Проект по иностранному языку "Занимательная фонетика"
проект (5, 6, 7, 8 класс)

Хмарина Татьяна Анатольевна

Данный  образовательный проект посвящён проблемам  фонетической зарядки  в рамках вопроса формирования и развития  фонетических и произносительных навыков  на всех этапах обучения иностранному языку. В условиях модернизации и глобализации возрастает потребность в общении и сотрудничестве между народами и странами, которое требует изменений, а именно практической направленности в подходах к изучению иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях. Согласно ФГОС, целью обучения иностранному языку является формирование  коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании,  чтении, письме и устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 26» города Энгельса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 3» города Энгельса

Образовательный проект

Тема: «Занимательная фонетика»

    Проект  выполнили:

Зюзина Инна Анатольевна, учитель английского языка МБОУ «ООШ № 26», руководитель РМО учителей английского языка ЭМР;

Хмарина Татьяна Анатольевна, учитель немецкого и английского языков МБОУ «ООШ №3», руководитель РМО учителей немецкого  языка ЭМР

Руководитель:

Пустынникова Ирина Михайловна, методист центра         МБОУ ДО «Методический центр» города Энгельса

Энгельс, 2016

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………..

  1. Актуальность  проекта……………………………………………...

  1. Цели, задачи, ожидаемые результаты , продукт  ……………….

  1. Аннотация проекта  ………………………………………………..

  1. Этапы реализации проекта ……………………………………….

  1. План мероприятий  …………………………………………………

  1. Ресурсы  …………………………………………………………….

  1. Выводы  ……………………………………………………………

  1. Литература  ………………………………………………………..

1. Введение

«Для изучения языка гораздо важнее свободная

любознательность, чем грозная необходимость.»

(Святой Августин)

Данный  образовательный проект посвящён проблемам  фонетической зарядки  в рамках вопроса формирования и развития  фонетических и произносительных навыков  на всех этапах обучения иностранному языку. В условиях модернизации и глобализации возрастает потребность в общении и сотрудничестве между народами и странами, которое требует изменений, а именно практической направленности в подходах к изучению иностранных языков в общеобразовательных учебных заведениях. Согласно ФГОС, целью обучения иностранному языку является формирование  коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании,  чтении, письме и устной речи. Особое значение в практическом применении языка отводится не только тому, что говорит человек, но и тому, как он это делает.

Способность  построить грамотную речь и продемонстрировать ее звучание, то есть владение фонетическими навыками (правильным произношением, интонацией, ритмом и т.д.), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения любому иностранному языку. Проблема обучения произношению на всех этапах изучения любого  иностранного языка является одной из самых главных проблем в методике обучения иностранному языку, поскольку без правильно поставленного произношения не возможно проявление коммуникативной функции языка.

Обучение фонетике требует от учащегося знания строения речевого аппарата, что представляет собой сложную методическую задачу, поскольку на данном этапе эта информация является наиболее трудной для учащихся и требует больших усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этим умением на строго отработанном, в том числе, и в рамках фонетической зарядки, минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования иноязычной коммуникативно-речевой деятельности. Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной  проблемы - формирование и развитие произносительных навыков у обучающихся. Проектом  предусмотрен объект исследования- процесс обучения школьников фонетической стороне речи, предмет исследования – теория и методология проведения фонетических зарядок с целью обучения звукам и другим элементам фонетической системы иноязычной  речи.

2. Актуальность  проекта

Актуальность   разработки  и создания данного проекта  обуславливается тем,  что он призван  систематизировать полезную для преподавателя английского и немецкого  языка теоретическую базу и методические разработки в сфере обучения фонетической стороне речи в общем и в рамках проведения фонетических зарядок в частности.

Формирование произносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения любой коммуникативной функции. Корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка. Все эти навыки формируются и развиваются в рамках ряда упражнений. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Занимательная фонетика». Воспитание  современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная задача школы в современных условиях

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты , продукт.

Стратегическая цель:

создание благоприятных условий для учителей, поощрение интересного опыта и распространение новых идей повышения качества речевой культуры учащихся в условиях введения и изменения формата устной части в ГИА и ОГЭ.

Тактические  цели:

-создать  условий для выявления творчески работающих учителей;  

  -распространять  передовой  педагогический опыт;

- оказать методическую помощь учителям в организации и проведении уроков.

Задачи:

-Выявить материал, используемый для фонетической зарядки;

-Изучить  типы и виды, а также этапы проведения упражнений направленных на развитие фонетических навыков учащихся всех ступеней обучения;

-Систематизировать особенности методики проведения фонетической зарядки: типы и виды упражнений, методы, этапы и организационные формы их проведения;

Ожидаемые результаты

Создание «методической копилки учителя», как методическое и информационное средство.

Повышение качества речевой культуры учащихся в условиях введения и  изменения формата устной части в ГИА и ОГЭ

Продукт

Создание банка  методических разработок лучших учителей английского и немецкого языков ЭМР по формированию фонетических навыков в процессе обучения иностранному языку обучающихся в образовательном процессе.

4. Аннотация проекта  

Согласно ФГОС, целью обучения иностранному языку является формирование  коммуникативной компетенции школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, , чтении, письме и устной речи. Обучение произношению является требованием программы , поскольку без него невозможно овладеть всеми видами речевой деятельности на иностранном языке, в том числе говорению и чтению вслух. Работа посвящена проблемам фонетической зарядки  в рамках вопроса формирования и развития фонетических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Данный проект предназначен для практического использования учителями английского и немецкого  языков и направлен на  формирование произносительных навыков у обучающихся общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района.

Проект представляет собой разработанную учителями иностранных языков систему упражнений, направленную на формирование произносительных навыков с целью повышения качества образования по иностранным языкам, подготовке учащихся к прохождению ГИА.

Обоснование необходимости проекта

  1. В используемых УМК из Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки Российской Федерации к использованию, не имеется достаточного количества упражнений на отработку произносительных навыков.
  2. Возникла необходимость создания базы методических разработок по формированию фонетических навыков обучающихся в образовательном процессе.
  3. Необходимо использовать и распространять опыт лучших учителей с целью повышения качества подготовки учащихся.
  4. Проект может оказать методическую помощь учителям в организации и проведении уроков.

Актуальность разработки  и создания данного проекта  обуславливается тем,  что он призван  систематизировать полезную для преподавателя английского и немецкого  языка теоретическую базу и методические разработки в сфере обучения фонетической стороне речи в общем и в рамках проведения фонетических зарядок в частности.

Формирование произносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения любой коммуникативной функции. Корректное произношение предполагает сформированность навыков артикулирования звуков и звукосочетаний, владение интонацией, а также умение расставить ударение, соответствующее нормам изучаемого языка. Все эти навыки формируются и развиваются в рамках ряда упражнений.

Педагогическая  целесообразность проекта обеспечивается необходимостью поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования произносительных навыков для развития  коммуникативной компетенции.

Реализация проекта по развитию  коммуникативной компетенции в устной  речи при обучении иностранным языкам направлена на формирование и совершенствование произносительных навыков

Новизна    данного образовательного проекта состоит в разработке методических рекомендаций и подборе упражнений по формированию произносительных и интонационных навыков у обучающихся всех ступеней и на разных этапах урока при обучении иностранным языкам с использованием современных педагогических технологий,  приемов  организации урочной деятельности.

        Разработка и внедрение педагогического проекта стала интересной и чрезвычайно актуальной работой.  Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы, обеспечивающей формирование коммуникативной компетенции учащихся в учебном процессе.

Цель проекта – повысить качество речевой культуры учащихся в условиях введения устной части в ГИА. В результате проведения проекта предполагается создание «методической копилки учителя», как методическое и информационное средство.

Объект проекта: урочная деятельность по формированию произносительных навыков   при обучении иностранному  языку.

Предмет проекта: процесс организации фонетической зарядки при обучении иностранному  языку.

Гипотеза проекта: систематизация  эффективных технологий, методов и приёмов формирования произносительных навыков способствует успешному формированию   коммуникативной компетенции в устной  речи при обучении иностранному  языку.

Поставленная цель предполагает решения следующих задач:

  1. Изучить  типы и виды, а также этапы проведения упражнений направленных на развитие фонетических навыков учащихся всех ступеней обучения.  
  2. Определить нюансы места фонетической зарядки на уроке иностранного  языка.
  3. Выявить материал, используемый для фонетической зарядки;
  4. Систематизировать особенности методики проведения фонетической зарядки: типы и виды упражнений, методы, этапы и организационные формы их проведения.

Предметом исследования является  система упражнений для формирования и развития фонетических  и интонационных навыков в рамках применения фонетических зарядок на уроках английского языка, данные методических и психологических исследований по теме развития фонетической коммуникативной компетенции школьников. В основу данного проекта положены следующие идеи: 

1.распространение опыта лучших учителей;

2.оказание  методической помощи учителям в организации и проведении уроков;

3.выявление творчески работающих учителей.

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы:

-сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- принцип интеграции образовательных областей (социализация, чтение художественной литературы, музыка);

-построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах и методах работы с детьми.

Пути решения проекта:

- продумать  и представить модель того, что будут создавать;

- учесть требования и мнения всех участников проекта;

-разработать систему реализации идей на основе реальной     практики , возможностей учителя.

5. Этапы реализации проекта

Содержание методических задач определило пути и методы реализации проекта. Реализация проекта рассчитана на 3 года : с  мая 2015- по январь 2017 года.

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Подготовительно-проектировочный этап

 Сбор информации и проектирование деятельности.

18.05.2015-30.11.2015

2.

Практический этап

Внедрение проекта в образовательную деятельность.

6.11.2015

3.

Обобщающе - результативный этап

Создание банка методических разработок.

30.01.2017

6. План мероприятий

№ п/п

Название мероприятий

Сроки

Ответственные

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

1

Анкетирование учителей

29.08.2014

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

Учителя иностранного языка ЭМР

2

Актуализация проблемы (анализ результатов ГИА)

 (итогов Всероссийской олимпиады школьников)

9.09.2015

25.11.2015

Пустынникова И.М.

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

Учителя иностранного языка ЭМР

3

Составление плана действий

9.09.2015-15.09.2015

Пустынникова И.М.

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

Учителя иностранного языка ЭМР

2 этап - Практический этап

1

Изучение методических материалов по проблеме

10.09.2015-30.10.2015

Пустынникова И.М.

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

Учителя иностранного языка ЭМР

2

Разработка положения о проведении муниципального конкурса учителей

10.09.2015

Пустынникова И.М.

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1

Проведение конкурса разработок

6.11.2015

Пустынникова И.М.

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

2

Подведение итогов конкурса

19.11.2015

Пустынникова И.М.

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

3

Создание банка данных

Май 2016-Декабрь 2016

Хмарина Т.А.

Зюзина И.А.

Учителя иностранного языка ЭМР

4

Обобщение и распространение передового педагогического опыта

Январь 2017

Учителя иностранного языка ЭМР

7.Ресурсное обеспечение

Информационные:

  • методическая литература по проблеме проекта;
  • Ресурсы сети Интернет;
  • www.1september.ru
  • www . nsportal.ru

Нормативно-правовые:

  • Методическое письмо о преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта начального общего и  основного общего образования;
  •  примерная программа по иностранным языкам, УМК, рекомендованные (допущенные) Министерством Образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
  • учебно-дидактические материалы учителя, аудио материалы;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

Кадровые: 

  • для работы в проекте привлечены педагоги с высшим образованием, любой квалификационной категорией, любого возраста.

Организационные: 

  • работа методического объединения учителей иностранного языка, организация взаимодействия с учителями  школы и города;
  • внедрение ИКТ технологий, техническое обеспечение.

8.Выводы.

Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой  инициативы учителей иностранного языка. Результаты реализации проекта показывают эффективность данного инновационного опыта. Представленный педагогический проект и его результаты будут обобщены на районном методическом объединении, представлен  педагогам Энгельсского района, материалы будут размещены  на сайте  РМО учителей иностранных языков.

Практическая ценность работы – в том, что ее данные могут послужить основой для дальнейших исследований в заданной области, а также могут быть полезны и интересны учителям, студентам и широкому кругу заинтересованных лиц, желающих углубить и расширить свои знания по предмету.    Значимость данной работы состоит в том, что материал, представленный в ней, можно использовать для повышения профессиональной компетентности учителя,  желающих углубить и расширить свои знания по предмету.   

9.Литература

1.     Мильруд Р.П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. – 2004. – №7. – С. 30–36

2.     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157

3. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория обучения иностранным языкам. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005

4. Гебель С.Ф. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка. // Педагогический вестник. – 2013. - №3. – с. 23-24

5. Соловова Е.Н.  Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2005

6.   Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающего компонента в проектах на иностранном языке как условия формирования у учащихся знание о здоровом образе жизни

Введение.Глава Теоретические аспекты формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни.Сущность здоровья и здорового образа жизни.Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе.жи...

Положение о проведении Фестиваля проектов на иностранном языке.

Положение может быть использовано для проведения конкурса проектов....

Конкурс - проект "Родной - Иностранный"

Сценарий проведения дня иностранных языков в школе....

Проект недели иностранного языка в школе «Традиции и обычаи англоговорящих стран»

Расширение  кругозора  учащихся  о традициях и обычаях англоговорящих стран...

Проект недели иностранного языка

Методическая разработка недели иностранного языка. Прописаны цель, задачи и план проведения....

Методическая разработка «Организация и проведение районного конкурса проектов на иностранных языках»

Методическая разработка «Организация и проведение районного конкурса проектов на иностранных языках»    ...

Практики эффективного обучения иностранному языку: защита проектов на иностранном языке

В статье рассматривается защита проектов на английском языке как один из эффективных методов обучения данному языку. Подчёркивается важность развития творческих способностей, навыков устной и письменн...