Использование неадаптированных аутентичных видеоматериалов на начальном этапе изучения иностранного языка
статья
Размышления на тему использования аутентичных видеоматериалов, целей использования и особенностей работы над ними.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование неадаптированных аутентичных видеоматериалов на начальном этапе изучения иностранного языка
Сегодня Интернет предоставляет нам широкие возможности использования неадаптированных видеоматериалов. Однако, учителя предпочитают использовать специальные учебные материалы, в том числе материалы, подготовленные для обучения носителей языка младшего возраста. Так, широко распространены и используются видеоролики для запоминания цифр, букв, цветов, начальной лексики. Но подобные учебные ролики не дают представления о живом общении на языке. Использовать же неадаптированные мультфильмы, видеорепортажи и т.п. учителя опасаются. Главное опасение – дети всё равно ничего не поймут, будут смотреть только на картинку и в результате затраченное время можно приравнять к потерянному.
Я позволю себе не согласиться с этим утверждением. По моему мнению, самым важным является не качество аутентичного материала, а качество подготовки учителя к просмотру. В принципе можно сказать, что нет такого видеоматериала, к которому нельзя было бы подобрать соответствующие уровню обучения задания. Другой вопрос, насколько обоснованным является использование того или иного материала в данный момент обучения. Это подводит нас к обсуждению цели использования аутентичных материалов.
На мой взгляд, в первую очередь использование аутентичных материалов имеет мотивационную функцию. «Настоящие», не учебные мультфильмы или видеоролики вызывают больший эмоциональный отклик у учащихся всех возрастов. Здесь мы имеем дело с сочетанием эстетического наслаждения более интересной историей и удовлетворения своей способностью ориентироваться в «настоящем» произведении. «Оказывается, я уже что-то понимаю!» - это важный вывод для учащихся на начальном этапе обучения. Он формирует позитивную установку на дальнейшую работу по изучению языка.
Второй важный момент – аутентичные материалы, в отличие от учебных, формируют умение ориентироваться в потоке звучащей речи, выделять ключевые слова и формировать общее понимание ситуации, что также поддерживается видео-основой.
Главный принцип, из которого нужно исходить при работе с аутентичным материалом на начальном этапе обучения, состоит в отказе от полного понимания звучащего текста. Мы заранее ориентируемся только на глобальное понимание, а также на выделение ключевых слов, и следовательно на аудирование с извлечением информации. В большинстве мультфильмов дети смогут расслышать общеупотребительные слова типа «здравствуйте», «спасибо», «а ты?», «здорово» и т.п., и порадоваться своим успехам. Но для работы на уроке этого, безусловно, недостаточно. Однако мы можем использовать видеоряд как основу для обсуждения. К просмотру необходимо подготовить список вопросов. Вопросы должны быть сформулированы в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Например, уже на второй год обучения можно сформулировать вопросы типа «Мальчик идет к врачу/в магазин», где учащимся необходимо выбрать правильный вариант. Также можно использовать вопросы формата «верно-неверно». Таким образом, основная работа происходит над соответствием текста вопросов видеоряду. Очень важно, чтобы количество вопросов, на которые можно ответить только по видеоряду, было достаточным, чтобы слабые учащиеся могли чувствовать свою способность ориентироваться хотя бы в половине вопросов. Для более сильных учащихся необходимо включить вопросы, рассчитанные на аудиовосприятие ключевых слов, для начала это могут быть имена персонажей.
В связи с мотивационной, по преимуществу, функцией и определенной трудоемкостью подготовки использование аутентичных видеоматериалов можно рекомендовать на завершающие уроки в четверти, когда весь материал уже пройден. В начальной школе просмотр мультфильма вместе с работой по тексту вопросов может занять примерно 20 минут, оставляя время на другую деятельность.
Важным вопросом является соответствие видеоматериала возрасту. Для начальных классов я использую мультфильмы из серии «Caillou». Это мультфильмы, предназначенные для носителей языка старшего дошкольного возраста. В них рассматриваются простые, но забавные бытовые ситуации, они не перегружены действием и персонажами, за сюжетной линией легко следить, а речь персонажей достаточно отчетлива. Это канадский мультсериал, поэтому он существует в английской и французской версии. Для учащихся средней школы, которые изучают язык как второй иностранный, я чаще использую ролики видеоблоггеров, предназначенные для подростковой аудитории, так как мультсериалы, предназначенные для более старшего возраста, слишком сложны по языку и сюжетным линиям, а детские мультики уже не интересуют подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение чтению на начальном этапе изучения иностранного языка
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты обучения чтению на начальном этапе изучения иностранного языка в начальной школе.Указаны этапы работы с текстом, приведены различные ви...
Обучение диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка
Ведущая цель изучения английского языка – коммуникативная. Мы знаем, что основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в школе является ком...
"Методика обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения иностранного языка"
Введение. Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения английского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения английскому языку. Обучен...
Использование песен на начальном этапе обучения иностранному языку
Использование песен на уроках английского языка является одним из эффективных приемов обучения и весьма актуальна по ряду причин. Ученики приобщаются к культуре стране изучаемого языка. Песни как...
Способы и приёмы изучения лексики на начальном этапе изучения иностранного языка.
Как выучить новые слова на иностранном языке....
Использование песен, рифмовок и игр на начальном этапе обучения иностранному языку
Использование стихов вызывает живой и неподдельный интерес у учащихся начальной школы....
Игровые формы обучения на начальном этапе изучения иностранных языков
Презентация+текст для семинара по теме "Игровые формы обучения на начальном этапе изучения иностранных языков"...