Формирование языковой компетенции обучающихся в рамках ФГОС СПО по ТОП-50
статья

Безрукова Татьяна Георгиевна

В настоящее время происходит переосмысление целей, задач и перспектив развития профессионального образования как системы. В послании  Федеральному Собранию (4 декабря 2014 года) Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году  как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное  профессиональное

образовательное учреждение

«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»

Формирование языковой компетенции обучающихся

в рамках ФГОС СПО по ТОП-50

Доклад в рамках круглого стола ТМО преподавателей русского и иностранных языков по теме «Качество организации образовательного пространства в системе СПО»

        

подготовила: преподаватель

немецкого языка Безрукова Т.Г.

г. Бийск

15.11.2018 г.

  О качестве образования в профессиональном колледже можно судить по ответам на следующие вопросы: Кого учим? Чему учим? Кто учит? Как учим? Каковы ресурсы? Кто и как управляет колледжем? При этом очень важной составляющей высокого качества образования  является психологическая проблема, какова мотивация участников образовательного процесса: хотят ли учить по-новому педагоги  и хотят ли учиться обучающиеся в новых условиях? Ответ на данный вопрос должен быть только один: для обеспечения высокого качества образования мотивация основных участников образовательного процесса - преподавателей и студентов должна быть положительной и общественно значимой.

В настоящее время происходит переосмысление целей, задач и перспектив развития профессионального образования как системы. В послании  Федеральному Собранию (4 декабря 2014 года) Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году  как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…»

В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями поставлена задача: ожидая выхода переработанных ФГОС СПО, самим инициировать переработку образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

Многие колледжи уже  активно ведут работу по внедрению эффективных учебных планов. Эффективность заключается в возможности презачета обучающимся результатов дисциплин, профессиональных модулей (или его части)  на этапе поступления и в ходе обучения, при предъявлении соответствующих подтверждающих документов; возможности выбора обучающимся индивидуального образовательного маршрута (самостоятельное  формирование набора дисциплин, профессиональных компетенций из вариативной части, темпов изучения, времени сдачи промежуточной аттестации). В структуру повышения эффективности образовательного процесса входит  разработка программ формирования  профессиональных компетенций в области иностранного языка,  а именно разработка оценочных средств по уровням языковых компетенций,  формирование методической платформы в разрезе профессий/специальностей.

Формирование общей компетенции, связанной с использованием профессиональной документации на иностранном языке может осуществляться как в рамках дисциплины ОГСЭ, так и в рамках междисциплинарных курсов.

На специальности «Гостиничный сервис» можно привести пример изменений в преподавании иностранного языка.  Иностранный язык выдается  в рамках цикла ОГСЭ,  где изучаются общие бытовые темы и ОП Иностранный профессиональный, где изучаются темы по профессиональной деятельности, который по учебному плану стоит во 2 семестре 3 курса.  Таким образом, преподаватели в рамках дисциплины не успевают подготовить студентов к профессиональным конкурсам, конкурсам WorldSkills Russia, которые проходят регулярно в ноябре и в марте. Приходится переходить на индивидуальный уровень подготовки. Сейчас по специальности «Гостиничное дело» в рамках дисциплины «Иностранный язык в профессиональной деятельности» колледжами планируется повышение уровня владения деловым иностранным языком до уровня В1, введение второго иностранного языка и включение профессионального иностранного языка в МДК, например, разработка экскурсионной программы на иностранном языке. Некоторые колледжи предлагают ввести подготовку выпускных квалификационных работ с защитой на иностранном языке

Перед преподавателями иностранного языка появляются новые задачи:

- знать нормативную документацию

- взаимодействовать с преподавателями спецдисциплин

- повышать квалификацию, возможно, проходить профессиональную переподготовку

- подбирать подходящую литературу, разрабатывать оценочные средства по уровню языковых компетенций.

- подбирать новые эффективные методики сквозного использования языковых коммуникаций при освоении специальных дисциплин

Необходимо внедрять инновационные подходы в обучении,  создавать условия для того, чтобы каждый студент полностью реализовал себя, стал подлинным субъектом учения. Обучение по мнению ученых-теоретиков должно быть вариативным к индивидуальным особенностям самих обучающихся.

Одним из средств реализации индивидуального подхода является именно разноуровневое обучение. Оно предполагает организацию учебного процесса с учетом индивидуально-типологических особенностей личности. Разноуровневое обучение учитывает доминирующие особенности различных подгрупп студентов, что позволяет считать это обучение одним из современных подходов к организации учебного процесса. При этом уровень эффективности этого обучения во многом зависит от возможностей выявления и учета индивидуальных особенностей подгрупп студентов, от уровня разработки средств управления их учебно-познавательной деятельностью. Разноуровневое обучение предполагает не только накопление знаний, умений, навыков, но и непрерывное формирование механизма самоорганизации и самореализации, что весьма важно для последующей самостоятельной профессиональной деятельности. Обучающая среда не может предложить будущему специалисту нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляющие ему возможность самому определять траекторию индивидуального развития.

Методическая основа разноуровнего обучения постоянно требует совершенствования. Успешность профессиональной деятельности преподавателя в процессе обучения студентов обеспечивается реализацией следующих принципов:

− ориентирование на развитие личности;

− выявление способностей студента как субъекта;

− признание субъективности обучающегося как самоценности;

− раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы.

При организации разноуровнего обучения студентов можно выделить несколько этапов:

− определение критериев, на основе которых выделяются подгруппы обучаемых;

 − распределение студентов по подгруппам с учетом результатов диагностики;

− разработка разноуровневых заданий для созданных подгрупп;

− мониторинг освоения студентами учебного материала, в соответствии с которым может измениться состав подгрупп и характер разноуровневых заданий.

При этом целесообразно использовать два основных критерия: обученность и обучаемость. По мнению психологов, «обученность – это определенный итог предыдущего обучения». Показателями обученности могут служить достигнутый студентом уровень усвоения знаний, умений, навыков, качество знаний и навыков (осознанность, обобщенность), способность и приемы их приобретения. Обучаемость трактуется как «восприимчивость студентов к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития, как совокупность интеллектуальных свойств, от которых во многом зависит успешность обучения». Следует особо отметить, что в процессе обучения студентов основными показателями их развития могут быть:

− фонд действенных знаний;

− потенциальные возможности обучаемого;

− темп продвижения в освоении нового материала.

Учебное взаимодействие со студентами позволяет отметить ряд следующих закономерностей:

1) если уровень обученности и обучаемости высок, наблюдается оптимальный вариант успешности обучения;

2) сравнительно высокий уровень обучаемости при низких показателях обученности свидетельствует о недоработках в организации обучения. Студенты такой подгруппы имеют потенциальные возможности для улучшения показателя уровня обученности;

3) высокие показатели обученности при низком уровне обучаемости в практике редки, что может свидетельствовать о стабильном прилежании студента;

4) наиболее трудный вариант - сочетание низкого уровня обученности и обучаемости.

Только при повышении уровня обучаемости можно постепенно улучшить результаты учебной деятельности данной подгруппы студентов.

Разноуровневое обучение осуществляется в условиях ежедневных учебных занятий, что предусмотрено учебным планом для освоения материала, но не за счет того, что одним студентам дается меньший объем материала, а другим – больший. Студентам предлагается, безусловно, одинаковый объем, ориентированный на различные уровни его усвоения.

базовый уровень

продвинутый уровень

высокий уровень

Минимум знаний и умений, достижение которого обязательно всеми студентами. Задания базового стандарта, выполняя которые, студент овладевает конкретным материалом курса на уровне его воспроизведения

Некоторые

дополнительные знания

и формирование

прочных умений по

применению этих

знаний в различных

ситуациях (при

выполнении заданий

разной сложности).

Задания, которые

расширяют материал

базового уровня,

конкретизируют

основные знания,

показывают

функционирование и

применение понятий

Дополнительные

сведения, углубляющие

знания студентов по

разделам

междисциплинарного

курса и формирующие

умения выполнять

задания повышенной сложности. Задания, выполнение которых

требует осознанного,

творческого

применения знаний.

Разноуровневое обучение организуется на всех этапах изучения курса, что предусматривает:

− обеспечение определенного уровня овладения знаний, умений, навыков (от репродуктивного до творческого);

− обеспечение определенной степени самостоятельности студентов в процессе обучения (от постоянной помощи со стороны преподавателя

– работа по образцу, дополнительная конкретизация, методические указания и т.д.  до полной самостоятельности).

В процессе обучения важную роль играет обратная связь, как для преподавателя, так и для студента. Обратная связь позволяет преподавателю контролировать процесс разработки и введения разноуровневых заданий, корректировать свои действия, сопоставляя полученные результаты с ожиданием. Большое значение имеет также диагностика процесса и результатов обучения, которая включает: процесс установления успехов и трудностей; сопоставление запланированного результата с эталонными требованиями стандартами; суждение о результатах обучения, позволяющее стимулировать повышение качества учебной работы студентов.

Разноуровневое обучение не только обеспечивает овладение знаниями, умениями и навыками определенного уровня, но и повышает мотивацию студентов к обучению, способствует успешному усвоению междисциплинарного курса.

В новом ФГОС делается попытка, предоставить большую свободу действий, результаты оценивать по уровню развития компетенций у выпускников. Переход на новую парадигму образования и существенную корректировку разрабатываемой и внедряемой системы обеспечения качества образовательной деятельности потребует значительных усилий.

В контексте рассматриваемой темы,  обеспечение качества – это создание определенных условий и выделение необходимых ресурсов, позволяющих достичь поставленных целей. К ним прежде всего относятся учебно-методическое, финансовое обеспечение, материальная база, способности персонала, подготовленность студентов, информационное  обслуживание и многое другое.

Актуальные проблемы преподавания иностранного языка на сегодняшний день на наш взгляд следующие: процесс обучения происходит в искусственной  языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для ССУЗов, имеющих профессиональную направленность; недостаточное количество часов для достижения поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. ее решение обусловлено ря...

Формирование языковой компетенции на уроках английского языка

В статье рассматривается система работы с пособием "Звуковая мозаика" по формированию языковой компетенции на уроках английского языка....

Работа с текстом как средство формирования языковой компетенции учащихся

В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭ в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку....

Обобщение опыта по теме « Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся»

Обобщение опыта по теме "Комплексная работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся"...

Использование Интернет-ресурсов на уроках немецкого языка в процессе формирования языковой компетенции.(Примеры из практики)

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учеников, обучение практическому овладению иностранным языкам.  Перед учит...

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ И ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В данном материале подробно рассматриваются задания в формате ЕГЭ из УМК "Английский в фокусе" 10, 11 классы. УМК «Английский в фокусе» (10–11 класс) обеспечивает реализацию одной из задач образо...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...


 

Комментарии

Падалкина Елена Михайловна

Татьяна Георгиевна! Спасибо за информацию! Очень нужная! Мы тоже уже второй год работаем с ТОП-50, поэтому для меня данная тема очень актуальна. Возьму себе на заметку!