Статья "Коммуникативное обучение иностранным языкам"
статья
В статье описывается использование коммуникативного обучения ИЯ
Что такое коммуникативное обучение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Печерских Т.Ф., Тимофеев Ю.А.
Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова
г. Караганда, Казахстан
Коммуникативный метод обучения (КМО) является ключевым в процессе преподавания иностранного языка (ИЯ). Специфической особенностью КМО является приближение процесса обучения к реальной коммуникации. Изучением КМО занимались многие ученые, в том числе Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд, Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова и др.
Данный метод имеет пять основных принципов: речевой направленности, индивидуализации, функциональности, ситуативности, новизны. Рассмотрим каждый принцип в плане содержания.
Принцип речевой направленности предполагает применение коммуникативно-ценного речевого материала. На уроке используются различные предложения и фразы, тесно связанные с текущей коммуникативной ситуацией, для которой в течение урока дается определенный лексический материал.
Принцип индивидуализации должен учитывать особенности учащихся. Свое отношение к среде человек выражает через речь и в связи с тем, что каждый человек уникален, то и речь его сугубо индивидуальна. Индивидуальная же реакция возможна только тогда, когда речевая задача будет соответствовать его интересам и потребностям.
Суть принципа функциональности заключается в том, что любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, так как не происходит переноса, например, когда при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей.
Функциональность определяет отбор и организацию материала, адекватные процессу коммуникации. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Помимо этого необходимо создать обеспечение единства лексической, грамматической и фонетической сторон говорения.
Принцип ситуативности базируется на том факте, что коммуникативность предполагает ситуативность обучения. По утверждению Е.И. Пассова, коммуникативность требует переосмысления понятия «ситуация» и, следовательно, связанного с ним понятия «ситуативность». Под «ситуацией» необходимо понимать не совокупность экстралингвистических обстоятельств, а систему взаимоотношений собеседников, отраженную в их сознании; под «ситуативностью» - соотнесенность высказывания с этими взаимоотношениями [2].
Принцип новизны связан с процессом, характеризующимся сменой темы разговора, обстоятельств и задач. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций [3].
Таким образом, принципы КМО можно отразить в таблице 1.
Таблица 1 – Содержательная сторона принципов КМО
№ | Принцип | Содержание |
1 | принцип речевой направленности | предложения и фразы + текущая коммуникативная ситуация |
2 | принцип индивидуализации | речевая задача соответствует интересам и потребностям учащихся |
3 | принцип функциональности | речевая единица выполняет речевые функции |
4 | принцип ситуативности | соотнесенность высказывания с взаимоотношениями коммуникантов |
5 | принцип новизны | варьирование речевых ситуаций |
Следовательно, исходя из таблицы, мы видим, что КМО основывается на тех принципах, где речевые единицы являются инструментом, который функционирует только при наличии постоянно обновляемой коммуникативной ситуации, соответствующей интересам учащихся и их взаимоотношениям. То есть центральным понятием является личность ученика в условиях коммуникации. И в этом случае происходит не только пополнение лексического запаса, но и обучение применению речевых единиц в общении, что отличает урок ИЯ от других предметов.
Список литературы:
- Ермакова М.А. Ролевая игра как средство формирования коммуникативных навыков. [Электронный ресурс]
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М: Просвещение, 1991. – 223.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-265958-1371125112.jpg)
Дифференциация и индивидуализация в обучении иностранному языку (из опыта работы учителя иностранного языка)
Технология дифференцированного и индивидуального обучения на примере УМК, форм работы на уроке иностранного языка и внеклассной работе в школе с углубленным изучением английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/23/picture-269560-1372009628.jpg)
Доклад "Раннее обучение иностранным языкам" Работа на 3 межмуниципальный дистанционный конкурс учителей иностранных языков «От идеи к творчеству»
Раннее обучение ин.языкам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/12/picture-406672-1402547068.jpg)
статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....
Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку
Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/08/picture-873322-1483884098.jpg)
Доклад на МО учителей иностранного языка на тему:Здоровьесберегающие технологии при обучении иностранному языку
Данный доклад рассказывает о том,что такое здоровьесберегающие технологии,о формах и способах применениях на уроках иностранного языка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-116556-1515877270.jpg)
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/30/picture-1003652-1517297058.jpg)
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...
- Мне нравится (1)