Типичные ошибки и специфика подготовки к ОГЭ по английскому языку
статья (9 класс)
Данная статья является результатом анализа ошибок, допускаемых экзаменуемыми при сдаче ОГЭ по английскому языку, и содержит рекомендации по подготовке к экзамену.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipichnye_oshibki_i_spetsifika_podgotovki_k_oge_po_angliyskomu_yazyku.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки и специфика подготовки к ОГЭ
по английскому языку
За время существования основного государственного экзамена (ОГЭ) по английскому языку, который обучающиеся сдают после 9-го класса, было написано множество статей, методических рекомендаций по подготовке, изданы десятки разнообразных пособий, справочников и тренажеров. Все они призваны познакомить обучающихся и педагогов с форматом данного экзамена, разъяснить специфику каждого задания, обеспечить тренировочным материалом, необходимым для успешного прохождения этого испытания, а также предоставить для детального изучения критерии оценивания заданий. Однако либо всей этой печатной продукции слишком много, и выпускники основной школы совершенно в ней запутались, либо они недостаточно внимательно изучают важные для успешной сдачи экзамена материалы, либо рядом нет учителя, который сам хорошо разбирается в критериях оценивания и может дать ребенку ценный практический совет, но каждый год экзаменуемые допускают непростительные, а порой обидные ошибки, которые оборачиваются для них потерей баллов. В качестве председателя предметной комиссии по английскому языку я четвертый год подряд являюсь свидетелем явления, причиной которого может быть излишнее волнение и стресс, незнание материала или неверно выстроенная система подготовки к экзамену. Наблюдения, сделанные за эти четыре года, побудили меня написать эту статью, в которой я попытаюсь акцентировать важные моменты, часто ускользающие от внимания экзаменуемых.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это заполнение бланков ответов 1 и 2. На бланке ответов 1 есть образцы написания букв и цифр, на которые экзаменуемые смотрят, но почему-то пишут так, как привыкли: единицу с «хвостиком», вместо заглавных букв маленькие. Если строго следовать образцу заполнения бланков, то можно быть уверенным, что при сканировании работ машина правильно распознает все знаки в бланке. Были случаи, когда ребенок правильно выполнял задания по словообразованию и грамматике, но некорректно написанная буква распознавалась как другая, в результате ответ засчитывался как ошибочный. Важно помнить об апострофе, который четко пишется строго внутри отдельной клетки, чтобы при сканировании его было видно. Во избежание недоразумений рекомендуется в бланки ответов заносить полные формы, а не сокращенные. Бланк ответов 2, где пишется письмо личного характера (Задание 32) заполняется обычным почерком обучающегося, причем необходимые знаки препинания ставятся четко, чтобы при сканировании они были видны. К пунктуационным ошибкам относят отсутствие точки в конце предложения, запятой при перечислении, после вводной фразы или слова, в сложноподчиненном условном предложении, если придаточное стоит перед главным предложением и, конечно, отсутствие запятой после обращения и заключительной фразы и наличие точки после подписи. В кратком адресе запятая необходима только в том случае если город и страна пишутся на одной строчке. Неразборчивый почерк также может стать причиной потери баллов. Эксперт имеет право засчитать слово, которое невозможно разобрать, как ошибку. Были случаи, когда письмо было полностью написано заглавными печатными буквами, а точки в конце предложений отсутствовали, что привело к снижению баллов по критерию «Орфография и пунктуация». Итак, необходимо научить детей четко и правильно заполнять бланки, строго следуя образцам, следить за почерком и знаками препинания.
Что касается письма личного характера, то основная масса испытуемых освоила его структуру и логику построения и пишет письмо другу, соблюдая нормы вежливости, этикет и формат. Однако отдельные, все еще допускаемые ошибки, вызывают недоумение у экспертов и заслуживают особого внимания.
- Пишут эссе на 150-200 слов вместо письма личного характера.
- Пишут недостаточное количество слов (менее 90), не считают или не умеют считать слова.
Это ошибки, которые приводят к выставлению 0 баллов за задание в целом, даже если написано грамотно, а используемый словарный запас и грамматические структуры полностью соответствуют уровню сложности задания. Нужно обязательно учить детей правильно считать слова (эту информацию можно найти в любых методических рекомендациях и сборниках по подготовке к экзамену в разделе «Критерии оценивания выполнения задания») и показать им приемы добавления слов при необходимости.
- Пишут избыточное количество слов (более 132).
При этом эксперты отсчитывают 120 слов и проверяют только эту часть письма, лишняя часть письма не проверяется, поэтому нарушается структура письма, выпадают заключительная фраза, ссылка на последующие контакты, подпись, а соответственно снимаются баллы. Нет ничего страшного в том, что экзаменуемый аккуратно зачеркнет те слова или части предложений, без которых смысл и логика не пострадают.
- Забывают об адресе и дате, начинают письмо сразу с обращения, причем с неверного.
Единственное верное обращение это Dear + name, запятая после обращения обязательна, восклицательный знак – это ошибка.
- Отвечают на вопросы не полно.
Эксперт не додумывает за экзаменуемого, что тот имел ввиду. Эксперт оценивает то, что написано. В критериях сказано: «…даны полные и точные ответы на три заданных вопроса…», то есть ответы должны быть такими, чтобы даже не видя вопросов, эксперт понимал, какой вопрос был задан.
- Задают 3 вопроса другу.
Этого не требуется в 9-м классе! Это задание для письма личного характера в ЕГЭ (11 класс).
- Не выделяют абзацы или выделяют их неправильно.
Правильное деление на абзацы: либо красная строка, либо отступ между абзацами. Рекомендуется ответы на 3 вопроса выделять в один абзац. Однако допускается выделять ответ на каждый вопрос в отдельный абзац, но при этом ответы должны содержать более одного предложения.
- Меняют порядок вопросов.
Вопросы в письмах уже составлены в логической последовательности, поэтому рекомендуется следовать этой логике. Однако если обучающийся изменит порядок вопросов, но логика повествования не пострадает, то баллы он не потеряет. Если же логика будет нарушена, будут потеряны баллы по критерию «Организация текста».
- Допускают большое количество лексико-грамматических ошибок.
Часто письмо выстроено логично, в соответствии со всеми требованиями, но по критерию «Лексико-грамматическое оформление текста» ребенок получает 0, так как допущено 6 и более ошибок. Иногда ответы на вопросы построены так безграмотно, что становится совершенно ясно, что выучен шаблон письма, но в остальном коммуникации как таковой не происходит, так как экзаменуемый не может лексически и грамматически верно оформить высказывание. Рекомендуется обратить на этот аспект особое внимание и постараться научить детей выражать свои мысли грамотно.
- Неверно подписывают письмо.
Единственная правильная подпись – это свое имя. Без точки. До сих пор можно встретить вымышленные имена иногда смешные, фамилии, роспись, а точка после подписи практически всегда ставится машинально, но она есть и это ошибка.
Теперь перейдем к заданиям устной части.
Задание 1 в разделе «Устная часть» предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Казалось бы несложное задание, за которое с легкостью можно получить 1-2 балла. Однако практика показывает, что кажущаяся легкость задания становится ловушкой для многих экзаменуемых. Нарушение ударения, несоблюдение интонации перечисления, искажение слов до неузнаваемости, замена английских звуков русскими – это типичные ошибки при чтении текста. Часто дети читают текст достаточно бегло, но при этом допускают более 5-ти или 7-ми вышеперечисленных ошибок, в результате получают 1 или 0 баллов соответственно.
Необходимо научить детей в положенные им 1,5 минуты на подготовку внимательно прочитать текст, мысленно проговаривая все слова, расставляя паузы и ударения. Экзаменуемый должен убедить эксперта, что он понимает то, что читает, а это достигается умением делить текст на смысловые синтагмы и правильной расстановкой пауз. Если при чтении текста ребенок допускает ошибку и понимает это, он может тут же исправиться. Эксперты засчитывают то, что слышат последним. Однако если ребенок исправляется с правильного на неправильное, ему засчитывается ошибка. Очень важно, чтобы экзаменуемый четко знал процедуру проведения устной части экзамена и отстаивал свое право на подготовку 1-го и 3-го заданий, если вдруг организатор в аудитории не дает ему такой возможности (что иногда все еще встречается). И, конечно же, на протяжении всего процесса подготовки к экзамену нужно уделять достаточно внимания правильному выразительному чтению вслух, не отодвигать его на второй план по причине кажущейся легкости.
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге-расспросе: ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса. Это задание считается заданием повышенной сложности, и многие эксперты утверждают, что оно даже сложнее, чем задания по говорению в 11 классе, потому что нужно услышать вопрос, понять его, продумать и дать полный ответ не словом, не словосочетанием, а целым предложением. И на все это 40 секунд. Очень важно дождаться звукового сигнала и только потом отвечать на вопрос, так как если начать отвечать раньше, начало ответа не запишется, эксперты его не услышат, а они оценивают только то, что слышат. Самое важное в этом задании - правильно понять вопрос. Например, вопрос “What sports facilities do you have at school?”, вернее одно слово “facilities”, вызвало затруднение у испытуемых. Не понимая его значения, дети отвечали: “We play football, basketball, volleyball in our school.” Ответ засчитывался как неправильный, так как “facilities” это совокупность предоставляемых условий для занятий спортом, и если ребенок называл gym, swimming pool, play ground, даже если он называл что-то одно, но строил полное предложение, он зарабатывал балл.
Второе самое важное - ответить на вопрос полным предложением, так как отдельное слово или словосочетание как ответ не принимается. Еще очень важно не пропустить в вопросе слово “Why?” и непременно на него ответить, так как если нет аргументации на “Why?”, то ответ не засчитывается и за него выставляется 0 баллов. Причем не важно, сколько предложений ребенок скажет за 40 секунд – одно или десять – если ответ будет соответствовать вопросу, то больше 1 балла за один вопрос не предусматривается. Согласно критериям оценивания, если допущенные отдельные фонетические, лексические и грамматические погрешности не затрудняют понимания, то считается, что коммуникация состоялась, ребенок получит 1 балл за ответ на 1 вопрос. То есть ошибки допускать можно, главное, чтобы эксперт понял (не додумал, а именно понял!), что экзаменуемый сказал.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план, представленный в виде вопросов. Предусматривается время на подготовку 1,5 минуты. В этом году вводится четвертый пункт плана, в котором обычно просят выразить собственное отношение к теме монолога. Если мы обратимся к критериям и дополнительным схемам оценивания монологического высказывания, то увидим, что вступление и заключение являются обязательными элементами. Дети забывают про них либо про что-то одно и теряют баллы. Другой непростительной ошибкой является отход от предлагаемого плана. Рекомендуется строго следовать плану, так как он уже выстроен в логической последовательности, и ни в коем случае не переходить к пересказу заученного топика по теме. Возможно, сказано будет много, но по критерию «Решение коммуникативной задачи» будет выставлено 0 баллов, а соответственно и все задание будет оценено в 0 баллов.
В задании указано, что необходимо построить 10-12 предложений. Это значит, что на каждый пункт плана нужно сказать 2-3 предложения, плюс вступление и заключение. Дети иногда ограничиваются одним предложением, не раскрывая полностью аспект и теряя баллы. Эксперты при первом прослушивании обязательно считают количество сказанных фраз, и если объем высказывания 5 и менее фраз, то задание считается невыполненным и экзаменуемый получает 0 баллов. Необходимо научить детей делить информацию и подавать ее частями, не забывая при этом использовать средства логической связи (also, besides, firstly, secondly, finally и др.). И не забываем про пункты плана с “why?”, так как если не будет аргументации “because…”, ответ будет считаться неполным и экзаменуемый потеряет баллы.
Очень важно правильно понять, о чем просят сказать в том или ином пункте плана. Например, такой пункт, как - what you are going to do when you leave school, многие понимали неправильно и рассказывали, что они обычно делают после школы. Таким образом, один аспект не был раскрыт и, в соответствии с критериями оценивания, за решение коммуникативной задачи дети получали 1 балл вместо возможных трех.
Особое внимание следует обратить на языковое оформление высказывания, так как дети в основном думают, что сказать, а не как правильно сказать. Шесть и более лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ пять и более фонетических ошибок приводят к 0 баллов по критерию «Языковое оформление высказывания», что, к сожалению, является довольно распространенным явлением.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод, что нет неважных деталей в подготовке к экзамену по английскому языку. Навыки выразительного чтения, умение правильно сформулировать ответ на вопрос в диалоге-расспросе, а также уверенное знание грамматики английского языка, помогут выстроить грамотное с фонетической, лексической и грамматической точки зрения монологическое высказывание. Кстати, вопросы в письмах, условном диалоге-расспросе и монологическом высказывании дублируются. Может немного меняться формулировка, но суть остается той же, поэтому правильно выполняя одно задание, дети автоматически готовятся к другому.
В заключение хочу напомнить, что преимущество ОГЭ перед ЕГЭ заключается в том, что все задания, которые дети видят в КИМе на экзамене, размещены в открытом банке ОГЭ на официальном сайте ФИПИ. Я подчеркиваю, не похожие задания, а именно такие. Именно из материалов открытого банка формируются все КИМы для 9 класса. В 2020 году внесены изменения в части «Чтение» (в задании 9 вместо заголовков теперь предлагаются вопросы, уменьшилось на один количество текстов; в задании 10 тексты стали проще и уменьшилось количество заданий на одно) и в Устной части в монологе добавился четвертый пункт плана. Измененные задания представлены в открытом банке ОГЭ на ФИПИ, поэтому если выполнить все задания, прочитать все тексты, написать письма, ответить на вопросы, составить монологические высказывания, а также детально изучить критерии оценивания, можно сдать ОГЭ по английскому языку на самый максимум – 68 баллов, чего я искренне желаю всем ребятам, которые будут сдавать экзамен по английскому языку в 2020 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Статья написана для сборника Научного Издательского Центра «Педагогический поиск»....
Методика и технологии подготовки к ОГЭ по английскому языку 2017 года. Типичные ошибки.
Методика и технологии подготовки к ОГЭ по английскому языку 2017 года.Анализ выполнения ЕГЭ, типичные ошибки, мнение родителей и учеников и особенно объемы продаж различных учебно-методическ...
Типичные ошибки в речи обучающихся при подготовке к ОГЭ по английскому языку
Этот материал для тех, кто готовит учеников к ГИА (ОГЭ) по английскому языку. Я выделила отдельно именно устную часть, потому что в настоящее время к письменной части мы уже адаптировались и выбрали д...
Презентация.Типичные ошибки выпускников при решении тестов ЕГЭ по русскому языку
Данная презентация рекомендована учителям русского языка и обучающимся 10-11 классов...
Типичные ошибки, которые допускают обучающиеся на ВПР по английскому языку, и их устранение
в материале перечислены типичные ошибки, которые допускают обучающиеся на ВПР по английскому языку, и как их можно устранить...
Типичные ошибки учащихся при подготовке к ОГЭ по истории
Работа содержит примеры ошибок, которые допускают учащиеся при написании основного государственного экзамена по истории. Ошибки прокомментированы и приведены примеры правильных ответов и правильного о...
Типичные трудности учащихся при подготовке к ЕГЭ по английскому языку и пути их преодоления
Подготовка к ЕГЭ по английскому языку является одним из основных направлений работы учителя в школе, но зачастую учащиеся сталкиваются с трудностями при выполнении заданий.Целью данной работы является...