Развитие социокультурной компетенции при обучении иностранному языку
статья (7 класс)

Милованова Любовь Андреевна

Благоприятное взаимодействие культур может снимать напряжённость, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понимание особенностей культуры разных народов важно для развития умения общаться в различных жизненных ситуациях в современном поликультурном мире. При изучении культурного богатства родной страны и страны изучаемого языка мы выявляем духовное содержание культурного наследия, превращаем его в собственное достояние, учимся видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом. Именно поэтому одной из важных задач является развитие социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социокультурной компетенции

при обучении иностранному языку

Каждый народ имеет свои обычаи, традиции, культуру, политическое и государственное устройство. Все это сказывается на особенностях деловых отношений и принятых правил поведения. Благоприятное взаимодействие культур может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понимание особенностей культуры разных народов важно для развития умения общаться в различных жизненных ситуациях в современном мире. [1]  Именно поэтому одной из важных задач является развитие социокультурной компетенции, которая включает:

  • понимание пословиц, поговорок, фразеологизмов и специфической лексики, отражающей особенности языка или явления, умение оправданно и эффективно применять «лексику с социокультурным компонентом»  в ситуациях общения - развитие лингвострановедческой компетенции;
  • представление о географическом положении страны, её природных, экономических и политических условиях, о быте и досуге людей; традициях, обычаях, социальных установках, ценностных ориентациях, представлениях о высших добродетелях и пороках, проявляющихся в произведениях искусства и типичных способах поведения и общения – развитие страноведческой компетенции;
  • умение пользоваться знаниями исторического и культурологического характера для достижения взаимопонимания с носителями культуры страны изучаемого языка – развитие культурологической компетенции. [2]

При изучении культурного богатства родной страны и страны изучаемого языка мы выявляем духовное содержание культурного наследия, превращаем его в собственное достояние, учимся видеть особенности своей культуры в контексте культур других народов и мировой культуры в целом.

Такой подход апеллирует к интеллекту и эмоциональной сфере, предоставляет учащимся больше возможностей для расширения их кругозора, поддерживает интерес к изучаемому языку, способствует решению коммуникативных, воспитательных и развивающих задач и обеспечивает повышение эффективности обучения. [3]

На уроках иностранного языка можно читать художественную и публицистическую литературу, прагматические тексты (карты, меню, рекламные проспекты, расписание движения транспорта, газетные статьи (новости), чеки, проездные билеты, этикетки на товарах, почтовые марки и открытки) и выполнять задания к таким текстам для развития социокультурной компетенции. [4]

Например, посмотрите на карту и найдите названия стран. Какую страну (какие страны) вы хотели бы посетить? Посмотрите на карту и скажите, какими морями и океанами она омывается? Какие города вы видите? Когда мы изучаем тему: «Asking the way» («Маршрут»), то стараюсь использовать в работе карту реально существующего города.

Задания к прагматическим текстам страноведческого содержания могут зависеть от уровня языковой подготовки и целей:

  • развитие лексических и орфографических навыков (выпишите названия традиционных блюд русской кухни; составьте меню; выпишите из рекламного проспекта слова и фразы, которые характеризуют качества рекламируемого товара);
  • развитие грамматических навыков (посмотрите на чек / этикетки товаров / рекламный проспект и сравните стоимость товаров);
  • развитие умений говорения (изучите расписание движения транспорта и стоимость проездных билетов и смоделируете ситуацию общения по теме: «Покупка проездных билетов»);
  • развитие умений аудирования (прослушайте аудиофрагмент: https://www.youtube.com/watch?v=QlifMpIwPus   и ответьте на вопросы: What did Natasha do wrong? What should Natasha do?);  
  • развитие умений чтения и письма (прочитайте газетную статью о почтовых марках и открытках, посмотрите на картинки с изображением открыток и почтовых марок, выпишите названия стран происхождения представленных марок и напишите о своём впечатлении о статье; по желанию можно написать письмо другу, родственнику, Деду Морозу)

Иллюстрированные тексты страноведческого характера помогут в развитии лингвострановедческой компетенции.  Например, «English weather idioms» - фразеологизмы, связанные с темой природы и погоды, столь любимой жителями Туманного Альбиона; или «Die beliebtesten Slogans der Bundesländer»  («Любимые слоганы федеральных земель Германии»); иллюстрированные пословицы / поговорки родного языка и их иноязычные варианты. Тематика текстов для развития страноведческой и культурологической компетенций может быть такой: «Английские манеры», «Правила поведения за столом», «Традиционная одежда», «Традиции и праздники», «Исторические события», «Достопримечательности» и «Образ жизни семьи».

Развивать социокультурную компетенцию на уроках иностранного языка можно при проведении викторины, организации литературной или музыкальной гостиной, просмотре фильмов и ролевых играх.  Когда мы развиваем социокультурную компетенцию, мы:

  • расширяем кругозор учащихся;
  • апеллируем к интеллекту и эмоциональной сфере обучающихся;
  • развиваем чувства патриотизма и толерантности;
  • сочетаем обучение с воспитанием;
  • делаем мир лучше и добрее

ИСТОЧНИКИ:

[1] Елена Викторовна Мельникова «Культура и традиции народов мира (этнопсихологический аспект), Москва, Диалог культур, 2006 – 304 с. (см. стр. 8-10, 251-252)

[2] Завальнева Марина Дмитриевна, «Развитие социокультурной компетенции путем использования проектной технологии», Челябинск, 2019 

http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/5662/%D0%97%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B0%20%D0%9C.%D0%94.pdf  (см. стр. 12-13, стр. 41)

[3] Абакумова Ирина Анатольевна, Карпова Галина Фёдоровна  «Особенности обучения иностранным языкам в контексте диалога культур // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN616.pdf (доступ свободный)

[4] Новиков Денис Александрович, «Развитие социокультурной компетенции на уроках английского языка у учащихся общеобразовательной школы на основе аутентичных текстов», Старый Оскол, 2015:  http://sh34oskol.ru/wp-content/uploads/Описание-АПО-Новиков-Д.А.pdf (стр.13, Приложение 2-4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

«Развитие коммуникативных компетенций при обучении иностранному языку»

Представленная работа посвящена теме «Развитие коммуникативных компетенций при обучении  иностранному языку».   С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с че...

Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранным языками е роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного оношения к иной культуре.

Социокультурная компетенция- готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народов стран изучаемого языка, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и си...

«Создание педагогических условий реализации социокультурной компетенции при обучении иностранному языку и ее роль в приобщении детей к новому социальному опыту и воспитанию толерантного отношения к иной культуре»

Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Он предполагает учет потребностей и интерес...

Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку

Статья о необходимости формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка...

Формирование социокультурной компетенции в обучении иностранному языку

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как я...