а затем получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний с помощью теста «игра в детектив».
  3. Групповые решения – форма передачи - игра «Брейн ринг». Класс делится на несколько групп, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы (используют вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора).
  4. Координация действий – организация между участниками общения (обмен командами или инструкциями).
  5. Дискуссионная игра – участники общения реагируют на прочитанное, услышанное, увиденное.

Групповое обучение основывается на четырех основных принципах: социальное взаимодействие, позитивная взаимозависимость, личная отчетность и равная доля участия каждого.

Под взаимодействием обучающихся в группах понимается связь субъектов  образовательной деятельности: педагог – «Я»; педагог – ученик;    педагог – группа учащихся; группа учащихся - группа учащихся.

Наиболее продуктивно взаимодействуют учащиеся, если на уроках создана атмосфера сотрудничества, в этом случае дети легко идут на компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя. А овладеть правилами взаимоотношений можно только в практической деятельности, постоянно практикуя форму групповой работы на уроках.

Рассмотрим принципы более подробно.

  1. Принцип  социального  взаимодействия направлен на то, что ученики, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу. Задание строится таким образом, чтобы ученик не смог выполнить его без помощи остальных участников группы. Социальное взаимодействие учеников приводит к заметному улучшению психологического климата в классе: ученики получают качественно новые социальные роли по сравнению с традиционным обучением, они уже не соперники, а члены одной команды.
  2. Принцип позитивной взаимозависимости заключается в том, что успешное выполнение работы всей группой зависит от результатов работы каждого из участников этой группы.
  3. Личная отчетность означает, что успех зависит не только от слаженной работы всей группы в целом, но и от личного вклада каждого ученика. И очень важно, чтобы работа в группах была спланирована таким образом, чтобы обеспечить участие каждого в равной степени.

Также очень важным является вопрос о формировании групп, который предполагает осуществление дифференцированного подхода к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Рассмотрим   основные способы формирования групп, которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:

1. По выбору педагога (он сам распределяет учащихся в мини-группы).

При таком делении мы учителя  не всегда учитывает симпатии и антипатии учащихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые учащиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию учащихся.

В этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку.

3. По набору лидеров.

Лидеры в данном случае назначаются нами  - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу.

4. По определенному признаку.

Можно разделить учащихся:

•        по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную);

•       в какое время года родился ученик (на четыре группы) и т.д.

5.Случайным образом.

По собственному опыту  работы в школе хотелось бы отметить, что методически оправданно:

•        включать в одну группу учащихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим учащимся этой группы;

•        делать состав групп подвижным, чтобы легко поменять местами некоторых учеников;

•        назначать разных учащихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников.

Внедрив групповую форму работы в урок, и проведя затем мониторинг знания лексических единиц по определенным темам в 5 – х  классах, я отметила улучшения в монологической, диалогической речи (ответ на вопрос о погоде, о дате, о настроении). Относительно грамматики английского языка, так же наблюдается положительный результат. Учащиеся стали лучше разбираться во временных формах глагола, в построении повествовательного, вопросительного, отрицательного предложений, в употребление предлогов и степени сравнения прилагательных. Я отметила для себя, что групповая работа даёт хорошие результаты.

А теперь рассмотрим  задания, которые я использую на уроках  в групповой работе по формированию лексических, грамматических навыков, поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации, а также формированию навыков и интеллектуальных умений.

В процессе обучения я использую приемы, которые обеспечивают реальное общение в учебной обстановке: решение проблемных заданий (9-8 классы) дискуссии, составление рассказов (7класс), ролевые игры (6-5класс). Я целенаправленно стремлюсь к тому, чтобы мои уроки были не просто уроками языка, а становились уроками иноязычной культуры и в классах развивающего обучения  часть урока выделяю общению, как процессу общения, что является основной проекцией иноязычной культуры на уроке иностранного языка.

Развивая навыки и умения монологической речи перед группами, я ставлю  речевые проблемы. Например:

Задание № 1.

  1. Вы обсуждаете план будущего путешествия пешком, докажите, что это интересно.
  2. Вы обсуждаете план будущего путешествие на самолете, докажите, что это интересно.
  3. Вы обсуждаете план будущего путешествия на поезде, докажите, что это интересно.
  4. Вы обсуждаете план будущего путешествия на машине, докажите, что это интересно.

Даются опорные слова и выражения (the travel, by plane, by train, on foot, at the airport, agency, paid for in advance, season, comfortable, to rest, near the forest, put up the tent, sport bag, make dinner, food).

Задание № 2.

По пройденной теме я  составляю  список слов и выражений, которые помогут детям в работе, если тема комната –  there are, chair, table, carpet, floor, TV, piano, shelf, lamp, sofa, door, fire, in the middle of, next, behind, under, above. И если тема «Моя семья» - have got, there are, father, sister, brother, driver, doctor, pupil, how old, football, tennis. К ним задание:

  1. Скажите два – три предложения о том, что находится в комнате.
  2. Задайте два – три вопроса о том, где находятся предметы.
  3. Скажите, чего нет в комнате.

Задание № 3.

Изучая грамматику, например, спряжение глагола to be,( также можно и на разные временные формы глаголов) предлагаю группам следующее задание: заменить в стихотворении подчеркнутые слова. При этом даю  список слов, на которые можно заменить подчеркнутые слова.
The
apple is red.
The
plum is blue.
The
lemon is yellow.
I give them to you.
Ребята заменяют подчеркнутые слова на следующие (ball, sky, moon; rose, violet, cake, lips, eyes, heart).

Задание № 4.

Наиболее продуктивным заданием для работы  в группе я считаю «работу с текстом».

Можно выбрать текст из дополнительных источников, а можно работать и по учебнику. Учащиеся читают самостоятельно текст, далее на экране (или на листах бумаги)  задания к тексту. Например, расставить предложения в правильном порядке, чтобы получилось краткое содержание текста. Даны слова из текста, учащимся  следует  расположить слова в 4 колонки: (существительное, прилагательное, наречие, глагол) или соотнести эквиваленты словосочетаний с русского на английский.

В  современных учебниках  предлагается много заданий, предназначенных для работы в  парах  или в группах. Эта форма работы, конечно, может привести к дополнительному беспорядку   в классе, если групп много или они большие. Но можно свести к минимуму нежелательные последствия, если перед началом работы

 дать учащимся четкие указания, чтобы они поняли, что им предстоит  сделать. Сами задания не должны занимать много времени и такой вид деятельности принесет  положительные результаты, если использовать в комбинации с традиционными методами. К тому же нельзя забывать о том, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому я стараюсь  сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они не просто играют  в игры, а прежде всего, учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний.

В заключение хотелось бы добавить, что работа в группах, по моему мнению, более эффективна.   Используя работу в группе,  мне удаётся  обеспечить учеников с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. Для меня это удобный вид учебной деятельности, поскольку за короткий промежуток времени  мне удается   опросить большую часть  класса. Мне стало легче представлять новый грамматический и лексический материал, который также с легкостью воспринимается учащимися. При этом ученик, считающий себя наиболее «слабым» и неспособным выполнить задачу в одиночку, при работе в группе раскрывает свои способности к выполнению данного ему задания, что в конечном итоге повышает  его мотивацию к изучению данного предмета.

Литература

  1. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. Работы.»  Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  3. Педагогический словарь.  Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
  4. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.- 240с.
    Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы.- М.: ВАКО, 2007.-144с.
    Трофимова М.А. Внеклассные мероприятия по английскому языку для учащихся 5-8 классов. – М.: Глобус, 2008.- 217 с.
  5. Вишневский Е.И.  К проблеме развивающей функции процесса обучения иностранному языку в школе.
  6. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам.
  7. Минаева Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста?

Электронный ресурс

1.http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/ogluzdina_t._p._116_119_11_126_2012.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках английского языка.

Задача учителя английского языка - обеспечение активной деятельности каждого ученика в течение урока. Эту задачу помогают решить групповые формы работы....

"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".

Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....

Интерактивность и групповые формы обучения на уроке английского языка в начальной школе

В статье рассматривается значимость интерактивных форм обучения иностранным языкам на начальном этапе. Групповые интерактивные методы и приемы обучения позволяют достигать не только предметного резуль...

Групповые формы работы на уроках английского языка

групповая работа на уроках английского языка...

Обоснование использования групповой формы работы на урока английского языка

Статья посвящена обоснованию применения групповой формы обучения с точки зрения психологии и педагогики.  Главная идея работы заключается в том, что групповая форма работы в полной мере отвечает ...