ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
учебно-методический материал
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_kontrolya_znaniy_na_zanyatiyah_po_inostrannomu_yazyku.docx | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»
Подготовила:
Учитель английского языка
Кузнецова Ирина Викторовна
Долгопрудный,2021
Современный учебно-воспитательный процесс в школе предполагает взаимодействие учителя с учащимися и с родителями, учащихся друг с другом. Способность учителя организовать педагогическое общение с учащимися определяет во многом эффективность современного учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам, направленного на раскрытие личных способностей обучаемых и на овладение ими иностранным языком как средством межкультурного общения. Для того чтобы знать, как протекает учебно-воспитательный процесс, создается система контроля - постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализация решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
Приоритетным направлением работы на занятиях по иностранному языку является не только получение самих знаний по языку, но и умение и готовность обучающихся использовать эти знания в различных сферах профессиональной деятельности. Важным условием получения положительных результатов в процессе обучения является правильная организация контроля знаний и умений, получаемых в ходе работы над языком.
Под контролем обычно понимается определение уровня владения языком, который достигается обучающимися за определенный период работы. Кроме того, контроль является и частью самого процесса обучения, когда преподаватель оценивает, как обучающиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. Благодаря контролю преподаватель получает информацию как о результатах работы группы в целом, так и каждого обучающегося в отдельности. Контроль позволяет преподавателю определить уровень эффективности используемых им приемов обучения и внести необходимые коррективы. Контроль необходим и самим обучающимся, поскольку, свидетельствуя об их успехах или неудачах, он помогает повысить мотивацию к обучению.
Контроль в обучении иностранным языкам является составной частью учебно-воспитательного процесса. Ведущей задачей контроля является установление соответствия между реальным уровнем сформированности у учащихся языковой, речевой и социокультурной компетенции на иностранном языке и требованиями программы. Учитель в результате осуществления контроля получает информацию о качестве своей работы, об эффективности тех или иных приемов и методов обучения. Для ученика значение контроля заключается в том, что он стимулирует деятельность, повышает мотивацию к учению, показывает движение вперед в обучении.
Учителю при подготовке к уроку нужно помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Объектами контроля на занятиях по иностранному языку обычно являются: • знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция); • умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция); • знания о стране изучаемого языка и национальных особенностях речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция). Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие обучающимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности).
Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения обучающимися определенной части учебного материала.
Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала. Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего, уровня коммуникативной компетенции. В настоящее время на занятиях по иностранному языку, кроме традиционных методов контроля знаний обучающихся, все чаще используется тестовый контроль. В отличие от других видов контроля он имеет гораздо больше преимуществ, которые заключаются в объективности результатов, экономичности во времени (при проведении и проверке), создании одинаковых условий контроля для всех учащихся.
Тестология, как теория и практика тестирования, существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая обучение иностранным языкам. В последние годы тестирование, как способ контроля знаний, приобретает все большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Тест – это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности.
В основе тестовой формы контроля лежит использование заданий стандартного образца, которые получили название «теста», что в переводе означает испытание, исследование, проверка. Этот комплекс заданий существует в виде совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету.
Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Другим важным отличием является то, что тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основании личного суждения проверяющего. Обычно тест состоит из двух частей – информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий.
Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов. Тестовое задание содержит основу в виде утвердительного предложения, вопроса или небольшого текста. Тестовое задание может сопровождаться набором ответов, называемых также выборочными ответами или альтернативами. Среди ответов содержится один правильный ответ и несколько неправильных. Все варианты выбора должны быть приблизительно одной величины и относиться к одному уровню языковой трудности.
Характеристика контроля и его функции при обучении иностранному языку
Контроль - процесс определения уровня знаний, умений и навыков обучаемого и формулирование на этой основе отметки за определенный раздел программы. Контроль может иметь положительное или отрицательное влияние на обучение и овладение иностранным языком. Положительное влияние достигается тогда, когда при проведении контроля учитываются дидактические цели, задачи, принципы, условия, отбирается содержание с учетом действующих школьных стандартов, используются вариативные приемы и технологии контроля, знакомые учащимся.
Характеристика контроля:
- прозрачность предполагает осведомленность учащихся и их родителей о графике проведения контрольных мероприятий, о процедуре проведения контроля, об объектах контроля, о критериях оценивания;
- системность обеспечивает с одной стороны всеобъемлющую проверку коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности, с другой, научную организацию проведения и составления материалов для контроля;
- последовательность обеспечивает поэтапную проверку знаний, умений и навыков учащихся;
- согласованность предполагает единство действий всех учителей иностранного языка при проведении контроля и его оценивания;
- координация направлена на согласование графика контрольных мероприятий с учителями других предметов для ликвидации перегрузок учащихся;
- обратная связь проявляется в оценивании работ, выставлении отметок, в рекомендациях, позволяющих учащимся улучшить свои результаты;
- рефлексия позволяет учителю и учащемуся оценить результаты своей работы.
Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции.
Функции контроля:
- обучающая - обеспечивает систематизацию раннее усвоенного материала и реализуется на основе системы приобретенных навыков и умений;
- диагностирующая – позволяет своевременно обнаружить успешность /неуспешность в обучении;
- контролирующая – выявляет уровень знаний, умений и навыков проверяемых объектов; реализуется в ходе оценки результатов ученика, при выполнении задания. Оценка является основным показателем успешности обучения;
- корректирующая – позволяет в зависимости от полученных результатов строить дальнейшее обучение, корректируя все компоненты учебного процесса: цели, содержание, приемы и способы обучения и контроля, учебные материалы;
- оценочная – измеряет степень усвоения иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями программы и отражает ее с помощью отметки или общей оценки;
- воспитывающая - приучает школьников к систематической работе и самоанализу;
- развивающая - развивает рефлексивные навыки самооценки собственных достижений и определения причин своих затруднений;
- управленческая - обеспечивает управление процессом овладения языковым материалом и речевыми умениями.
В педагогической практике функции контроля не расчленяются, а реализуются в единстве. Особое значение при рассмотрении контроля придается единству его собственно контролирующей и обучающей функций. Суть единства этих функций заключается в том, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер, синтезировать ранее усвоенный материал и приобретенные умения, обеспечивать их повторение и закрепление.
Обратная связь является основной функцией контроля, обеспечивает управление процессом обучения. Она действует в направлении преподаватель – ученик, несет информацию об уровне успеваемости учеников, проводит диагностику отклонений учебных действий ученика, выявляет степень соответствия выбранной стратегии и тактике обучения. Она направлена на:
- выбор приемов, способов методики обучения;
- отбор упражнений;
- определение режима и длительности их выполнения;
- формирование системы всей учебной работы с учениками.
Такая информация позволяет проводить самооценку достижений в овладении языком, планировать свою дальнейшую деятельность.
В обучении иностранному языку к контролю предъявляется ряд требований:
- соответствие условиям обучения;
- соответствие современным лингводидактическим принципам;
- целенаправленность, т.е. контроль должен распространяться на определенные навыки и умения;
- объективность - обеспечивается использованием грамотных способов оценки учеников;
- систематичность - реализуется при регулярном проведении на всех этапах обучения;
- репрезентативность, т.е. контролем должен быть охвачен весь усвоенный языковой материал, который должен быть проверен;
- соответствие определенным качественным характеристикам, таким как объективность, репрезентативность, адекватность, надежность, экономичность, простота выявления и оценки результатов.
Формы контроля
В нашей стране при обучении иностранным языкам преимущественно использовался устный контроль. С введением ЕГЭ шире стали использоваться письменные формы контроля.
Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия ученика точно зафиксированы, в то время как при устном ответе учащиеся часто говорят предложение, затем тут же его исправляют, не заканчивают одно предложение и начинают другое и т.д.
Письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений. Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме. Применяя в этих случаях письменную проверку, невозможно проконтролировать ни произношение учащихся, ни темп их речи. Учитель не может судить о том, насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами, как свободно они заполняют их соответствующей лексикой.
Прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью контроля умений и навыков письма, а также для контроля умений переводить научно – популярную литературу со словарём. Для контроля правописания можно проводить короткие диктанты. Для проверки умения письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой, например: «опишите свой день, свою семью, чем вы занимаетесь в школе, напишите письмо» и т. д.
Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.
Различают контроль индивидуальный и фронтальный.
Фронтальная форма – одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу, активизирующая деятельность каждого ученика, которая может проводиться несколько раз в течение урока. Её целесообразно использовать для контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом случае учащимся дается открытая установка.
Открытый фронтальный контроль можно применить при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома».
Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль. Именно регулярный письменный контроль прививает лингвистическую бдительность и точность.
Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.
Преимущество фронтального контроля в том, что он держит в напряжении весь коллектив, ученики знают, что в любую секунду они могут быть спрошены, их внимание сосредоточено, мысли сконцентрированы вокруг той работы, которая ведётся. Поэтому фронтальный опрос является более совершенной формой проверки. Однако и ему присущи недостатки, которые особенно сказываются в тех случаях, когда требуется проверить умения учащихся в монологической и диалогической устной речи. Если учащиеся научились правильно и быстро, с хорошим произношением, составлять предложения по подстановочной таблице, задавать вопросы, отвечать на вопросы, отдавать распоряжения – это ещё не означает, что они могут сделать связное сообщение по теме или вести между собой беседу в связи с заданной ситуацией. Для того, чтобы проверить эти умения, необходим индивидуальный контроль, при котором можно было бы вызвать одного ученика (в случае проверки монологической устной речи) или двух учеников (в случае проверки умений диалогической речи) и прослушать их высказывания или беседу.
Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль.
Индивидуальный контроль должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.
Важно, чтобы индивидуальный контроль органично входил в созданную на уроке атмосферу общения, поэтому его следует осуществлять в скрытой для учащихся форме.
При индивидуальном контроле недопустимо, чтобы несколько учеников выходили к доске и произносили один и тот же заученный текст. Индивидуальный контроль при чтении и аудировании также следует включать в коммуникативную деятельность, когда понимание текста является лишь отправным моментом для решения задач более широкого плана: использовать информацию, содержащуюся в тексте, в высказывании по теме, сделать иллюстрации к тексту, написать реферат, рецензию и т. д. Индивидуальный контроль может носить и открытый характер, в частности, когда следует проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания). В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель – ученик» и оно имеет место только в учебных условиях. При этом роли партнёров фиксированы и неравноправны. Преподаватель управляет общением и деятельностью обучаемого. Подобное зависимое положение ученика и статусное неравенство не способствуют свободе общения, приводят к скованности, снижает мотивацию. При контроле это усугубляется ожиданием оценки и отрицательно сказывается на его результатах. Ещё одним существенным недостатком индивидуального контроля является вынужденная пассивность класса в течение значительной части урока, когда ученики по 4-5 минут пересказывают текст, делают сообщения по теме, участвуют в диалогах и т. п., и даже в тех случаях, когда учителю удаётся опросить таким образом 10 и более, учащихся, часть класса остаётся не охваченной работой. Те же школьники которые уже успели высказаться, также в течение ближайших 20 минут оказываются не вовлечёнными в активную работу. Таким образом, что даже небольшой по времени индивидуальный контроль приводит к относительной пассивности всего коллектива и выступающий имеет возможность практиковаться на уроке в связной устной речи не более 3-4 минут.
В настоящее время на уроках широко используется парная и групповая формы работы – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала; особо эффективно его применение для развития диалогической речи. Эта форма контроля может носить как скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся «откровенно» контрольная установка, например, ответить на вопросы партнёра или обсудить какую-либо тему, используя определённый языковой материал. Если работа проводится на материале достаточного объёма, оценка выставляется в баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном опросе. При парной и групповой работе решаются коммуникативные задачи (диалогическая речь, монологическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый характер. Учащиеся, получившие роли, репетируют их, затем выступают перед классом. Учитель прислушивается к работе учащихся (в технически оборудованных классах попеременно подключается к ним). Он наблюдает за ходом работы большинства пар, присоединяясь к ним как собеседник, одна – две пары или один из группы выступают затем перед классом. В результате оценки в баллах выставляются почти всем ученикам. Общение «ученик – ученик» происходит намного более комфортно и естественно. Общающиеся, находясь в равном положении, чувствуют себя раскованно, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования, желание проявить себя с наилучшей стороны, что стимулирует речевую активность общающихся. Следовательно, при контроле партнёром ученика должен быть другой ученик.
Таким образом, лучшим видом контроля будет комбинированный контроль, при котором не более 10 минут урока будет уделяться проверке умений монологической речи (при этом должны быть спрошены не менее трёх учащихся в случае монологического высказывания и не менее трёх пар учащихся в случае диалогической речи), т.е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. Причём учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.
Виды контроля
По иностранному языку осуществляются следующие известные виды контроля:
1. Текущий
2. Промежуточный
3. Итоговый
4. Тематический
5. Отсроченный
6. Входной
7. Внутришкольный
8. Самоконтроль
Текущий (поурочный) контроль осуществляется на каждом уроке в соответствии с целями и задачами урока и призван обеспечивать своевременную обратную связь, способствовать улучшению учебного процесса. Текущий контроль систематичен, оперативен, разнообразен по формам, видам и средствам проведения. Текущий контроль часто бывает комбинированным и многофункциональным, проверяет одновременно несколько видов навыков и умений, например, различных видов речевой деятельности и аспектов языка. Текущий контроль обычно проверяет усвоение учащимися знаний, умений и навыков применения нового учебного материала, устанавливает пробелы в их обучении, помогает учителю и учащемуся корректировать методы преподавания и учения, планировать дальнейший процесс обучения.
Формы проведения:
- опрос (фронтальный, индивидуальный, комбинированный, взаимный);
- наблюдения;
- собеседование;
- анкетирование;
- тестирование;
- контрольная работа;
- оценочные суждения;
- ролевая игра;
- защита проекта;
- формат «открытая книга» (разрешено использовать справочную или учебную литературу).
Чаще всего текущий контроль проводится в форме тестирования.
Наиболее часто используемые для контроля знаний, умений и навыков виды тестовых заданий:
- для чтения:
1) на установление соответствия;
2) на установление последовательности частей текста;
3) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
4) идентификацию;
5) на альтернативный ответ;
6) на заполнение таблиц, схем;
7) заполнение пропусков в тексте.
- для аудирования:
1) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
2) идентификацию;
3) на альтернативный ответ;
4) на заполнение таблиц, схем.
- для говорения:
на расширение ситуаций монологического и диалогического характера
различных типов и видов.
- для письма:
1) заполнение анкет и бланков различного типа;
2) написание письменных высказываний различных типов: открыток, личных и деловых писем, сочинений, статей, проектов.
- для лексики и грамматики:
1) на установление соответствия;
2) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
3) на идентификацию и дифференциацию;
4) на трансформацию;
5) на подстановку;
6) на ранжировку;
7)на редактирование;
8) заполнение пропусков в тексте.
- для фонетики:
1) на установление соответствия;
2) на трансформацию;
3) на подстановку;
4) на дифференциацию.
- для проверки социокультурных знаний, умений и навыков:
1) на установление соответствия;
2) с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
3)идентификацию и дифференциацию;
4) на трансформацию;
5) на подстановку;
6) на группировку.
Отметка является показателем результатов учебной деятельности на данном этапе обучения. Необходимо использовать технологическую карту учета успеваемости учащихся по видам речевой деятельности и аспектам языка.
Рекомендуется использовать на уроке следующие формы поурочного контроля:
- диагностический;
- обучающий;
- развивающий;
- воспитательный;
- корригирующий;
- мотивационно-стимулирующий;
- обобщающий, входной;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль и т. д.
Материалы текущего контроля составляются для класса учителем, ведущим иностранный язык в данном классе.
Промежуточный (периодический) контроль проводится по завершению раздела темы или в конце четверти в соответствии с учебно-тематическим планом. Его цель- установление уровня усвоения знаний, умений и навыков на определенном этапе обучения.
Материалы промежуточного и итогового контроля составляются группой учителей, утверждаются на метод объединении и являются обязательными для всех классов. Проводится по графику, составленному руководителем МО школы вместе с учителями ИЯ и администрацией ОУ.
Промежуточный контроль предусматривает проверку уровня владения и качеством обученности учащихся по видам речевой деятельности и аспектам языка на данном этапе обучения в соответствии с программными требованиями. Промежуточный контроль проводится в течение года по графику ОУ с 2 по 11класс 1 или 2 раза в четверть (триместр). Продолжительность промежуточного контроля - 40-45 минут. Форма проведения данного контроля – контрольная работа. Количество контрольных работ в учебном году - 5-6 . Учащиеся не имеют объемного домашнего задания в день контрольной работы, кроме повторения пройденного материала.
Промежуточный итоговый контроль проводится в конце учебного года (по решению администрации ОУ) в следующих классах - 2, 3, 5, 6, 7, 8,10. Промежуточный контроль вносится во внутришкольный график проведения контрольных работ. Виды речевой деятельности и аспекты языка определяются администрацией ОУ и руководителем МО.
Итоговый контроль проводится по завершении определенного этапа обучения (начальной школы, основной школы и старшей школы). Итоговый контроль направлен на выявление достигнутого уровня обученности учащегося, определение степени сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.
В настоящее время итоговый контроль в форме ЕГЭ определяет уровень подготовки выпускников средней (полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью итоговой аттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения. Итоговый контроль свидетельствует об эффективности программы обучения, выбранного УМК, работы учителя и учащегося. При итоговом контроле доминирует оценочная функция.
Для 4, 9,11 классов формы итогового контроля следующие:
4 класс - мониторинг, мини-ГИА;
9 класс - итоговая аттестация или ГИА;
11 класс - ЕГЭ.
Тематический контроль проводится по завершении темы, блока в учебнике.
Отсроченный контроль проводится по истечении длительного времени после прохождения учебного материала с целью выявления прочности полученных знаний, умений и навыков по разделу либо по теме.
Входной контроль направлен на установление уровня коммуникативной компетенции нового учащегося с целью правильного его размещения и выявления его сильных и слабых сторон для планирования его дальнейшего обучения.
Внутришкольный контроль представляет собой обследование, осуществляемое руководством школы, для проверки соблюдения работниками школы законодательных и нормативно- правовых норм в области образования. Цель внутришкольного контроля – совершенствование учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении, повышение качества обучения, развитие профессиональной компетентности учителей.
Методами внутришкольного контроля являются:
- наблюдение;
- проверка документации;
- собеседование с учащимися и учителями;
- контрольная работа (срез);
- анкетирование (открытое и закрытое);
- тестирование, анализ проведенного урока;
- внеклассного мероприятия.
В настоящее время одной из форм внутришкольного контроля является самоаудит, который проводится администрацией школы для объективного оценивания учащихся. Как правило, подготовка материалов для проверки умений и навыков учащихся и экспертиза состояния преподавания осуществляется приглашенными специалистами.
Самоконтроль - форма контроля, объектом которого является деятельность самого контролирующего субъекта. Самоконтроль направлен на развитие способности учащегося самостоятельно оценивать и регулировать производимые им действия с целью достижения соответствия полученного результата требуемому.
В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:
1. Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам;
2. Альтернативный выбор (true-false);
3. Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;
5. Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связный текст из отдельных частей или предложения из данных слов;
6. Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;
7. Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;
8. Трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу;
9. Внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста;
10. Межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка;
11. Клоуз-тест (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком. При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение и т.д.).
Составляя тест, необходимо учитывать: • цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; • характер материала, усвоение которого необходимо выявить; • возрастные особенности испытуемых.
Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов:
• наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания;
• наличие определенного места для ответов;
• одинаковость правил оценки ответов; • правильность расположения элементов задания;
• одинаковость инструкции для всех испытуемых;
• адекватность инструкции форме и содержанию задания. Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности, кратким.
В тест не рекомендуется включать традиционные вопросы, требующие многословных ответов. Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности, надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста.
Содержание теста определяется рядом принципов: • соответствие содержания теста целям тестирования; • определение значимости проверяемых знаний; • взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; • комплексность и сбалансированность содержания теста; • системность и вариативность содержания. Не менее важным является шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов.
Процесс составления теста протекает в несколько этапов: • выбор адекватного теста; • определение общего количества и характера слов, которые следует убрать из текста; • выбор стиля теста (он должен соответствовать требованиям тестирования); • составление четких инструкций к тесту и тестируемым; • объяснение обучающимся, что перед выполнением теста необходимо прочитать весь текст, так как в середине или еще где-нибудь может содержаться ответ на часть вопросов. Важно, чтобы обучающиеся были заранее ознакомлены с технологией выполнения как тестов вообще, так и конкретно предложенного теста в частности – в этом залог его успешного выполнения.
Таким образом, использование тестов в процессе контроля знаний обучающихся достаточно эффективно при правильном выборе материала и грамотном построении вопросов. Кроме того, объективный тестовый контроль, проводимый в процессе обучения, характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность обучающихся за выполняемую работу, приучая их к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Тестирование позволяет своевременно определить успехи обучающихся, выявить пробелы в знаниях.
Оценивание.
Задача оценивания состоит в правильном определении степени овладения учащимися коммуникативной иноязычной компетенцией в соответствии с требованиями стандарта и программы. Применяются отметочная и безотметочная системы оценивания. Отметка представляет собой условное выражение оценки знаний, навыков и умений.
Наиболее распространенными в практике преподавания являются следующие стратегии оценивания учебных достижений:
1) соотнесение с результатами других обучаемых и субъективный вывод «нормы»;
2) соотнесение с критериями;
3) соотнесение начального и конечного результата обучаемого, т.е. оценивается динамика прогресса.
В настоящее время на первый план выдвигается оценивание по шкалам и критериям.
Заключение
Проблемы контроля являются актуальными как для педагогической теории, так и для педагогической практики, т.к. повышение качества преподавания и обучения напрямую связано с улучшением системы контроля.
На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания.
При обучении иностранному языку могут использоваться как устная, так и письменная формы контроля, однако предпочтение должно отдаваться устным формам.
В обучении языку и в контроле, слитом с обучением, наиболее целесообразны фронтальные формы работы, при проверке же умений в устной речи, чтении и письме необходимы индивидуальные формы. Индивидуальный контроль в этих случаях должен комбинироваться с фронтальным. Устранить недостатки индивидуального контроля при проверке устной речи помогает использование технических средств.
Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность и соблюдение воспитательного воздействия контроля.
Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Современные тенденции учебных программ предполагают усиление коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам. Поэтому теперь контроль чаще рассматривается под углом зрения направленности внимания учащихся на чисто контролирующую или обучающую его функцию, на смысловую сторону речи или на её «строительный материал». Поэтому содержание и организацию контроля речевых умений рассматривают в тесном единстве с контролем их материальной основы - языкового материала. Такой ракурс помогает учителю органично включить контроль в урок, ориентируясь на новые нормы оценок, а это в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения иностранному языку в целом.
Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения. Проводя контроль, необходимо приучать школьников к мысли, что они выполняют задание потому, что таково условие успешного участия в общей работе на уроке.
Список литературы
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М., «Аркти», 2003.
- Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Академия, 2007.
- Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – Спб.: Каро, 2004.
- Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам//Иностранный язык в школе. М.,1984, №6.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская , А.Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 2000. - 522с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М., «Просвещение», 1988.
- Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М., 2009, №1.
- Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе. /Под редакцией Миролюбова А. А.- М.,1981.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.
- Чурина К.В., Зимина Е.К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1214-1217.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"
Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и занятиях по иностранному языку
Воспитание культуры здоровья и использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- ценность здоровья человека, которое должно стать качественной характеристикой современного общества...
Инновационные технологии в образовательном процессе при обучении иностранному языку (из опыта работы)
В статье автор обобщает свой опыт работы по изучению иностранного языка в сельской школе и применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и ...
"Использование современных образовательных технологий при конструировании учебных занятий по иностранному языку."
педагогические технологии при обучении иностранному языку, применяемые комплексно при конструировании занятий по английскому языку: Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обуче...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Статья по теме:"ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"В данной статье рассмотрена актуальность и важность использования тестовых заданий для оценки знани...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...