Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.
учебно-методический материал (9 класс)
Актуальное членение предложения
Актуализация
Актуальная информация в предложении
Передача актуальной информации
Тема и рема Тема
Рема
Строй текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnoe_chlenenie_predlozhenie.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальное членение предложение. Тема и рема. Средства выражения актуального членения.
Актуальное членение предложения
- Разделение предложения в конкретной коммуникативной ситуации на исходную часть сообщения (тему) и новую часть сообщения (рему).
- Чешский языковед В.Матезиус (1882-1945).
Актуализация
o Актуализация (Ш.Балли) – превращение языкового знака в акте коммуникации в значимый.
o Тот угол зрения, под которым подается вещественная информация.
o Одно и то же предложение из-за коммуникативной цели говорящего может приобретать разный смысл.
Актуальная информация в предложении
В четверг я дам тебе книгу. | Сообщение о факте в целом |
Книгу я дам тебе в четверг. | Книга будет дана в четверг |
В четверг я дам книгу тебе. | Книга будет дана адресату сообщения |
В четверг книгу дам тебе я. | Книгу даст именно говорящий |
В четверг книгу я тебе дам. | Передача книги состоится |
Передача актуальной информации
Актуальная информация передается:
· с помощью последовательности элементов предложения,
· местом логического ударения,
· членением предложения на тему и рему.
Тема и рема Тема – это то, что служит отправной точкой предложения. Своеобразный трамплин для развертывания актуальной информации. Обычно в какой-то мере известно адресату сообщения. В четверг я… / Книгу я… / В четверг я… /
Рема – это то, что сообщается о теме Составляет ядро и основное содержание высказывания.
…дам тебе книгу.
…дам тебе в четверг.
…дам книгу тебе.
Общие средства актуальной организации высказывания
· Порядок слов – расположение элементов структуры предложения в определенной линейной последовательности.
· Интонация – как средство актуального членения проявляется в устной речи.
Порядок слов
· Нейтральная речь: Тема + рема:
В Петербурге / появится сквер Виктора Цоя.
· Экспрессивная речь: рема + тема:
Уж очень востребованы ныне / молодежные танцевальные коллективы
Интонация
Ее функции:
1. обозначает границу между темой и ремой;
2. фразовым ударением отмечает центр ремы
Способы выделения темы
· Именительный темы:
Научный потенциал. Как им распорядиться?; Гастроли в Москве. Что они значат?
· Делиберативный оборот:
Что касается…то; Если говорить о… то стоит заметить
Способы выделения ремы
· Порядок слов
· Частицы: Осень / только началась; То, что фестиваль / проходит именно в Москве, / символично
· Парцелляция: Все тут друг с другом знакомы. Но шапочно
Деление на тему и рему не связано с грамматическим членением (на подлежащее и сказуемое)
Тема / рема – прямой порядок | - Где собаки? - Собак (Т.) / прогнали дворники (Р.) – прямой порядок, что не связано с позицией сказуемое-подлежащее. |
Рема / тема – инверсия. | - Дворники прогнали (Р.) / собак (Т.) – обратный порядок |
Порядок Р – Т как один из способов выражения субъективно-модальных значений
· Рема перед Темой выделяется за счет логического ударения во фразе.
- Где заяц?
- В шляпе (Р.)/ заяц (Т.).
Нечленимые высказывания – те, которые не членятся на Тему и Рему
- Служил на Кавказе офицером один барин. - У попа была собака. - В правительстве происходит постепенная смена людей. | · Нейтральным порядком слов в нечленимых высказываниях считается последовательность: сказуемое – подлежащее. · Обычно располагаются в начале текста и выполняют роль зачина |
Строй текста
· Строй текста определяется характером связи соседних предложений, то есть тем, как соотносится тема и рема последующего предложения с темой и ремой предшествующего.
· Различают 2 вида связи предложений: цепная связь (У меня есть подруга Вера. Вера / – студентка. Учиться / она любит) и параллельная связь (Вера – студентка. Вера интересуется астрономией).
Параллельный и последовательный строй текста Цепная связь (последовательный строй текста):
Т1 – Р1 / Т2(Р1) – Р2 / Т3(Р2) – Р3.
У меня есть подруга Вера. Она / очень любит кошек. Этих животных / у нее больше пяти.
Паралельная связь (параллельный строй текста):
Т1- Р1; Т2 – Р2; Т3 – Р3 + общая тема
Солнце / светит ярко, // и лучи его / купаются в лужах с воробьями. / Речка / надувается и темнеет.
Способы реализации цепной связи
Повтор слова | У меня есть подруга Вера. Вера – студентка. |
Замена местоимением | У меня есть подруга Вера. Она студентка. |
Замена синонимом | Вера любит помидоры. Томаты составляют основу ее рациона. |
Замена перифразой (описательным наименованием) | Вера не пьет пиво. Янтарный напиток ей не по вкусу. |
Параллельная связь Компоненты не взаимосвязаны, они сопоставляются. Предложения в смысловом отношении независимые. Предложения объединяет общая тема (топик). Параллельная связь больше тяготеет к описанию.
Маша рисует елку. Игорь читает книгу. Зина поет песню.
Нашу верность проверили каленым железом. Нашу гордость испытали танками.
Способы реализации параллельной связи
Структурный параллелизм Анафора (единоначатие 2-х соседних предложений) | Налево темнел лес. Направо чернел овраг. Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Маргарита Николаевна могла купить себе все, что угодно. |
Виды связи предложений и строй текста Параллельная связь - текст параллельного строя. Цепная связь – текст последовательного строя. Реальный текст все время переходит от одного строя речи к другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Пятно как средство выражения"
Методическая разработка по теме " Пятно как средство выражения"...
Урок изобразительного искусства по теме "Пятно как средство выражения".
Учит ритмической организации в декоративной композиции, применяя стилизацию средствами художественной выразительности рисунка (линия, пятно, штрих, силуэт, тон)....
доклад на тему "Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка"
Доклад на тему "Лимерики как средство выражения творческой активности на уроке английского языка"...
Презентация по ИЗО на тему "Пятно как средство выражения. Ритм пятен." (6 класс)
Темное и светлое образуют контрастКонтраст – это полярное противопоставлениеФактура Это свойство поверхности пятнаВ изобразительном искусстве важным выразительным средством являются тональные пер...
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Линия – как средство выражения. Характер линий. Ветка дерева».Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с ритмом...
Интегрированный урок по теме Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина
Интегрированный урок по теме: "Предложение как средство выражения мысли. Строение предложения. Знакомство с творчеством известного русского художника И. И. Шишкина"...