проектная деятельность и ее применению на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Елена Борисовна

проектная  деятельность и ее применение на уроках английского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_fgos_kuznetsova_e.b.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, следует отметить, что новый стандарт нацелен на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к обучению иностранному языку, т.е. предполагается внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на уроках английского языка, рассмотрим, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения:

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменении результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной деятельности?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта, это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Данный метод позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку (просто выполнив очередное упражнение), или почитать другую литературу. Однако, зачастую, ребята обращаются к дополнительным источникам информации, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное.

Под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченного учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности в школе:

  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, представителем философского направления прагматизм, а также его учеником Уильямом Херд Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется и отечественными авторами: Полат Е.С., Поливановой К.Н., Сафоновой В.П., Соловьевой Е.Н., Бим И.Л., Зимней И.А. и другими.

В основе проекта как правило лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

В своей работе мы придерживаемся типологии проектов, предлагаемой доктором педагогических наук, профессором Е.С. Полат, которая составлена по следующим признакам:

  1. Число участников проекта (индивидуальный, парный, групповой).
  2. Предметная область проекта (монопредметный, межпредметный, надпредметный).
  3. Продолжительность проекта (мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты).
  4. Метод, доминирующий проект (исследовательский, творческий, игровой и др.).
  5. Характер контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона и т.д.).
  6. Характер координации проекта (непосредственный, скрытый).

Основные требования к использованию метода проекта в учебном процессе:

•        наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания;

•        практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

•        самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

•        структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), т.е. разделение проекта на этапы и распределение обязанностей между участниками;

•        использование исследовательских методов, предусматривающих следующий алгоритм действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач с использованием совместного обсуждения («мозговой атаки», «круглого стола»), выдвижение гипотез решения поставленных задач;

•        обсуждение методов исследования (анализ информации, эксперимент, наблюдение и т.д.);

•        обсуждение вариантов оформления конечных результатов (презентация, ролевая игра, видеоклип, доклад и прочее);

•        сбор, систематизация и анализ полученных данных;

•        подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

•        выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Этапы проведения проекта (по Е.С.Полат)

1. Представление проблемной ситуации:

- вербально;

- с помощью видеоряда;

- с помощью мультимедийных средств.

2. Мозговая атака.

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

Таким образом, в процессе выполнения проекта можно выделить три основных этапа:

1. Подготовительный этап.

На данном этапе происходит определение цели, выявление проблемы, уточнение конечного результата, выбор рабочих групп, распределение ролей в команде, сбор информации. Учащиеся уточняют информацию, обсуждают задание. Учитель же в это время мотивирует учащихся, помогает в постановке целей проекта, консультирует, помогает в анализе и синтезе, наблюдает за работой и косвенно руководит.

2. Основной этап (этап выполнения проекта).

На данном этапе происходит поиск необходимой информации. Учащиеся работают с информацией, проводят исследования, синтезируют и анализируют идеи и оформляют проект. Учитель направляет процесс, заполняет индивидуальные карты текущего контроля проектной деятельностью на каждого учащегося.

3. Заключительный этап (этап защиты проекта).

На данном этапе происходит подготовка и оформление доклада, объяснение полученных результатов, защита проекта.

Важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель.

Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы помочь определиться с идеей проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. Таким образом, здесь преобладает функция регулирования и организации процесса. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли  помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.

Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом. Необходимо прежде всего отметить, что проекты могут быть разными и их использование в учебном процессе требует от учителя серьезной подготовительной работы. Метод проектов можно применить, как и в обычном классе в виде самостоятельной индивидуальной или групповой  работы учащихся в течение различного по продолжительности времени, так и  с использованием современных средств информационных технологий.

Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу. Поэтому, приступая к работе над проектом, очень важно ознакомиться с их типологией.

Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.

1. Рефлексивные умения:

•        умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

•        умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

•        умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

•        умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

•        умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

•        умение находить несколько вариантов решения проблемы;

•        умение выдвигать гипотезы;

•        умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

•        умение самостоятельно находить ошибки и исправлять их;

•        умение оценивать свою работу.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

•        умение коллективного планирования;

•        умение взаимодействовать с любым партнером;

•        умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

•        навыки делового партнерского общения;

•        умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Коммуникативные умения:

•        умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

•        умение вести дискуссию;

•        умение отстаивать свою точку зрения;

•        умение находить компромисс;

•        навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6. Презентационные умения и навыки:

•        навыки монологической речи;

•        умение уверенно держать себя во время выступления;

•        артистические умения;

•        умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

•        умение отвечать на незапланированные вопросы.

В нашей школе при обучении английскому языку мы используем учебно-методический комплект (УМК) «Английский в фокусе» («Spotlight»).

Учебно-методический комплект «Spotlight» – совместное издание издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», предназначенный в качестве учебника английского языка для общеобразовательной школы.

В отличие от других совместных проектов российских и зарубежных издательств по созданию учебников английского языка для российских школ, «Spotlight» не является адаптированной к российским условиям версией международного курса – в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: федеральный компонент государственного стандарта общего образования, новый федеральный базисный учебный план, примерные программы по английскому языку для среднего общего образования. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.

В связи с этим мною был проведен анализ УМК Spotlight для 5 класса на предмет выявления тем, которые можно взять за основу проектов, поскольку 5 класс является первой ступенькой среднего звена, а также по причине того, что начать формировать все общеучебные умения, навыки необходимо как можно раньше, используя небольшие, несложные краткосрочные проекты.

Первый проект, который можно предложить учащимся, рассмотрим более подробно в качестве примера.

Модуль 1. School days.

Можно предложить исследование.

Этапы:

1. Определение узкой темы согласно общей теме модуля: «My favourite school subject».

2. Формулирование варианта проблемы.

Наводящие вопросы: What’s your favourite school subject(s)? Why do you like it (them)? Do you know what school subjects other (older/younger) students (your classmates) like? Why? It is interesting to find out, isn’t it? И другие вопросы.

Обязательно на этом этапе оговорить конечный результат, выход проекта, сроки, предъявление.

3. Обсуждение методов исследования.

Выслушать предложения, выбрать лучший вариант. В данном проекте наиболее целесообразно использовать анкету-опросник. Можно составить вопросы вместе на уроке, можно предложить в качестве домашнего задания, на следующем уроке обсудить и составить анкету. Например: What is your name?; How old are you?; What class are you in?; What is your favourite subject(s)? Why?

4. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся проводят сбор информации. Можно разделить на пары или мини-группы и провести исследование в целом (составить рейтинг предметов) или по возрастным категориям, отдельно среди мальчиков и девочек (по желанию). Безусловно, необходимо курирование учителем. Можно договориться о проведении опроса с учителями или учащимися.

5. Анализ результатов, их оформление.

Это может быть презентация, доклад, и др. Все зависит от подготовленности учащихся и их желания. Определенно данное исследование должно быть обнародовано, то есть необходимо представить результаты исследования другим учащимся.

Module 2. That’s me.

My collection

Работа над данным проектом предполагает много творчества, так как тема проекта очень разнообразна и представить свою коллекцию можно различными способами – презентация в Power Point, рисунок, показ самой коллекции и обязательная часть – рассказ на языке.

Работа также может быть разной: индивидуальная, парная или групповая. Разделить детей можно по интересам, например - нумизматика, филателия,  коллекционирование различных моделей (машин, самолетов, кораблей), кукол, мягких игрушек и т. д. Но не стоит забывать о том, что необходимо контролировать работу, проверить язык рассказа о своей коллекции.

Module 3. My home, my castle.

My room.

Эта тема всегда имеет большой интерес среди учащихся.

Подготовка начинается с первого урока, когда дети знакомятся с различными видами комнат и их интерьером. Они выбирают, какую бы они хотели себе комнату, какую обстановку. Параллельно идет отработка грамматических конструкций, предлогов места. Затем пример рассказа на языке. При этом на каждом уроке следует напоминать, что все, что изучается, необходимо для презентации проекта, результат – дети очень внимательны, стараются. Работа может быть построена по-разному. Один из вариантов: создавать один дом мечты на всех, разделить детей на группы, которые делают свою определенную комнату в доме. Выход: презентация, рисунок, поделка, обязательная часть – рассказ на языке.

Module 4. Family ties.

Family tree. Составление генеалогического древа – интересный проект. Воспитательная цель налицо. Дети с увлечением изыскивают информацию о предках, но один из главных плюсов – родители подключаются к работе.

Module 5. World animals.

Animals in Russia. Разнообразие вариантов: от типичных животных до редких, занесенных в Красную книгу.

My pet. Но не просто топик о своем любимце. Можно провести небольшое исследование, например, каких питомцев заводили раньше и сейчас. Каких питомцев предпочитают девочки, а каких мальчики и т.д. Мы провели небольшое исследование о том, у кого какие предпочтения, как это может быть связано с характером.

Module 6 . Round the clock.

Top tourist attractions in Russia.

Рассказ о достопримечательностях – это хорошо, но немного однообразно, даже скучно, на мой взгляд. Надо детей заинтересовать, рассказать им об этих местах. Детям можно предложить провести опрос других учащихся на тему «Назовите 3 (5) достопримечательностей в России», «Назовите, какие достопримечательности вы хотели бы увидеть или посоветовали бы посмотреть». Можно составить статистику о наиболее известных местах. Кто-то захочет рассказать какие-то интересные малоизвестные факты  об известных местах на тему «А знаете ли вы…», а кто-то захочет поведать о малоизвестных, но не менее привлекательных местах.

Module 7. In all weathers.

 «What to wear in all weathers» – опрос, плакат, доклад, презентация. Что надеть туристу, если он едет в Россию летом (зимой); что модно в этом сезоне. Девочки будут в восторге от этой темы. Мальчикам можно предложить техническую часть проекта или немного другую тему «Чем заняться летом (зимой)».

Module 8. Special days.

Темы:

  • составить викторину о праздниках;
  • опрос о любимых блюдах;
  • популярные блюда в разных странах;
  • рецепт любимого блюда.

Module 9. Modern living.

Famous places in Krasnodar.

Эту тему можно объединить с темой модуля 6.

Module 10. Holidays.

Можно предложить провести опрос о каникулах: какой вид отдыха предпочитают, каким транспортом, какие страны и т. д.

 Данные  темы являются примерными и могут быть изменены или вовсе не использованы, но являются хорошим подспорьем, отправной точкой для проектов. Главное необходимо помнить, что хороший проект должен:

  • иметь практическую ценность;
  • предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть непредсказуемым в процессе работы и по завершении;
  • быть гибким в направлении работы и скорости выполнения;
  • давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей школьника при решении более широкого спектра;
  • способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися.

Список использованной литературы

1. Полат Е.С. «Метод проектов на уроках иностранного языка». Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.

2. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Под редакцией Полат Е.С. – Москва, 2000 г.

3. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя». Москва. Просвещение, 2011 г. (Работаем по новым стандартам).

4. Сафонова В.П. «Современный урок иностранного языка». Москва. Учитель, 2011 г.

5. Соловьева Е.Н. «Методика обучения иностранным языкам». Москва. Просвещение, 2005 г.

6. Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Английский язык.              5 класс (Spotlight). Москва. Express Publishing, Просвещение, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии. Применение на уроках английского языка

Представление  учебно-методической  публикации обусловленно актуальностью и частотой применения данной технологии на уроках английскго языка. Данная методика полуярна и в рамках сегодняшнего...

Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...

Групповые технологии и их применение на уроках английского языка.

Данная статья раскрывает особенности групповых технологий и способы их применения на уроках английского языка...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Рассказ об используемых педагогических технологиях на уроках английского языка...

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка

Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка...

Групповые технологии и их применение на уроках английского языка.

Мы призваны готовить детей к жизни в мире взрослых, где в наше время большую роль приобретает умение сотрудничать и вместе решать поставленные задачи. Стремительное развитие экономики, возможно, прежд...