Проектирование урока по формированию навыков и умений в аудировании с учетом принципов коммуникативного подхода и существующих требований ФГОС
план-конспект урока (9 класс)

Лемзякова Кристина Олеговна

В данной статье предложена модель урока по обучению навыкам и умениям аудирования, проектирование которого отражает принципы коммуникативного подхода к обучению иноязычной речевой деятельности и существующие критерии ФГОС. Подобная модель урока наиболее оптимальная именно в аспекте формирования и развития рецептивных, рецептивно-репродуктивных и продуктивных навыков и умений в аудировании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лемзякова Кристина Олеговна,

учитель АЯ МБОУ «Школа №51 «Центр образования» г. Рязань

Научный консультант: Ерхова Елена Леонидовна

учитель высшей категории АЯ МБОУ «Школа №51 «Центр образования» г. Рязань

Проектирование урока по формированию навыков и умений в аудировании

с учетом принципов коммуникативного подхода и существующих требований ФГОС

В данной статье предложена модель урока по обучению навыкам и умениям аудирования, проектирование которого отражает принципы коммуникативного подхода к обучению иноязычной речевой деятельности и существующие критерии ФГОС. Подобная модель урока наиболее оптимальная именно в аспекте формирования и развития рецептивных, рецептивно-репродуктивных и продуктивных навыков и умений в аудировании.

В настоящее время обучение аудированию как виду речевой деятельности начинает представлять определенную педагогическую проблему. Современный школьный учитель испытывает некоторые трудности в проектировании и реализации урока по формированию и развитию навыков и умений аудирования на всех этапах обучения с позиции сознательно-коммуникативного и системно-деятельностного подхода к обучению английскому языку в связи с тем, что учитель неверно трактует принципы ФГОС и методологические подходы к методике планирования и проведения учебных занятий.

Обучение аудированию как важный тип урока часто отсутствует и заменяется одним или незначительным набором упражнений по аудированию чаще всего контрольного, оценивающего характера. При этом формы контроля и тестирования отличаются от типов заданий на этапе формирования и развития искомых навыков и умений аудирования. Это свидетельствует о том, что многие учителя не воспринимают аудирование как вид речевой деятельности, что является серьезной методологической ошибкой.

По нашим наблюдениям данная ошибка проецирует пониженный уровень методической компетентности преподавателя, который не владеет полной типологией упражнений и заданий по аудированию тренировочного, условно-коммуникативного и коммуникативного характера и не умеет формулировать рецептивные, рецептивно-репродуктивные, продуктивные виды заданий для формирования и развития аудитивных способностей. По этой причине учащиеся не владеют навыками и умениями в достаточной степени для реализации их коммуникативной компетенции, коммуникативных возможностей и коммуникативных потребностей.

Последующий текст статьи представляет собой примерный план-модель урока аудирования с названиями этапов урока, с текстами инструкций к заданиям, с полными текстами самих заданий, методическими комментариями и т.п. Для удобства пользования инструкции тексты к заданиям даны на английском языке. По характеристикам языкового уровня исходного аудируемого материала данный урок соответствует уровню от intermediate (B1) до upper-intermediate (B2). После основного текста плана урока предлагается расширенная матрица целеполагания и учебных результатов, опираясь на которую, учитель всегда сможет выбрать и скорректировать искомые цели, задачи и результаты для проектирования собственного урока.

Примерный ход урока

Организационно-мотивирующий этап

  1. Речевое погружение. Warm-up Speaking Activity. Время: 2-3 минуты

Listen to and answer the teacher’s questions

  • Do you really need to use the Internet?
  • Have you got an account in any social network?
  • What social network are you registered in?
  • What is your network/online avatar?
  • Why did you choose this image/avatar?
  • Are you an out-going person?
  • What does your avatar say about you to other people?
  • Is online communication critical for keeping friendship?

Комментарий: учащиеся и учитель стоят в свободной части класса (около классной доски) в форме замкнутого круга; учитель задает вопросу вперемешку; вопросы можно повторять; необходимо дать возможность каждому учащемуся ответить на один или несколько вопросов; необходимо добивать полных, развернутых ответов для тренировки проговаривания и объема оперативной памяти.

  1. Free Cocktail-Party Talk. Время: 4-5 минут

Mill around, pair up and ask each other any two questions from the list above. Give full answers when asked.

Комментарий: список вопросов можно раздать на карточках, оформить в виде слайда или записи на доске; каждый учащийся задает 1-2 вопроса из списка собеседнику, затем по сигналу учителя меняет собеседника, и беседа продолжается; рекомендуется не менее трех смен собеседников; активное слушание и обсуждение тематических вопросов создают предпосылки для лучшего восприятия и понимание последующего текста на аудирование.

  1. Setting aims and goals of the lesson. Время: 2-3 минуты

Listen to the teacher explain the aims of the lesson and say what language and communicative skills you will learn and improve today.

Teacher: The aim of the lesson today is to learn to understand lexical and grammatical meanings of words in context, to identify and single out the key information from the heard text according to the principles of logical correspondence (matching), contextual guessing, thematic prediction and background knowledge, and to practice keeping extended information in short-term memory for effective listening comprehension.

Now say what language and communicative skills you will learn and improve today. Use the model of necessary:

Today’s lesson in listening will teach me/us

  • to understand facts and opinions
  • to recognize and identify the role and emotional state of the speaker
  • to match speakers to their thoughts, opinions and stated facts
  • to focus on and determine types of information – ‘true’, ‘false’, ‘not stated’
  • to learn, understand, use and remember new topic vocabulary in context
  • to keep in memory longer pieces of information for further use
  • to use and illustrate the main ideas and concepts in personal utterances on the topic
  • to associate new information (facts, opinions, theories, statements) with the previously known and with the personal knowledge

Комментарий: систематическое целеполагание в таком формате учит учащихся регулировать собственную учебно-познавательную деятельность, прогнозировать варианты заданий, осознавать суть, цели и результаты учебного события, приучает учащихся к языку и стилю планирования и не представляет никаких сложностей; подобные речевые модели для целеполагания можно легко унифицировать, что сделает саму процедуру академически привычной, личностно-ориентированной, гибкой и достаточно быстрой.

Предаудитивный этап - Before-Listening Stage

4.   Семантизация лексики. Talking words. Время: 5-6

Stand in a circle, listen to the teacher explain a few new words, say synonyms or Russian equivalents, answer the teacher’s questions, agree or disagree with the teacher’s statements.

Примерные лексические единицы:

Adjectives: Two-dimensional, weird, instant, dynamic, creative, brand-new, well-off, virtual, fashion conscious, playful, laid-back, surprising, obvious, sensible, easy-going, rebellious, alternative

Verbs: investigate, create, appear, upload, spend a fortune, improve, develop, look forward to, express, experiment with

Nouns: avatar, personality, identity, message, creativity, behavior, jewellery

Рекомендации: The students and the teacher stand in a circle. The teacher asks personal questions in an insistent manner encouraging the students to give personal answers. The questions are asked many times, allowing the students to guess the meanings of words. Sometimes, the teacher may want to insert a translation equivalent while explaining. The content of the questions reflects personal traits, behaviour styles, life values, wishes and dislikes, everyday activities, i.e. all of the things that may be part of an avatar’s meaning.

Примерные вопросы и пояснения при семантизации:

  • Weird:

Are you sometimes weird (strange) to your friends or parents?

Must people always behave normally or can they sometimes act in a weird way, i.e. in a strange and funny way?

  • Instant:

Do you use the internet service called Instant Messenger or Viber?

Can you take instant decisions?

Have you got a jar of instant coffee at home?

What is your instant reaction to someone who drops litter on the ground?

  • Dynamic:

Are your lessons of literature usually dynamic or passive and boring?

Do your friends see you as a dynamic personality? Can you adapt to different situations easily?

  • Brand-new:

Does any of your friends have a brand-new smart-phone?

Can you spend a fortune on a brand-new leather jacket?

  • Fashion-conscious:

Is it really important and necessary to you to be fashion-conscious?

Should a schoolteacher be fashion-conscious?

  • Playful:

Are you a playful type? Do you like humour and fun? Are you often easy-going?

  • Laid-back:

Will you be surprised if your best teacher is sometimes laid-back and lazy?
Should a teacher be always sensible and serious?

  • Rebellious:

Why do some teenagers look aggressive and rebellious, protesting and laid-back?

  • Improve:

Is it easy to improve the environmental situation?

What features of character does your avatar improve?

What do you do to improve your English?

Комментарии: список слов доступен визуально на слайде или доске; по ходу учебной беседы по семантизации лексики вопросы и примеры последовательно появляются на слайде, предварительно заготовленным учителем; по завершении задания рекомендуется прочитать слова вслух.

5. Традиционный фразовый диктант. Время: 3-4 минуты

Conventional dictation. Listen to a short text and write it down in pauses. Read aloud.

Образец текста:

        What does my avatar look like? Well, she looks a bit like me but she’s a bit taller and slimmer and she’s got long brown hair and blue eyes. What is she like? When she’s in her virtual world, she usually behaves like me. She’s an alternative and rebellious kind of person, quite sensible and creative, just like me. She appears really fashion conscious and likes cool black clothes and silver jewellery, She enjoys going to concerts and simply chatting in Tick-Talk or other chat groups.

Комментарий: учитель (или кто-то из учеников) диктует последовательно, с паузами каждое предложение не более трех раз, учащиеся записывают на слух; по завершению записи основного текста, текст зачитывает в естественном темпе еще раз; для проверки правильности написания учитель показывает слайд с текстом на экране, учащиеся сами контролирует и корректируют написанный текст; если позволяет время, то один или двое учащихся прочитывают текст вслух, возможно прочтение вслух хором

6. Монологическое высказывание с опорой на записанный текст. Время: 3 минуты

Use the text as a model. Work in pairs. Describe your current avatar and say why you have chosen this image. Don’t write.

Комментарий: регулярная работа в таком режиме приучит учащихся быстро и четко создавать краткое монологическое высказывания в объеме 3-4 предложения; все пары работают одновременно; учитель выполняет роль активного наблюдателя, не исправляет речь учащихся, но делает пометки по ошибкам; по завершению задания учитель просит класс быстро повторить правильные варианты некоторых слов и выражений (примерно 3-7), в которых были допущены ошибки.

Аудитивный этап - While-Listening Stage

7. Ознакомительное прослушивание. Время: 5 минут

Study a list of headings. Listen to each paragraph of a long text once and choose the best heading.

  1. How avatars have developed
  2. The future of avatars
  3. Avatars in virtual worlds
  4. Online computer games
  5. Your avatar and you
  6. Buying virtual jewellery
  7. Improving your looks
  8. Identity online
  9. The history of the Internet

(Ответы: 1 - h, 2 – a, 3 – c, 4 – e, 5 – g, 6 – b) (d, f, i – extra)

Комментарий: рекомендуется готовая аудио запись, при ее отсутствии учителя сам зачитывает текст в естественном темпе; учащиеся предлагаю правильные варианты вслух; после двух-трех вариантов учитель называет правильный ответ.

8. Изучающее прослушивание. Время: 5 минут

Listen to the same separate paragraphs and say if a sentence is true or false or not stated.

1 – When you are online, you have no freedom of choice - False

1 – When you are online, you can be any personality you prefer - True

1 – Your parents should control your online personality – Not Stated  

2 – Role-playing computer games motivated gamers create their own images - True

2 – Nowadays, avatars are out of use and seem unnecessary - Wrong

2 - You can use a photo of yourself as your online avatar - True

3 – Avatar online are always static and two-dimensional - Wrong

3 – You can create your own identity, very different from your real image - True

3 – Everything on the Internet is free – Not Stated

4 – Your avatars hides your real features and traits – Wrong

4 – A picture of a monkey in your avatar means that you are sensible and stylish – Wrong

4 – If you are cheerful, curious and enjoy funny games, you may choose an image of a little cat – True

5 – A person chooses his or her avatar that may often look and act like them – True

5 – An online user may want to add a few additional positive feature to their avatar – True

5 – A lot of users have no avatars – Not Stated

6 – Only 18 percent of online users have an avatar - Wrong

6 – More than 80 percent of internet lovers create one avatar – True

6 – Those who socialize in the virtual worlds will easily mix with others in reality -Wrong

Комментарий: после повторного однократного прослушивания каждого абзаца текста учитель останавливает запись и задает контрольные вопросы из приведенного выше списка; по каждому предложению учащиеся определяет соответствующий статус информации из трех предложенных (true-false-not stated) и учитель сообщает верные ответы; важно помнить два варианта выполнения задания: а) предложения-вопросы либо зачитываются преподавателем вслух без зрительной опоры (для среднего и сильного класса), либо со зрительной опорой (для слабого класса); напротив каждого утверждения даны готовые ответы для учителя.

9. Полное понимание прослушанного текста. Время: 4 минуты

Listen to the complete text a third time and choose ‘True’, ‘False’, ‘Not Stated’ for the statements below.

  • When you are online, you can take on any identity. - T
  • Avatars first appeared on Internet chats. - F
  • Some people spend a lot of money on their avatars. - T
  • People use avatars to express their own identity. - T
  • A person’s avatar is usually not as good-looking as he/she is in real life. - F
  • Virtual worlds will be more expensive in the future. - NS
  • Teachers should also have their own avatars and chat to their students online. - NS

Комментарии: прослушивание текста идет без пауз от начала до конца; утверждения даны на экране, учащиеся делают пометки в рабочих тетрадях и по окончании прослушивания зачитывают вслух каждое утверждение и называют ответ; учитель подтверждает или исправляет, делая необходимые пояснения с опорой на текст оригинала.

Постаудитивный этап - After-Listening Stage

10. Theme-based Speaking. Время: 3 минуты

Listen to the same text again and prepare any three questions on the topic of the text.

Комментарий: учащиеся быстро записывают вопросы в рабочие тетради, преподаватель обходит класс и при необходимости корректирует лексико-грамматическую правильность вопросов.

11. Свободное общение. Время 3 минуты

Rotating circles. Ask each other and answer each other’s questions.

Комментарий: учащиеся стоят в свободном пространстве класса, образуя два замкнутых круга – внутренний и внешний с одинаковым количеством учащихся, повернутые лицом друг к другу; по команде учителя, учащиеся начинают задавать друг другу вопросы и отвечать на них; затем следует сигнал учителя и участники внешнего круга делают шаг по часовой стрелке и встречаются с другим участников внутреннего круга (внутренний круг стоит на месте); и так продолжается пока минимум каждый участник внешнего круга не сменить минимум 3 собеседников.

Завершающий этап рефлексии и оценивания

12. Wrapping-Up Stage. Reflections and Assessments. Время: 1 минута

Go back to the aims of the lesson, say:

  • what you have learned and managed to practice today
  • what was successful and useful
  • what was challenging and debatable
  • what and how many new words you remember

Конец урока

        

Текст для аудирования к заданиям 7-9 (3-3,5 минуты)

Simon Boswell investigates the weird and wonderful world of online avatars.

  1. When you are online, you can be anyone or anything – you can create your own image and a new personality, you can be anyone you want to be.
  2. The first, simple two-dimensional avatars appeared in the mid 1980s in role-playing computer games. By the late 1990s, they were in web chats like Instant Messenger. Nowadays, avatars are everywhere. In most chats, people use simple, ready-made images or upload their own images but you can also use dynamic avatars that move around and talk when you type in your message.
  3.  Avatars in online worlds like Second Life can talk, walk and fly around, meet people, go shopping or go to classes. There is lots of room for creativity and you can get a brand-new identity. If you’re well-off, you can spend a fortune on buying virtual clothes and jewellery for your well-dressed, fashion-conscious avatar.
  4.  Of course, the avatar you choose says a lot about your personality. If your blog avatar is a picture of a kitten, your message is ‘I’m playful, laid-back person’. Well-known cartoon characters or laughing chimpanzees say ‘I’m a really funny person’.
  5. Surprisingly, most people create avatars that look more or less like them and behave like them. However, nearly all avatars are tall, young and nice-looking so people obviously make a few improvements to their bodies and they also experiment with things like long hairs, tattoos and piercings. Many people have more than one avatar, a sensible one for work, a good-looking, easy-going one for meeting people and a silly one for having fun.
  6. Soon, over eighty percent of Internet users will have at least one avatar and in some countries there will be more avatars than real people. Some people say that we spend too much time in virtual worlds and will become afraid of meeting people in the real world. Others look forward to the time when their avatar will look and act like a real person and be able to travel around bigger, more exciting virtual worlds.

        Заключительные комментарии

        При планировании урока необходимо четко указывать его тип – обучение аудированию (Teaching Listening Comprehension). Целеполагание для данного урока включает в себя все основные требования современной коммуникативной методики, методической науки и требований ФГОС и выглядит следующим образом:

Практическая цель:

  • развитие рецептивного умения (научить) понимать на слух фактическое содержание монологического высказывания, эмоциональное состояние и отношение говорящего к фактам, сообщать об этом устно
  • развитие рецептивного умения (научить) определять и вычленять три вида информации в прослушанном монологическом высказывании: True – False – Not Stated

Познавательная цель:

  • знать и уметь использовать основные лексические единицы, вбирающие в себя ключевое содержание высказывания
  • знать риторические элементы текста, вбирающие в себя искомую смысловую информацию

Развивающая цель:

  • развитие оперативной памяти для полного распознавания и многократного, осознанного использования тематических лексических единиц, словосочетаний, кратких и развернутых высказываний в объеме до 30 слов
  • развитие объема оперативной памяти для удержания и последующего использования смысловой информации аудируемого текста длительностью 2-3 мин

Планируемые результаты урока для обучающихся:

  1. Практический (предметный) результат:
  • понимают фактическое содержание монологического высказывания, основываясь на принципах логики и понимания значения контекста
  • научились понимать разные статусы информации – верно, неверно, отсутствует
  • выучили значения 10-15 новых слов
  1. Метапредметные результаты:

а) коммуникативный результат:

  • умеют вычленять основную и второстепенную смысловую информацию в потоке звучащего монологического высказывания (текста) длительностью 1,5 – 2 минуты
  • умеют определять мнение и позицию говорящего по заявленной теме
  • умеют использовать содержание прослушанного текста для ведения тематической беседы
  • умеют высказывать согласие или несогласие в отношение заявленных аргументов и объяснять собственное мнение

б) познавательный результат:

  • умеют вычленять и записывать незнакомую лексику и определять значение лексических единиц по контексту
  • умеют вычленять три вида информации - верная, неверная, не представлена - и находить подтверждение в прослушиваемом тексте
  • легко определяют риторическую структуру высказывания: тезис-формулировка темы, развитие высказывания, примеры, завершение высказывания и т.п.

в) регулятивный результат

  • устанавливают степень знания или незнания лексического материала и сигнализирует об этом
  • умеют быстро пользоваться справочными пособиями или вести учебный диалог с учителем с целью определения значения слов
  • умеют самостоятельно контролировать и развивать механизмы оперативной памяти (распознавание, установление смысловых связей, осуществление смысловых замен, внутреннее проговаривание, устный внутренний перевод, письменная фиксация смысловых фрагментов) для удержания требуемого объема информации;
  • понимают и объясняют взаимосвязь между целеполаганием и достигнутыми результатами
  • удерживают значительный объем смысла высказывания
  1. Личностные результаты:
  • осознают и умеют оценивать объем и качество проделанной учебной работы
  • понимают важность личной заинтересованности и готовности к внимательному слушанию говорящего
  • понимают ведущие смыслы прослушиваемого высказывания, умеют оценивать ее критически и интерпретировать
  • умеют использовать полученные знания (язык и смысловое содержание) для целей межличностного общения

Естественно, что приведенные цели и результаты характеризуются некоторой избыточностью. Преподаватель имеет возможность выбрать необходимые позиции целеполагания для включения в собственную модель урока.

Предложенные методические рекомендации, по нашему мнению, основаны на известных принципах сознательно-коммуникативного подхода к обучению иноязычной речевой деятельности и системно-деятельностного подхода в педагогике и отвечают текущим и перспективным образовательным стандартам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

«Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС (основная школа)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС (основная школа)...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: « Пути формирования навыков и умений самостоятельной работы на уроках биологии».

Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомнюДай мне действовать самому, и я научусь...Китайская мудрость...

Формирование коммуникативных компетенций в контексте требований ФГОС

В проекте представлены примеры специально сконструированных диагностических метапредметных заданий, коммуникативных игр и задач, направленных на оценку уровня метапредметных результатов....

Основные принципы коммуникативного подхода в обучении английскому языку применительно к учащимся начальной школы

Основные принципы коммуникативного подхода в обучении английскому языку применительно к учащимся начальной школы...