Технология проектирования как целенаправленная деятельность по формированию социолингвистической компетенции младших школьников
статья

Для повышения интереса школьников к предмету английский язык используются проектные технологии, которые отличаются высоким уровнем общения и состоят в выражении собственных мнений, чувств, активного участия в реальной деятельности и личной ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектирования как целенаправленная

деятельность по формированию социолингвистической компетенции младших школьников

Для повышения интереса школьников к предмету английский язык используются проектные технологии, которые отличаются высоким уровнем общения и состоят в выражении собственных мнений, чувств, активного участия в реальной деятельности и личной ответственности.

Междисциплинарный характер содержания предмета «иностранный язык» создает благоприятные условия для широкой области социолингвистического образования, при этом использование социолингвистического подхода в обучении иностранному языку способствует новому, более глубокому и содержательному открытию всех компонентов концепции функциональная социолингвистическая грамотность. С помощью других дисциплин может быть достигнута социолингвистическая компетенция, и такие источники социолингвистической информации, как Интернет, фильмы, литература, средства массовой информации могут стать важным дополнением к развитию социолингвистической компетенции. Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить тот факт, что изучение  языков без знания культуры страны изучаемого языка, менталитета жителей этой страны не может быть полным. Иначе говоря, следует овладеть не только самим языком, но и «образом мира» тех, кто на нем говорит, поскольку общество другой культуры не должно являться для нас психологически «чужим». Основными формами организации деятельности учащихся в школе являются урочная и внеклассная деятельность. На наш взгляд, только интеграция уроков и внеклассных занятий может создать эффективную образовательную среду.

Этому способствуют нестандартные формы и приемы работы на уроке (видеоурок, урок-конференция, урок-викторина, урок-экскурсия, музыкально-поэтический урок и др.)

Видеоурок.

Систему видеоуроков по социолингвистическому контенту можно разделить на четыре этапа:

  1. подготовительный, предварительное устранение языковых и культурных трудностей;
  2. восприятие видеофильма, развитие умений восприятия социолингвистической информации;
  3. контроль понимания основного содержания;
  4. развитие языковых навыков и умений устной речи с учетом культурных норм страны изучаемого языка.

Подготовительная работа. Учащихся информируют о названии фильма и просят угадать его содержание. После чего, вводится новый словарь, необходимый для понимания, предназначенный для активной работы с ним. Новый словарь закрепляется перед просмотром каждой части. Первоначально идет межкультурная трактовка, потому что без визуальной поддержки учащиеся могут ошибиться, мы не говорим о развитии языковой догадки из-за того, что этот тип деятельности подразумевает масштабную интеллектуальную работу и концентрацию.

Восприятие видео. Перед знакомством с каждой частью учащиеся должны ответить на вопрос или задание, нацеленное на развитие социолингвистической компетенции, условий для понимания. Предварительная работа может состоять из лингвистических и культурных интерпретаций.

Проверка понимания основного содержания. Предоставляются ответы на вопросы и задачи, предложенные перед просмотром, упражнения по выбору правильных ответов и логическую последовательность. Такие упражнения помогают направить внимание школьников на определенные факты, которые в центре внимания с точки зрения формирования социолингвистической компетенции.

Развитие навыков и умений устной речи. Во время решения каждой из задач учащиеся запоминают не только содержание видео, но и детали, точно оценивают события, характеризуют актеров, поведение и действия персонажей с учетом культуры изучаемого языка. Во время работы с саундтреком к фильму, проработка отдельных копий персонажей оказывает содействие на ассимиляцию речевой стороне и контексту высказывания, его лексического фона. Региональный географический и культурный характер можно сочетать с ролевыми играми, которые работают над активизацией языкового и речевого материала. Упражнения, которые следуют после просмотра, предназначены не только для закрепления, но и для расширения информации, сравнения действительных ситуаций, интерпретаций и явлений с реальностями, поведением, реакциями, традициями и нормами внутри родной культуры.

Любимые видеоуроки у учащихся начальной школы «Английский язык для детей и начинающих» (главные персонажи – 2 кролика, один из России, другой из Британии), «Английский с тетушкой Совой» и «Дракоша Гого». С помощью таких уроков дети быстрее запоминают новую лексику и грамматические явления.

Урок-конференция.

Урок-конференция – урок с подражанием общественных форм взаимосвязи, целью которого является решение коммуникативных задач, стимулирование активной коммуникативной и познавательной активности учащихся, их творческого потенциала, а также обсуждение актуальных проблем.

Такой урок проходит в необычной обстановке, передает процесс обучения как можно ближе  к истинному общению, не является формальным, творческим, что создает позитивный психологический климат, который ориентирует учеников на свободное общение, позволяет ученикам расслабляться, легко говорить на сложные актуальные вопросы.

1 этап. На этом уроке, как ни в каком другом, осуществляется большая подготовительная работа. Школьники узнают о литературе по этой теме и подбирают интересные информативные материалы. Рекомендуется подготовить видеофильмы, слоганы, постеры, аудиотехнику, стихи, песни. Можно назначить роли репортеров, выбрать руководителя (также они могут быть учителем).

2 этап. Ученики сдают свои работы в форме отчетов, отвечая на вопросы журналистов и т.д. Если этот урок носит проблемный характер, в конце большей части времени происходит обобщение в форме рекомендаций обращения.

3 этап. Подведение итогов, анализ результатов работы.

Урок-конференция – один из вариантов нестандартного урока, основанный на проектной деятельности. Как правило, такой урок необходим для закрепления пройденного материала, тема может быть любая. Например, в 4 классе для формирования общей картины по теме «Животные», учеников можно разделить на две группы, первая группа делает проект о домашних животных, вторая – о диких животных (далее по этапам).

Урок-викторина.

Викторина может быть частью абсолютно любого урока. Такой урок может предназначаться различным моментам в изучении иностранного языка: грамматическому, лексическому  или страноведческому.

1 этап. Во время подготовки к таким урокам повторяется изученный материал. Кроме того, практикуется дополнительный материал и выполняется междисциплинарная коммуникация. С учениками можно приготовить атрибуты для этого материала (карты, эмблемы, песочные часы, табло, названия секторов викторины и т. д.). В игре могут принимать участие, как группы, так и отдельные ученики, т. е. каждый демонстрирует свои знания.

2 этап. Ученики ознакомлены с названиями разделов, но им, конечно, не известны вопросы, которые находятся в этом разделы. Каждый ученик вправе назвать раздел и номер вопроса. Если он дает правильный ответ, баллы ему присуждаются. Тот, кто наберет больше очков, выигрывает.

3 этап. В конце урока каждый оценивается в соответствии с набранными баллами.

Урок-экскурсия.

В 4 классе учащиеся знакомятся с темой My town. Они узнают о городах и их достопримечательностях. Задания могут быть разнообразны, например:

1 этап. Класс условно поделен на группы зачастую «хозяева» и «иностранные» гости. После получения информации о теме урока, ученики начинают задумываться об экскурсионных маршрутах по городу (стране, континенту и т. д.). Которые, в зависимости от выбранной темы, включают не только экскурсии, а также посещение магазинов, театров, кафе и т. д.

2 этап. «Хозяева» знакомят с местными достопримечательностями иностранных гостей. Здесь также имеет место информативный монолог. После этого участники приезжают, например, в кафе на ланч и ведут подготовленный диалог. Под конец урока можно дать викторину об изученных достопримечательностях.

3 этап. Учащихся необходимо оценить в соответствии с их подготовкой и участием на этом уроке. [Приводится по: Михалева]

Так же ученикам можно предложить придумать свой город с использованием изученной лексики, нарисовав его на плакате и рассказав о нем. (Это может быть индивидуальная работа или групповая.)

Ролевая игра – это своего рода техника, в которой ученик должен свободно говорить в определенных ситуациях, выступая в качестве одного из участников общения на иностранном языке. Главным элементом игры служит решение проблемы.

1 этап включает в себя знакомство с проблемой ролевой игры и с новыми лексическими единицами. До проведения игры ученики должны к ней подготовиться дома, а именно, прочтение текстов, статей по проблеме. Такие игры могут проводиться парами, в подгруппах и во всей группе.

2 этап. Играя в парах, учитель может использовать анкеты, которые ученики, заполняя, задают друг другу вопросы. Ролевая игра в подгруппах может быть выполнена по-разному. По мнению многих авторов, все подгруппы должны работать одновременно, а учитель должен следит за их работой, переходя из одной подгруппы в другую. Но также разрешен другой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные прослушивают и оценивают в дальнейшем обсуждении.

Во время игры необходимо наблюдать за участниками, записывая ошибки, но не прерывать игру, чтобы исправить их. Это очень важно, потому что страх совершить ошибку сковывает учеников и противоречит естественному общению.

3 этап. В конце урока обсуждается ее ход, выделяются наиболее удачные и неудачные моменты, проводится работа над ошибками. В конце игры, как принято, даются задания, связанные с ее содержанием.

На уроках необходимо практиковать различные традиционные и новые средства по эффективному формированию социолингвистической компетенции.

На уроках необходимо практиковать различные традиционные и новые средства по эффективному формированию социолингвистической компетенции.

Главными составляющими творческой образовательной среды являются: УМК, ИКТ, медиатека  и языковой среды: аутентичные материалы, иллюстративный материал, социологические и статистические данные, видеофильмы, песенный материал, краеведческий материал, Интернет.

Только с применением должных средств и при необходимых условиях возможно развитие социолингвистической компетенции. В нашем случае это языковая среда. Она является основным инструментом и условием обучения. Как известно обучение в школе реализуется вне естественной языковой среды, вследствие чего основная задача учителя – как можно точно смоделировать языковую среду всеми доступными средствами.

Формирование языковой парадигмы наполняет образовательный процесс дополнительными учебниками и аудиовизуальными материалами. Создание языковой парадигмы в реальном образовательном процессе является основным средством формирования социолингвистической компетентности школьников.

Выполняя задачу по формированию социолингвистической компетенции, рекомендуется к использованию:

  1. учебные пособия зарубежных и российских издательств;
  2. электронные англо-русские и русско-английские словари, английские толковые словари, лингвострановедческий словарь, фразеологический англо-русский словарь, словарь синонимов английского языка, англо-русский словарь фразовых глаголов, компьютерный словарь “ABBYLINGVA”;
  3. мультимедийные диски с обучающими программами, презентации, создаваемые учителем и учащимися;
  4. ресурсы Интернет;
  5. аудиозаписи ко всем учебно-методическим комплектам, наборы аудиозаписей для аудирования, развития навыков говорения;
  6. электронные продукты проектной деятельности учащихся и др.

Более познавательную и лингвострановедческую ценность представляют тексты для аудирования и чтения.  Также, например, для раскрытия содержания предлагаемых текстов применяются карты, открытки, меню, рекламные объявления, элементы повседневной жизни – чеки, билеты, товарные этикетки, почтовые марки, денежные единицы и т. д. Эти прагматичные тексты и материалы, которые сопровождают их, помогают в реализации важных принципов преподавания иностранного языка на занятиях – общения, ясности, новизны и функциональности [Приводится по: Пассов, 2001, c. 21 – 27]

Возможностью для формирования социолингвистической компетенции в классе служат социологическая и статистическая информация. Она помогает расширять знания о стране изучаемого языка конкретными и убедительными данными из различных источников; является основой для словесной и умственной деятельности: главный их принцип в построении гипотез и выводов, сравнивать социолингвистические явления, определять тенденции, отслеживать изменения; показать действительное функционирование средств языка в аутентичных документах и текстах краеведения; позволяет не только объяснять и систематизировать, но и активировать коммуникативно-лексический и грамматический материал в высказываниях с межкультурным содержанием. Включая статистические и социологические данные, необходимо включать информацию о культурах различных цивилизующих стран на их родном и изучаемом языках [Приводится по: Сысоев, 2013].

Очевидным преимуществом видео представляется его эмоциональное воздействие на учеников, благодаря этому следует обратить внимание на формирование у ученика личного отношения к увиденному. Восприятие информации через основные каналы (зрительное, слуховое, моторное восприятие) сказывается положительно на овладение регионально-географической и лингвистической информации [Приводится по: Барменкова, 1999, с. 19 – 20].

Применение страноведческих видеоматериалов на уроках  развивает культурное мировоззрение школьников. Они представляют собой достоверный материал о странах изучаемого языка, и дают точные знания об истории, традициях, достопримечательностях, современной жизни, языковых реалиях.

На заключительном этапе материал из видео фрагментах используется для подготовки монологических высказываний, творческих проектов. Накопленный опыт использования видеоматериалов позволяет сделать вывод, что на начальном этапе обучения особенно эффективными являются видеомультипликации.

Песенный и поэтический материал на уроках английского языка может быть использован как для расширения словарного запаса, так и для приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Но здесь необходимо соблюдать некоторые принципы, а именно: песня или стихотворение должны быть подлинными, они обязаны соответствовать возрасту и интересам учащихся.

Для развития социолингвистической компетенции важно иметь следующую информацию в тексте: география и история страны изучаемого языка, факты политической и общественной жизни, факты повседневной жизни, доступность этнокультурной информации, различные виды символик, доступность информации о поведенческой культуре, включая поведение в различных ситуациях, разговорные формулы, нормы и ценности общества.

Внимание к существующим проблемам учащихся можно привлечь с помощью песен и стихов, затем обсудить, например, особенности повседневной жизни, одежду, привычки и т.д.

Исходя из выше сказанного, мы пришли к  выводу, что с их помощью можно повысить мотивацию к изучению иностранного языка, а также они относятся к эффективным средствам для накопления социолингвистических знаний, а значит и развития социолингвистической компетенции.

Краеведческий материал знакомит школьников с личным опытом общения на иностранных языках, позволяя им работать в классе с фактами и информацией, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни. На основе этого материала можно смоделировать вполне реальные коммуникационные ситуации: разговор о стране происхождения, ее столице, родном городе с гостем из-за рубежа, экскурсию для гостей на английском языке и т. д.

Проектная работа по окончанию изученной темы дает ученикам возможность применить полученные знания на практике; больше узнать о своей малой родине, о стране изучаемого языка и т.д.; более активно понимать процесс общения на английском языке. Презентация проектов зависит от выбора и интересов учеников в форме плаката, презентации, какой-либо поделки и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников...

Динамика ЗУН при формировании лексической компетенции младшего школьника на уроках английского языка через применение средств ИКТ

компьютерные программы- праобраз электронных учебнико-помогают  нам замотивировать ребёнка-дают ему возможность в своём темпе учиться понимать английскую речь-дают возможность многократного повто...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку  на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной  компете...

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников

В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...

Представление педагогического опыта "Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка"

Особенности формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках английского языка...