Воспитание личности учащегося через иностранные языка
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Проблема: Свободный доступ школьников к сети Интернет, грозит опасностью вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность, формированием негативных качеств личности. Чаще всего, под влияние попадают дети, без активной гражданской позиции. Поэтому будущее России определяется уровнем воспитания и обучения молодежи, духовного развития и гражданского становления.
Актуальность формирования гражданской позиции закреплена в конституции РФ, а современная стратегия развития воспитания определена Распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. на период до 25 года" и направлена на формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, чувства причастности к историко-культурной общности российского государства.
Решить проблему возможно при использовании новых воспитательных “механизмов”, которые привели бы в движение всю воспитательную систему школы, на мой взгляд, это “усиление гуманитарной и практической направленности учебных предметов, помогающих обучающимся освоить ценность общества и культуру, в которой они живут, то есть становление их гражданской позиции”.
Сущность опыта заключается в создании условий для формирования чувства патриотизма и гражданской зрелости средствами иностранного языка через систему знаний и умений, опирающуюся на субъективный опыт личности школьника, через организацию различных видов деятельности, для достижения высокого уровня компетентностей воспитанника.
Цель: формирование личности с активной гражданской позицией способной к социализации, обладающей высокой нравственностью, проявляющей уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Основной задачей реализации воспитательного компонента является формирование у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка и к России, в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности и в воспитании культуры общения для поддержания интереса к формированию познавательной активности.
Важным фактором реализации цели и задач гражданского воспитания средствами иностранного языка становится поликультурность как осознание подростком себя представителем и носителем своей национальной культуры, в то же время понимание и уважение культуры другого народа, уважение достоинства человека другой национальности.
Все направления воспитательной системы школы, способствуют формированию гражданской позиции ученика. Можно выделить 3 основных компонента: Интеллектуальный компонент, Эмоционально-чувственный компонент, деятельностный компонент (картинка ученика из 3х элементов: голова с мыслями, грудь с сердцем и руки). (Много раз не повторять слово компонент, оно будет на слайде)
Интеллектуальный компонент. Преподавание иностранного языка в современной школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. У учащихся формируются такие общечеловеческие ценности, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий о себе и своей стране с вновь полученными знаниями. Этому способствуют задания под рубриками “Die Kultur ” и “Das bin ich”“ Culture Corner” и “Spotlight on Russia”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. В сравнении зарубежного сверстника и самих себя, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям. Особенно актуально это является при введении второго языка. Здесь происходит сравнение уже двух иностранных культур и родной. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями малой родины. Иностранный язык, в образовательном пространстве школы, формирует коммуникативную компетенцию школьника, способствует речевому развитию, расширению кругозора. Учащиеся приобретают не только знания основ языка, но и навыки пользования чужим языком как средством общения. Для этого используются различные формы: уроки-конференции на языке, доклады, презентации, проекты, исследовательские работы. Опыт практической работы, показывает, что плодотворным для гражданского воспитания учащихся на уроках иностранного языка является изучение текстов, тематика которых отражает вопросы о проблемах участия детей в военных конфликтах, терроризме, национализме. Например, в разделе «Проблемы подростков» мы обсуждаем эти вопросы. Важным является также подбор и адаптация к текстам учебника дополнительной литературы (статьи из газет и журналов, книги). При этом большую роль играет интеграция в учебный процесс мультимедийных и интерактивных возможностей сайтов, размещенных в международной сети Интернет и посвященных опыту гражданского воспитания школьников в стране изучаемого языка.
Принимая участие в олимпиадах по иностранным языкам, ученики отвечают не только на вопросы по грамматике и лексике, но и умело оперируют страноведческими знаниями, культурными и историческими аспектами, сравнивают историю и культуру стран. Олимпиада по немецкому языку: Линд Е. победитель, Анпилова Ю-призер 2019
Уроки Иностранного языка способствуют воспитанию гражданина России, который любит свою Родину и достойно представляет её в межкультурном общении с представителями других стран.
Эмоционально-чувственный компонент включает в себя формирование гражданской позиции школьника на основе приобщения к общечеловеческим ценностям. Технология "Диалога культур" – технология коммуникативного интенсивного обучения иноязычной культуре, способствует формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим народам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры; воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству. Рассмотрим роль толерантности в формировании гражданской позиции: уход от противопоставления, конфронтации, ксенофобии; сохранение и обогащение как русской культуры, так и национального своеобразия народов, населяющих Россию. В школе ежегодно проходит ярмарка «Кухни народов мира», а вырученные деньги идут на благотворительность.
Учителями иностранного языка нашей школы проводятся внеклассные мероприятия: инсценировки сказок на немецком и английском языках:, Теремок для учащихся и воспитанников детсада; Снежная королева на занятиях внеурочной деятельности сказки страноведческие праздники Пасха и Рождество. Мной разработан и проведён муниципальный конкурс «Рождество в Немецкоговорящих странах». И приняли участие «Рождество в Англоговорящих странах» Лебедев И. II место, Каплюшева К. IIместо 2019. Команда 5кл II место, 6,7 класс II место 2019. Все мероприятия направлены на воспитание чувства прекрасного, развивают понимание значимости культуры и искусства различных народовНа занятиях по внеурочной деятельности мы разучиваем песни на иностранных языках, изучаемих традиции и культуры. Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «der Spiegel», «Wir sind verschieden“. В играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей. Волшебная ЛАВКА. как пример, а практикум в конце выступления.
Обращение к материалам краеведческого характера об этнических немцах нашего района, приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они познакомились в семье, обогащает подростков духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В нашей школе есть немало учащихся с немецкими корнями. В ходе работы над проектом по теме «История семьи в истории России» учащиеся подготовили родословные своих семей, узнали, почему и как их предки переселились на Алтай, что сделали для его развития.
Мы активно сотрудничаем с российско-немецким домом в г.Барнауле , проводим на базе школы бесплатные курсы для учащихся, регулярно посещаем курсы при поддержке организации «Немцы Алтая» (и, например, Кленова Т.В., приняла участие в проекте по обмену учителями и посетила Германию, ) с целью совершенствования навыков разговорной речи и обучения преподавания иностранного языка в ДОУ. Учащиеся школы, имеющие немецкие корни, а их большое количество, имеют возможность получить дополнительные знания по немецкому языку, принять участие в конкурсах. В 2018году: ученик 10 класса, из семьи этнических немцев Шмаченко Александр в Межрегиональном конкурсе для школьников «Мои этнические корни» стал победителем. Кутлубаев Дмитрий, Линд Елизавета победители онлайн викторины по немецкому языку г.Энгельс; «Von der Sprache zur Geschichte” Немецкий национальный район, Линд Елизавета «Родина у нас одна» региональный конкурс научно-исследовательских диплом 1 степени. Приняли участие в викторинах и играх по истории и культуре немцев России.
Осуществление обучения и воспитания данной технологией положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся, способствует формированию толерантности учеников к носителям любых культурных, религиозных, этнических традиций, воспитанию личности 21 века.
Деятельностный компонент- реализация гражданской позиции. Участие школьника в общественной жизни школы, города, способность противостоять к асоциальным действиям (ксенофобии) унижению по национальной принадлежности (цыган, кавказцев, немцев), что очень актуально для нашего города. В процессе самореализации проявляется гражданская позиция личности, способность ребенка сохранять и реализовывать ее в различных условиях, обладать иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям.
Гражданско-правовые компетенции, формируемые в процессе обучения, представляют собой не только комплекс знаний, умений и навыков, но и освоение, применение, анализ чужого и собственного социального опыта, необходимые каждому гражданину в повседневной жизни.
Формами работы со старшеклассниками являются: социальная практика в организации жизни класса, школы, социума; (клуб «Я –патриот») организация деятельности школьного органа самоуправления; работа волонтерами. пример уборка немецкого кладбища в Самарке.
Сегодня важными условиями воспитания гражданственности школьников в ходе освоения ими иностранного языка выступают гуманизация межличностных отношений в процессе обучения и стимулирование личностной активности для развития умений слушать других, общаться, четко аргументировать свою позицию, выражать свои мысли, проявлять солидарность, ответственность, самостоятельно принимать решения. В процессе изучения иностранного языка в таких условиях формируется и проявляется готовность школьников к совместной деятельности и сотрудничеству. Особое внимание следует уделять детям с ОВЗ и поучиться отношению к инвалидам. В некоторых европейских странах, даже нет слова, которое мы можем перевести как «Инвалид». Иностранцы используют «Человек с ограниченными возможностями». Таким образом, отношение к таким ученикам становится более благоприятным и сами ученики имеют возможность раскрыться как личность.
Знакомство школьников с опытом гражданского воспитания английских сверстников, непосредственное общение с ними, а также создание совместных проектов с помощью международной сети Интернет, дают возможность подросткам не только обогатить свои знания в области граждановедения и иностранного языка, но также позволяют им проявить свою гражданскую позицию, выступая в качестве представителей своей страны и носителей ее духовной культуры, признавая при этом равенство и достоинство различных культур, традиций и мнений. Так, например, работая над исследовательской работой по образованию в Швейцарии (Линд Е 2 место в муниципальном этапе), была организованна интернет переписка со сверстниками и студентами немецкоговорящих стран: Германии и Швейцарии
Результат работы:
- налажена стабильная работа органа классного самоуправления;
- созданы условия для реализации программы гражданско- патриотического воспитания;
- смоделирована и активно внедряется система внеурочной деятельности класса,
- достигнуто взаимодействие классного руководителя и педагогов с родителями, налажено сотрудничество и сотворчество;
Заключение Итак: только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию гражданской позиции, которая органически сочетает в себе развитие интеллектуального, эмоционального и деятельностного компонентов в развитии учащихся, позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.
Гражданское воспитание школьников средствами иностранного языка дает возможность формировать у юных граждан России навыки гражданского поведения, патриотизма, помогает им включиться в жизнь демократического государства, а также положительно влияет на процесс изучения самого языка как учебного предмета.
Литература:
Анатольева, Н.С. Воспитание культуры межличностных отношений у учащихся в поликультурной среде/М.Просвещение.- 2008. №3. С. 60-64.
Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.2003.№2.с.22.
Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя. М., 1992. С. 19.
Гуляева И. Л. «Гражданином быть обязан…»// — М.Педагогика, 2008.
Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М. Просвещение, 1983.
Мясищев В. Н. Структура личности и отношений человека к действительности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013
Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // — М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося через проектные технологии...
«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...
Доклад на тему: «Становление личности учащихся через компетентностный подход в процессе преподавания русского языка и литературы»
главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиц...
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ
В статье рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием различных современных информационно-коммуникацио...
Воспитание личности ребенка через сотрудничество классного руководителя и педагогов дополнительного образования.
Из опыта работы классного руководителя....
Статья "Использование современных информационных технологий как фактор воспитания конкурентоспособной личности на уроках иностранного языка"
В статье представлен материал об использовании современных информационных технологий на уроках иностранного языка...
Доклад по теме: "Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языка"
Воспитание и развитие личности на уроках иностранного языкаВсе понимают, насколько важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Когда спорят о том, нужен ли иностранный язык ...