Компетентно-ориентированные задания как современный способ способствующий формированию всесторонне развитой личности.
статья

Козик Ирина Павловна

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка  позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетентно-ориентированные задания как современный способ способствующий формированию всесторонне развитой  личности.

Современная методика преподавания  диктует и новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция». Прежде чем подробно говорить о компетенции, давайте дадим определение данному понятию. Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не наличие у ученика определенных знаний, а умения разрешать трудности, которые могут возникнуть в различных жизненных ситуациях. Например, при освоении современной техники или во взаимоотношениях с людьми; при оценке собственных поступков или когда необходимо разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора профессии и оценке своей готовности к обучению в учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; в практической жизни при выполнении социальных ролей.

Специфика компетентностного обучения  состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания». Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании английского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Сразу отмечу, что таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного.

При составлении компетентно-ориентированных заданий я опиралась на такие характерные признаки как: имитация жизненной ситуации; адаптация к возрастному уровню учащихся; выход за рамки одной образовательной области; наличие более широкого набора задач по сравнению с обычными учебными задачами; набор данных, среди которых может быть лишняя информация; отсутствие части  необходимых данных, так как предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.

Процесс составления компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоёмкий и требует от учителя определенных навыков и знаний. Приведу основные требования к  КОЗ:

  • задание требует продвижения от воспроизведения известного образца     к самостоятельному пополнению знания.
  • задание требует поиска и разработки новых, не изучавшихся ранее подходов               к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес.
  • задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки                     и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения,  призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой,  коммуникативной задачей,  объемом, форматом.

Структура КОЗ достаточно чётко определена:

  • Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение
  • Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания
  • Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания
  • Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке
  • Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Формирование ключевых компетентностей на уроках английского языка занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках английского языка  позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентносто-ориентированные задания для 5 класса

Компетентностно-ориентированные задания для 5 класса работа в летнем лагере...

«Современные технологии и методы, способствующие формированию универсальных учебных действий»

Педагогическое исследование затрагивает педагогические технологии и методы, способствующие формированию универсальных умений обучающихся 5 класса по ФГОС...

Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 5-6 классов по теме "История возникновения Олимпийских Игр"

Спецификация компетентно-ориентированных заданий по физической культуре для учащихся 5-6 классов по теме "История возникновения Олимпийских Игр"...

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося

Художественный текст как способ формирования всесторонне развитой личности обучающегося...

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА УРОКАХ ОСНОВ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена современным педагогическим технологиям, которые способствуют формированию духовно-нравственного развития ребенка на уроках основ православной культуры. В современном мире перед школой...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...

Инструментарий формирования ФГ в современной школе (ориентация учащихся на практическую деятельность, использование контекстных и ситуационных задач); технологии, способствующие формированию ФГ (технологии проектной и исследовательской деятельности, ТРКМ,

Введение  функциональной грамотности в практику учебного процесса в образовательном учреждении. Направления функциональной грамотности, задачи реализации и технологии формировния....