Формирование языковой компетенции обучающихся в рамках ФГОС СПО по ТОП-50
статья
В настоящее время происходит переосмысление целей, задач и перспектив развития профессионального образования как системы. В послании Федеральному Собранию (4 декабря 2014 года) Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
Формирование языковой компетенции обучающихся
в рамках ФГОС СПО по ТОП-50
Доклад в рамках круглого стола ТМО преподавателей русского и иностранных языков по теме «Качество организации образовательного пространства в системе СПО»
подготовила: преподаватель
немецкого языка Безрукова Т.Г.
г. Бийск
15.11.2018 г.
О качестве образования в профессиональном колледже можно судить по ответам на следующие вопросы: Кого учим? Чему учим? Кто учит? Как учим? Каковы ресурсы? Кто и как управляет колледжем? При этом очень важной составляющей высокого качества образования является психологическая проблема, какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги и хотят ли учиться обучающиеся в новых условиях? Ответ на данный вопрос должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов должна быть положительной и общественно значимой.
В настоящее время происходит переосмысление целей, задач и перспектив развития профессионального образования как системы. В послании Федеральному Собранию (4 декабря 2014 года) Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»
В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями поставлена задача: ожидая выхода переработанных ФГОС СПО, самим инициировать переработку образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.
Многие колледжи уже активно ведут работу по внедрению эффективных учебных планов. Эффективность заключается в возможности презачета обучающимся результатов дисциплин, профессиональных модулей (или его части) на этапе поступления и в ходе обучения, при предъявлении соответствующих подтверждающих документов; возможности выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута (самостоятельное формирование набора дисциплин, профессиональных компетенций из вариативной части, темпов изучения, времени сдачи промежуточной аттестации). В структуру повышения эффективности образовательного процесса входит разработка программ формирования профессиональных компетенций в области иностранного языка, а именно разработка оценочных средств по уровням языковых компетенций, формирование методической платформы в разрезе профессий/специальностей.
Формирование общей компетенции, связанной с использованием профессиональной документации на иностранном языке может осуществляться как в рамках дисциплины ОГСЭ, так и в рамках междисциплинарных курсов.
На специальности «Гостиничный сервис» можно привести пример изменений в преподавании иностранного языка. Иностранный язык выдается в рамках цикла ОГСЭ, где изучаются общие бытовые темы и ОП Иностранный профессиональный, где изучаются темы по профессиональной деятельности, который по учебному плану стоит во 2 семестре 3 курса. Таким образом, преподаватели в рамках дисциплины не успевают подготовить студентов к профессиональным конкурсам, конкурсам WorldSkills Russia, которые проходят регулярно в ноябре и в марте. Приходится переходить на индивидуальный уровень подготовки. Сейчас по специальности «Гостиничное дело» в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» колледжами планируется повышение уровня владения деловым иностранным языком до уровня В1, введение второго иностранного языка и включение профессионального иностранного языка в МДК, например, разработка экскурсионной программы на иностранном языке. Некоторые колледжи предлагают ввести подготовку выпускных квалификационных работ с защитой на иностранном языке
Перед преподавателями иностранного языка появляются новые задачи:
- знать нормативную документацию
- взаимодействовать с преподавателями спецдисциплин
- повышать квалификацию, возможно, проходить профессиональную переподготовку
- подбирать подходящую литературу, разрабатывать оценочные средства по уровню языковых компетенций.
- подбирать новые эффективные методики сквозного использования языковых коммуникаций при освоении специальных дисциплин
Необходимо внедрять инновационные подходы в обучении, создавать условия для того, чтобы каждый студент полностью реализовал себя, стал подлинным субъектом учения. Обучение по мнению ученых-теоретиков должно быть вариативным к индивидуальным особенностям самих обучающихся.
Одним из средств реализации индивидуального подхода является именно разноуровневое обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Разноуровневое обучение учитывает доминирующие особенности различных подгрупп студентов, что позволяет считать это обучение одним из современных подходов к организации учебного процесса. При этом уровень эффективности этого обучения во многом зависит от возможностей выявления и учета индивидуальных особенностей подгрупп студентов, от уровня разработки средств управления их учебно-познавательной деятельностью. Разноуровневое обучение предполагает не только накопление знаний, умений, навыков, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации, что весьма важно для последующей самостоятельной профессиональной деятельности. Обучающая среда не может предложить будущему специалисту нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляющие ему возможность самому определять траекторию индивидуального развития.
Методическая основа разноуровнего обучения постоянно требует совершенствования. Успешность профессиональной деятельности преподавателя в процессе обучения студентов обеспечивается реализацией следующих принципов:
− ориентирование на развитие личности;
− выявление способностей студента как субъекта;
− признание субъективности обучающегося как самоценности;
− раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы.
При организации разноуровнего обучения студентов можно выделить несколько этапов:
− определение критериев, на основе которых выделяются подгруппы обучаемых;
− распределение студентов по подгруппам с учетом результатов диагностики;
− разработка разноуровневых заданий для созданных подгрупп;
− мониторинг освоения студентами учебного материала, в соответствии с которым может измениться состав подгрупп и характер разноуровневых заданий.
При этом целесообразно использовать два основных критерия: обученность и обучаемость. По мнению психологов, «обученность – это определенный итог предыдущего обучения». Показателями обученности могут служить достигнутый студентом уровень усвоения знаний, умений, навыков, качество знаний и навыков (осознанность, обобщенность), способность и приемы их приобретения. Обучаемость трактуется как «восприимчивость студентов к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, как совокупность интеллектуальных свойств, от которых во многом зависит успешность обучения». Следует особо отметить, что в процессе обучения студентов основными показателями их развития могут быть:
− фонд действенных знаний;
− потенциальные возможности обучаемого;
− темп продвижения в освоении нового материала.
Учебное взаимодействие со студентами позволяет отметить ряд следующих закономерностей:
1) если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения;
2) сравнительно высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствует о недоработках в организации обучения. Студенты такой подгруппы имеют потенциальные возможности для улучшения показателя уровня обученности;
3) высокие показатели обученности при низком уровне обучаемости в практике редки, что может свидетельствовать о стабильном прилежании студента;
4) наиболее трудный вариант - сочетание низкого уровня обученности и обучаемости.
Только при повышении уровня обучаемости можно постепенно улучшить результаты учебной деятельности данной подгруппы студентов.
Разноуровневое обучение осуществляется в условиях ежедневных учебных занятий, что предусмотрено учебным планом для освоения материала, но не за счет того, что одним студентам дается меньший объем материала, а другим – больший. Студентам предлагается, безусловно, одинаковый объем, ориентированный на различные уровни его усвоения.
базовый уровень | продвинутый уровень | высокий уровень |
Минимум знаний и умений, достижение которого обязательно всеми студентами. Задания базового стандарта, выполняя которые, студент овладевает конкретным материалом курса на уровне его воспроизведения | Некоторые дополнительные знания и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях (при выполнении заданий разной сложности). Задания, которые расширяют материал базового уровня, конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий | Дополнительные сведения, углубляющие знания студентов по разделам междисциплинарного курса и формирующие умения выполнять задания повышенной сложности. Задания, выполнение которых требует осознанного, творческого применения знаний. |
Разноуровневое обучение организуется на всех этапах изучения курса, что предусматривает:
− обеспечение определенного уровня овладения знаний, умений, навыков (от репродуктивного до творческого);
− обеспечение определенной степени самостоятельности студентов в процессе обучения (от постоянной помощи со стороны преподавателя
– работа по образцу, дополнительная конкретизация, методические указания и т.д. до полной самостоятельности).
В процессе обучения важную роль играет обратная связь, как для преподавателя, так и для студента. Обратная связь позволяет преподавателю контролировать процесс разработки и введения разноуровневых заданий, корректировать свои действия, сопоставляя полученные результаты с ожиданием. Большое значение имеет также диагностика процесса и результатов обучения, которая включает: процесс установления успехов и трудностей; сопоставление запланированного результата с эталонными требованиями стандартами; суждение о результатах обучения, позволяющее стимулировать повышение качества учебной работы студентов.
Разноуровневое обучение не только обеспечивает овладение знаниями, умениями и навыками определенного уровня, но и повышает мотивацию студентов к обучению, способствует успешному усвоению междисциплинарного курса.
В новом ФГОС делается попытка, предоставить большую свободу действий, результаты оценивать по уровню развития компетенций у выпускников. Переход на новую парадигму образования и существенную корректировку разрабатываемой и внедряемой системы обеспечения качества образовательной деятельности потребует значительных усилий.
В контексте рассматриваемой темы, обеспечение качества – это создание определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей. К ним прежде всего относятся учебно-методическое, финансовое обеспечение, материальная база, способности персонала, подготовленность студентов, информационное обслуживание и многое другое.
Актуальные проблемы преподавания иностранного языка на сегодняшний день на наш взгляд следующие: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ССУЗов, имеющих профессиональную направленность; недостаточное количество часов для достижения поставленных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. ее решение обусловлено ря...
Формирование языковой компетенции на уроках английского языка
В статье рассматривается система работы с пособием "Звуковая мозаика" по формированию языковой компетенции на уроках английского языка....
Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся
В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....
Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»
Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...
Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка в процессе формирования языковой компетенции.(Примеры из практики)
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учеников, обучение практическому овладению иностранным языкам. Перед учит...
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В данном материале подробно рассматриваются задания в формате ЕГЭ из УМК "Английский в фокусе" 10, 11 классы. УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает реализацию одной из задач образо...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...
Комментарии
Татьяна Георгиевна! Спасибо
Татьяна Георгиевна! Спасибо за информацию! Очень нужная! Мы тоже уже второй год работаем с ТОП-50, поэтому для меня данная тема очень актуальна. Возьму себе на заметку!