ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка по английскому языку

Кузнецова (Венгловская) Ирина Викторовна

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Учитель английского языка: Кузнецова Ирина Викторовна

Приоритетным направлением работы на занятиях по иностранному языку является не только получение самих знаний по языку, но и умение и готовность обучающихся использовать эти знания в различных сферах профессиональной деятельности. Важным условием получения положительных результатов в процессе обучения является правильная организация контроля знаний и умений, получаемых в ходе работы над языком.

Под контролем обычно понимается определение уровня владения языком, который достигается обучающимися за определенный период работы. Кроме того, контроль является и частью самого процесса обучения, когда преподаватель оценивает, как обучающиеся усвоили пройденный материал и могут им пользоваться в практических целях. Благодаря контролю преподаватель получает информацию как о результатах работы группы в целом, так и каждого обучающегося в отдельности. Контроль позволяет преподавателю определить уровень эффективности используемых им приемов обучения и внести необходимые коррективы. Контроль необходим и самим обучающимся, поскольку, свидетельствуя об их успехах или неудачах, он помогает повысить мотивацию к обучению.

Объектами контроля на занятиях по иностранному языку обычно являются: • знания и сформированные на их основе речевые навыки (языковая компетенция); • умения пользоваться приобретенными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция); • знания о стране изучаемого языка и национальных особенностях речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция). Различают предварительный, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля. Цель предварительного контроля (или контроля готовности к овладению деятельностью) заключается в том, чтобы установить исходный уровень владения языком и присущие обучающимся индивидуально-психологические качества, которые способствуют успешности обучения (память, внимание, интересы, общее развитие, склонности).

Текущий контроль позволяет судить об успешности овладения языком, процессе становления и развития речевых навыков и умений. Этот контроль должен быть регулярным и направленным на проверку усвоения обучающимися определенной части учебного материала.

Промежуточный контроль проводится по завершении изучения темы. Он позволяет судить об эффективности овладения разделом программного материала. Итоговый контроль направлен на установление уровня владения языком, достигнутого в результате усвоения значительного по объему материала (в конце семестра, учебного года). Особенность такого контроля заключается в его направленности на определение, прежде всего, уровня коммуникативной компетенции. В настоящее время на занятиях по иностранному языку, кроме традиционных методов контроля знаний обучающихся, все чаще используется тестовый контроль. В отличие от других видов контроля он имеет гораздо больше преимуществ, которые заключаются в объективности результатов, экономичности во времени (при проведении и проверке), создании одинаковых условий контроля для всех учащихся.

Тестология, как теория и практика тестирования, существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая обучение иностранным языкам. В последние годы тестирование, как способ контроля знаний, приобретает все большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Тест – это система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень владения языком с помощью специальной шкалы результатов. Тесты также широко применяются для определения способностей, умственного развития и других характеристик личности.

В основе тестовой формы контроля лежит использование заданий стандартного образца, которые получили название «теста», что в переводе означает испытание, исследование, проверка. Этот комплекс заданий существует в виде совокупности вопросов, обеспечивающих однозначность ответов испытуемых. Имеющийся эталон ответа гарантирует объективность результатов тестирования, которые поддаются количественному учету.

Основное отличие теста от контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Другим важным отличием является то, что тесты проходят процедуру стандартизации. Поэтому отметка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью, чем оценка контрольной работы, вынесенная на основании личного суждения проверяющего. Обычно тест состоит из двух частей – информационной и операционной. Информационная часть содержит ясно и просто сформулированную инструкцию и примеры правильного выполнения заданий.

Операционная часть состоит из некоторого количества заданий или вопросов. Тестовое задание содержит основу в виде утвердительного предложения, вопроса или небольшого текста. Тестовое задание может сопровождаться набором ответов, называемых также выборочными ответами или альтернативами. Среди ответов содержится один правильный ответ и несколько неправильных. Все варианты выбора должны быть приблизительно одной величины и относиться к одному уровню языковой трудности.

В современной методической литературе выделяют следующие виды тестовых заданий:

1. Перекрестный выбор (matching) – задание заключается в подборе пар из двух блоков по тем или иным признакам;

2. Альтернативный выбор (true-false);

3. Множественный выбор (multiple choice) – задание заключается в выборе правильного ответа из трех и более вариантов;

5. Упорядочение (rearrangement) – используется для проверки умения составить связный текст из отдельных частей или предложения из данных слов;

6. Завершение (completion) – учащимся предлагается самостоятельно закончить предложение, руководствуясь смыслом;

7. Подстановка (substitution) – выполнение задания предусматривает изменение формы слова или структуры предложения в целом;

8. Трансформация – выполнение задания предусматривает изменение предложения согласно образцу;

9. Внутриязыковое перефразирование – суть задания состоит в передачи своими словами содержания текста;

10. Межъязыковое перефразирование – предполагает умение обучающихся найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка;

11. Клоуз-тест (cloze test) – предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. С его помощью проверяют общий уровень владения языком. При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение и т.д.).

Составляя тест, необходимо учитывать: • цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; • характер материала, усвоение которого необходимо выявить; • возрастные особенности испытуемых.

Как и любая методика оценки знаний, технология тестирования содержит ряд обязательных требований к составлению тестовых материалов:

• наличие цели, краткость, технологичность, логическая форма высказывания;

• наличие определенного места для ответов;

• одинаковость правил оценки ответов; • правильность расположения элементов задания;

• одинаковость инструкции для всех испытуемых;

• адекватность инструкции форме и содержанию задания. Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности, кратким.

В тест не рекомендуется включать традиционные вопросы, требующие многословных ответов. Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности, надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста.

Содержание теста определяется рядом принципов: • соответствие содержания теста целям тестирования; • определение значимости проверяемых знаний; • взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; • комплексность и сбалансированность содержания теста; • системность и вариативность содержания. Не менее важным является шрифтовое и цветовое выделение вопроса и ответов.

Процесс составления теста протекает в несколько этапов: • выбор адекватного теста; • определение общего количества и характера слов, которые следует убрать из текста; • выбор стиля теста (он должен соответствовать требованиям тестирования); • составление четких инструкций к тесту и тестируемым; • объяснение обучающимся, что перед выполнением теста необходимо прочитать весь текст, так как в середине или еще где-нибудь может содержаться ответ на часть вопросов. Важно, чтобы обучающиеся были заранее ознакомлены с технологией выполнения как тестов вообще, так и конкретно предложенного теста в частности – в этом залог его успешного выполнения.

Таким образом, использование тестов в процессе контроля знаний обучающихся достаточно эффективно при правильном выборе материала и грамотном построении вопросов. Кроме того, объективный тестовый контроль, проводимый в процессе обучения, характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность обучающихся за выполняемую работу, приучая их к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.

Тестирование позволяет своевременно определить успехи обучающихся, выявить пробелы в знаниях.

Литература

1. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Академия, 2007.

2. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. – Спб.: Каро, 2004.

3. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 432 с.

 4. Чурина К.В., Зимина Е.К. Тестирование как форма контроля результатов обучения // Молодой ученый. – 2015. – № 9. – С. 1214-1217.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по методической теме: "Контроль как средство повышения качества знаний учащихся на уроках иностранного языка"

Нередко в школьной практике учителя оценивают умения учащихся владеть иноязычной речью только путем учета ошибок в произношении, лексике и грамматике. Вместо того чтобы установить достижения ученика, ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и занятиях по иностранному языку

Воспитание культуры здоровья и использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- ценность здоровья человека, которое должно стать качественной характеристикой современного общества...

Инновационные технологии в образовательном процессе при обучении иностранному языку (из опыта работы)

В статье автор  обобщает свой опыт работы  по изучению иностранного языка в сельской школе и  применении новых информационных технологий. Это не только новые технические средства, но и ...

"Использование современных образовательных технологий при конструировании учебных занятий по иностранному языку."

педагогические технологии при обучении иностранному языку,  применяемые комплексно при конструировании занятий по английскому языку:  Развивающее обучениеЛичностно-ориентированное обуче...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья по теме:"ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"В данной статье рассмотрена актуальность и важность использования тестовых заданий для оценки знани...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...