РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья
Статья для организации работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время" | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками, что позволяет создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы.
Я хочу поделиться своей системой использования современных образовательных технологий в системе ФГОС, которые задают узловые, реперные точки в работе с одаренными детьми.
Итак, личностно-ориентированное обучение-для повышения мотивации обучения, актуализации личности ребенка, создания условий для самореализации.
Проблемное обучение – для стимулирования активной самостоятельной деятельности учащихся и развития мыслительных способностей.
Технологии развивающего обучения – как деятельностный способ обучения, ориентированный на опережение, стимулирование и ускорение процесса развития личности.
Проектное обучение - для формирования умения добывать новые знания, работать с информацией, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Групповые технологии – для формирования обстановки творческого сотрудничества, взаимопомощи и здоровой конкуренции.
Компьютерные (информационные) технологии – для повышения эффективности учебного процесса.
Работа с одаренными детьми должна идти постоянно, и в рамках урочной деятельности и во внеурочной. Это должна быть целая система педагогических условий:
1. Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом)
2. Особая структура урока (систематический подбор развивающих заданий, логических заданий занимательного характера, заданий повышенного уровня сложности);
3. Организация разнообразной внеурочной деятельности (кружки, дополнительные занятия, групповые занятия, предметные школы), участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней, способствующее проявлению и развитию интеллектуальной одаренности.
4. Консультации родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
5. Дополнение содержания учебных программ. В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ:
Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным.
Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем. дисциплин или областей знания.
Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержанке обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.
Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных вне учебных программ.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
6. Методическое обеспечение специальной литературой. Используя предлагаемый материал творчески, учитель сможет поддерживать постоянный интерес учащихся изучаемому предмету на всех этапах урока и во внеурочной деятельности: подготовке к олимпиадам, проведении кружковых и факультативных занятий, в организации дифференцированного контроля за знаниями учащихся;
7. Повышение педагогического мастерства учителя (курсы учителей, участие в семинарах, выступление на ГМО, Школы совершенствования педагогического мастерства, мастер-классы); качества личности учителя. (Об этом мы сейчас поговорим в практической части нашего занятия);
8. Использование современных образовательных технологий;
9. Создание программ по работе с одаренными детьми.
Осуществление программы по работе с одарёнными детьми создаст комплекс условий для интенсивного развития и самореализации личности школьников, позволит снять перегрузки, использовать время для саморазвития, творчества, семейного досуга, что даст основание прогнозировать и реально обеспечивать высокий результат и необходимую поддержку талантливым детям.
Итак, в качестве концептуальной идеи работы с одаренными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым ребенком своих интеллектуальных способностей и интересов, а также обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. Талантливые люди – главное богатство общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация системы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений современного образовательного процесса. Её основная цель – способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию...
«МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Одарённый ребёнок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том ...
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...
Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время по биологии.
Из опыта работы с одаренными детьми....
«Работа с одаренными обучающимися на уроках и во внеурочное время»
Выступление на педсовете «Работа с одаренными обучающимися на уроках и во внеурочное время»...
Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС
Организация работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС...
методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"
методическая разработка "Работа с одаренными детьми на уроках математики во внеурочное время"...